Русские фильмы про войну 1941−1945

По сей день, спустя 73 года после победы в Великой Отечественной, трагедия тех лет не может оставить равнодушным ни одного человека
Русские фильмы про войну 1941−1945
По сей день, спустя 73 года после победы в Великой Отечественной, трагедия тех лет не может оставить равнодушным ни одного человека
владимир кирдяшов
У каждого режиссера свой взгляд на войну. Даже на ту войну, о которой, казалось бы, сказано все. Михалков, Хабенский, Дроздов, Давлетьяров — в своих фильмах они по-разному описывают один подвиг, подвиг русского солдата. Представляем шесть лучших русских фильмов про Великую Отечественную войну 1941−1945 годов, которые стали по-настоящему культовыми.

«Прощаться не будем»

«Прощаться не будем»
В кино с 21 июня 2018 года

В кино с 21 июня 2018 года
В остросюжетной военно-исторической драме режиссера Павла Дроздова («Лед», 2013 г.) показана героическая оборона Калинина (ныне Тверь) — крайне значительная, хоть и не широко известная страница событий Великой Отечественной.

Теперь уже мало кто помнит, что в своих планах гитлеровцы делали на Калинин особую ставку. Ведь после его взятия им открывалась прямая дорога на Москву.
ИСТОРИЧЕСКИЙ МИФ

До сих пор считалось, что город Калинин (ныне Тверь) был сдан немцам без боя. В ходе работы над фильмом было изучено много документов, где показывалась обратная сторона истории.
В октябре 1941-го регулярные части немецко-фашистских войск подошли вплотную к городу, на защиту которого могли встать лишь две тысячи бойцов, не имеющих даже артиллерии.

Немцы в присущей им манере планировали сходу занять город, но на помощь вот-вот должна прибыть 5-я стрелковая дивизия.
Задача «Пятой» — сорвать стремительное наступление и дать нашим возможность и время для создания прочной обороны на Московском, Ленинградском и Бежецком шоссе.

Тогда гитлеровцы решают заслать в Калинин отряд диверсантов, чтобы не дать советской дивизии подъехать на эшелонах к городу. Диверсанты получили приказ сделать все возможное, чтобы этого не случилось.
СЪЕМКИ ФИЛЬМА

В массовых сценах картины, съемки которой проходили в городе Тверь, были задействованы 500 реальных жителей.

Съемочная группа работала при морозе -30 градусов.
Начальник Калининского гарнизона, майор Павел Сысоев (Андрей Мерзликин) должен обеспечить прибытие дивизии и не дать диверсантам осуществить задуманное. Все осложняется, когда в связях с врагом обвиняют самого Сысоева…
Павел Дроздов
Режиссер
Режиссер шпионского детектива «Прощаться не будем» Павел Дроздов ответил на главные вопросы о своей картине:

— Для кого вы снимали кино?

 — Фильмы про Вторую мировую войну уже давно стали отдельным жанром в кинематографе. Этот фильм для тех, кто не только интересуется своей историей, но и для тех, кто любит фильмы о человеческих судьбах и взаимоотношениях. Для тех, кто любит фильмы, которые держат в напряжении, заставляя вжаться в кресло, но не от страха, а от осознания того, что в нашей жизни возможно все — и даже самые близкие люди могут оказаться предателями.

— Почему вам было важно высказаться именно на эту тему?

 — Я сам родом из города Тверь, поэтому эта история так важна для меня лично! Моя прабабушка, когда была еще жива, рассказывала мне, мальчишке, много леденящих душу историй про войну, и они, безусловно, врезались мне в память. Самое страшное для них — это было состояние внезапности произошедшего. Все они считали, что война где-то далеко, работали, ходили в магазин, и вдруг в один момент она подошла совсем близко. Вот эти впечатления до сих пор не дают мне покоя, они засели где-то глубоко внутри меня. И я считаю своим долгом поведать всем правду о том времени. Тем более мне есть что сказать.

Кроме того, я всегда любил историческую литературу и кино. Наблюдая, за молодым поколением, я понял, что, к сожалению, они не будут смотреть старые советские фильмы, на которых вырос я. Им необходимо рассказывать о нашей истории современным киноязыком. Иначе эту историю расскажет кто-то другой и совсем не с той стороны.
Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.
Режиссер шпионского детектива «Прощаться не будем» Павел Дроздов ответил на главные вопросы о своей картине:

– Для кого вы снимали кино?

– Фильмы про Вторую мировую войну уже давно стали отдельным жанром в кинематографе. Этот фильм для тех, кто не только интересуется своей историей, но и для тех, кто любит фильмы о человеческих судьбах и взаимоотношениях. Для тех, кто любит фильмы, которые держат в напряжении, заставляя вжаться в кресло, но не от страха, а от осознания того, что в нашей жизни возможно все — и даже самые близкие люди могут оказаться предателями.

– Почему вам было важно высказаться именно на эту тему?

– Я сам родом из города Тверь, поэтому эта история так важна для меня лично! Моя прабабушка, когда была еще жива, рассказывала мне, мальчишке, много леденящих душу историй про войну, и они, безусловно, врезались мне в память. Самое страшное для них – это было состояние внезапности произошедшего. Все они считали, что война где-то далеко, работали, ходили в магазин, и вдруг в один момент она подошла совсем близко. Вот эти впечатления до сих пор не дают мне покоя, они засели где-то глубоко внутри меня. И я считаю своим долгом поведать всем правду о том времени. Тем более мне есть что сказать.
Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.
Кроме того, я всегда любил историческую литературу и кино. Наблюдая, за молодым поколением, я понял, что, к сожалению, они не будут смотреть старые советские фильмы, на которых вырос я. Им необходимо рассказывать о нашей истории современным киноязыком. Иначе эту историю расскажет кто-то другой и совсем не с той стороны.
Жанр: шпионский детектив
Режиссер: Павел Дроздов
Продюсер: Алексей А. Петрухин
Сценаристы: Наталья Лебедева, Павел Дроздов, Виктор Куликов, Алексей А. Петрухин
Актеры: Андрей Мерзликин, Егор Бероев, Анна Чурина, Александр Робак, Артур Ваха, Алена Чехова, Андрей Смоляков, Сергей Горобченко, Елена Захарова, Андрей Чадов

«Собибор»

Дата выхода: 2018 год
Кассовые сборы — 311 085 700 руб. или $ 4 959 122
Картина основана на реальных событиях, произошедших в октябре 1943 года. Собибор — это фашистский лагерь смерти, который был расположен на территории Польши.

Он был известен тем, что туда с захваченной фашистами территории свозили евреев. В живых оставляли только тех, кто еще мог как-то выполнять различную работу. Всех остальных после отбора тут же отправляли в газовые камеры смерти. Всего этом лагере погибли около 300 тысяч человек.
История начинается с момента, когда в Собибор прибывают советские военнопленные-евреи. Один из них — Александр Печерский — возглавил сопротивление, а позже и восстание. Это было единственное успешное восстание в нацистском лагере смерти. За территорию концлагеря Собибор тогда вырвались почти 400 человек.

Как советский солдат собрал многонациональное восстание, рассказывает военно-историческая драма, главную роль в которой сыграл Константин Хабенский.
Константин Хабенский выступил в фильме «Собибор» и как актер (именно он сыграл Печерского), и как режиссер:

«Мне было важно показать момент перелома, превращения из советского человека в человека нормального. В чем отличие? У советского общественное стоит превыше личного. Но, пройдя через ужасы и боль, офицер обращает внимание на женщину, которая его любит. И вот в пиковой сцене — во время вечеринки в лагере, где над заключенными издевались, где их убивали, — Печерский превращается в человека нормального. Это такая страшная ночь рождения нового мира. Когда уже приперло и отступать некуда. И когда он признается в любви женщине, что несвойственно советскому человеку в погонах, у него за спиной появляются крылья. И это дает какую-то легкость в тяжелом решении о побеге».
Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.

«28 панфиловцев»

Дата выхода: 2016 год
Кассовые сборы — 385 007 106 руб. или $ 6 014 796
Еще одно героическое сражение, еще одна попытка остановить, не пустить врага на родную землю — подвиг 28 панфиловцев. Осенью 1941-го года гитлеровцы уже стояли в Московской области — возле Волоколамска. Каких-то два часа — и враг будет у столицы. Но именно на этом, Волоколамском шоссе, немецкие части поломали зубы о легендарную 316-ю панфиловскую дивизию (названную по имени генерала Ивана Васильевича Панфилова).
Небольшая группа советских воинов проявила нечеловеческую стойкость. Их оставалось всего 28 бойцов, людей которые своей жизнью и смертью доказали, что русские на сдаются.
После выхода фильма разгорелся нешуточный скандал, в котором режиссера Андрея Шальопа хотели обвинить в том, что подвига героев не было на самом деле. Он ответил недоброжелателям:

«Если говорить о самой истории, то есть безупречный исторический факт: в конце ноября - начале декабря 1941-го родилась история о подвиге панфиловцев. С этой историей мы прожили 75 лет, она в наших сердцах, она - часть нашей национальной культуры. Мы так или иначе будем ее рассказывать, интерпретировать. 28 панфиловцев, так же как и 300 спартанцев, и 26 бакинских комиссаров, это знаковые цифры, это история. В историю вошли 28 панфиловцев. А критиков хотелось бы спросить: друзья мои, а вы можете хотя бы назвать их имена?»
Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.

«Битва за Севастополь»

Дата выхода: 2015 год
Кассовые сборы — 435 521 392 руб. или $ 7 463 948
Фильм о войне снят по биографии легендарной советской женщины-снайпера Людмилы Михайловны Павличенко.

Аспирантка Киевского государственного института Людмила проходит дипломную практику в Одессе, когда в один из дней по радио объявляют, что началась Великая Отечественная война. Она идет на курсы снайперов, чтобы сразу потом отправиться на фронт добровольцем. Людмилу записывают в 25-ю стрелковую Чапаевскую ордена Ленина Краснознаменную дивизию Красной армии.
Там девушка сразу проявляет себя в качестве бойца. Там начинается ее путь героя. Оттуда она по дорогам войны отправится на оборону Севастополя. Людмила Павличенко стала настоящей легендой не только среди своих. Ее боялись фашисты — их снайперы не раз проигрывали дуэль с девушкой.

Но пуля — дура, и Людмила получает ранение. Ее увозят с поля боя, а через несколько дней фрицы входят в город…
Юлия Пересильд называет роль Людмилы Павличенко главной своей киноработой:

«Это, пожалуй, единственная роль у меня, когда режиссер мне доверил провести тему. В моей киноистории очень много военных картин. Но эта – главная моя работа, - поделилась актриса. – Я никогда в жизни ничего подобного не играла. Это мой антипод. Папа растил Людмилу Павличенко как мальчика. Она пришла на войну с мировоззрением солдата. Она пришла с желанием убивать. И лишь потом она поняла, что есть, например, любовь, что ее призвание быть женщиной, быть матерью. Именно поэтому она стала дипломатом и поехала в США в составе студенческой делегации, говорила со сцены: «Мне 25 лет. Я убила 309 фашистов. Не кажется ли вам, господа, что вы слишком долго отсиживаетесь за моей спиной».
Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.

«Сталинград»

Дата выхода: 2013 год
Кассовые сборы — 1 670 288 105 руб. или $ 51 615 825
Картина, рассказывающая о самой масштабной, самой кровавой, переломной битве в Великой Отечественной войне, после которой фашисты поняли, что им войну уже точно не выиграть.

Действие фильма о войне начинается в 1942 году в Сталинграде (ныне Волгоград). Части советских войск после череды разгромов по приказу командования должны провести масштабное контрнаступление против фашистов. Во-первых, выбить их с правого берега Волги. Но наступление неожиданно срывается...
Лишь разведчики под командованием капитана Громова (Петр Федоров) перебираются на другой берег и занимают позицию в одном из домов. Там живет чудом уцелевшая 19-летняя Катерина (Мария Смольникова).

Командование вермахта дает приказ выбить советских солдат из дома. Исполнителем назначен капитан Питер Кан (Томас Кречман). Он с рвением берется за выполнение миссии, тем более что в доме напротив живет девушка Маша (Яна Студилина), так похожая на его умершую супругу...
Этот русский фильм про войну собрал рекордную на тот год кассу, став самым коммерчески успешным в России. И хотя режиссеру Федору Бондарчуку не раз указывали на то, что картина не отражает реальные исторические факты, он справедливо заметил, что целью создателей было не документальное переложение, а так называемая «сказка» в исторических декорациях:

«Нам не один раз указывали, что те сталинградские известные места, которые мы показываем в фильме, - скульптура «хоровод пионеров», здание театра, универмаг - все они находились в разных местах города. Но мы специально собрали все культовые места на одном пятачке - этим мы добились особой коммуникации, особой игры артистов».

Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.

«Брестская крепость»

Дата выхода: 2010 год
Кассовые сборы: 135 965 428 руб. или $ 4 418 766
21 июня 1941 года, Брестская крепость. Именно эта крепость станет первой целью гитлеровских войск на территории СССР. Герои фильма — лейтенант Андрей Кижеватов (Андрей Мерзликин), майор Петр Гаврилов (Александр Коршунов) и комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко).

Натиск фашистов был настолько мощным, что было понятно, что Брестская крепость рано или поздно обязательно падет.
Но советские солдаты не думали сдаваться. Один за другим они умирали, забирая с собой врагов. Кижеватов, Гаврилов и Фомин становятся командирами оставшихся очагов сопротивления. Связь между ними держит мальчик-трубач Саша Акимов (Алеша Копашов) из полкового оркестра.
Режиссер Александр Котт:

«Это было полное психологическое опустошение. Погружение в реалии тех дней было полным - все те 72 дня, что мы снимали "Брестскую крепость", мы находились в Бресте, посреди этих руин.

Это с одной стороны очень помогало, а с другой давило на психику.

А еще актеры так вжились в свои роли, что грань между тем, что вы увидели на экране, и тем, что происходило на съемках, почти стерлась».
Во время съемок сцены в церкви, одна прихожанка приняла актера Юрия Кузнецова в костюме за настоящего батюшку и попросила благословить.
Made on
Tilda