Какой видели Москву будущего футурологи начала ХХ века

И что получилось в действительности. «Комсомолка» сравнила открытки фабрики «Эйнем» 1914 года с современными фотографиями

Елена ПОПОВА, Мария Ворнакова, Михаил Фролов (фото)
В 1914 году московская кондитерская фабрика «Эйнем» (после революции — «Красный Октябрь») выпустила серию почтовых открыток. На них неизвестный художник изобразил Москву XXII — XXIII веков, так, как она будет выглядеть в его представлении. А представление это, разумеется, черпалось из начала века двадцатого: костюмы, дирижабли, пожарные команды — все списано с современников. При этом направление мысли безымянного футуролога было правильное: интенсивное движение, техническое усовершенствование, активное строительство (преимущественно небоскребов).

На оборотной стороне каждой открытки находилось краткое описание рисунка (дальше выделено курсивом).

В общем, мы не стали ждать, когда наступит XXIII век. А уже сейчас сравнили места, изображенные на открытках, с тем, что имеем в реальности.

Красная площадь

«Шум крыльев, звон трамваев, рожки велосипедистов, сирены автомобилей, треск моторов, крики публики. Минин и Пожарский. Тени дирижаблей. В центре — полицейский с саблей. Робкие пешеходы спасаются на лобном месте. Так будет лет через 200».

Полицейский с саблей в ценре Красной площади — аллегория, конечно, сильная. На самом деле движение на главной площади столицы долгое время было довольно оживленное. В 1909 году по ней пустили трамвай, рельсы оставались до 1930 года. В 1938-м по брусчатке поехали автомобили. И только в 1963-м площадь стала пешеходной.

Памятник Минину и Пожарскому (архитектор Иван Мартос) от центральной арки ГУМа в 1931 году «переехал» к Покровскому собору (собор Василия Блаженного). Связано это было со строительством мавзолея Ленина, о чем ни один самый смелый футуролог в 1914 году предположить, разумеется, не мог.
Зато на открытке мы опять видим гигантское строение на территории Кремля. И царит настоящий транспортный хаос.

Кстати, предсказания о воздушном транспорте скоро должны сбыться. В столице собираются развивать сеть канатных дорог и запускать вертолетное такси. И если с канатками все более менее понятно (одна уже успешно работает на Воробьевых горах), то к аэротакси еще масса вопросов: где будут вертолетные площадки, удастся ли получить разрешение на полеты в центре Москвы. Одно слово — футурология!

Центральный вокзал

«Зима такая же, как и при нас 200 лет назад. Снег такой же белый и холодный. Центральный Вокзал Земных и Воздушных Путей Сообщения. Десятки тысяч приезжающих и уезжающих, все идет чрезвычайно быстро, планомерно и удобно. К услугам пассажиров — земля и воздух. Желающие могут двигаться с быстротою телеграмм».

Центральный вокзал Москвы так и не был построен. Должен он был находиться примерно в том месте, где раньше была гостиница «Россия» (открыта в 1967-м, полностью снесена в 2010-м), а сейчас парк «Зарядье» (открыт в 2017 году).

А воздушный транспорт — прообраз нынешнего монорельса и канатных дорог.

Москворецкий мост

«Кремль так же украшает древнюю Белокаменную и с золотыми куполами представляет феерическое зрелище. Тут же у Москворецкого моста мы видим новые огромные здания торговых предприятий, трестов, обществ, синдикатов и т. д. На фоне неба стройно скользят вагоны подвесной воздушной дороги…»

И снова — подвесная воздушная дорога (читай — канатка или монорельс). Еще в начале прошлого века было очевидно перенаселение Москвы и колоссальное количество наземного транспорта, что заставит задуматься о передвижении по воздуху.

Лубянская площадь

«Ясный вечер. Лубянская площадь. Синеву неба чертят четкие линии светящихся аэропланов, дирижаблей и вагонов воздушной дороги. Из-под мостовой площади вылетают длинные вагоны Московского Метрополитена, о котором при нас в 1914-м году только говорили. По мосту над Метрополитеном мы видим стройный отряд доблестного русского войска, сохранившего свою форму ещё с наших времен. В синем воздухе мы замечаем товарный дирижабль Эйнем, летающий в Тулу с запасом шоколада для розничных магазинов».

В этой открытке угадали очень многое. Станцию метро «Лубянка» открыли 15 мая 1935 года в составе первого участка метрополитена. Только линии метро проходили под землей.

Угадывается здание магазина «Детский мир» (сейчас Центральный детский универмаг), построенное лишь в 1957 году.

А еще здесь используется продакт-плейсмент фабрики Эйнем (неявная коммерческая рекламы фирмы-производителя).

Река Москва

«Оживленные, шумные берега большой судоходной Москвы-реки. По прозрачным глубоким волнам широкого торгового порта несутся огромные транспортные и торговые крейсеры и многоэтажные пассажирские пароходы. Весь флот мира — исключительно торговый. Военный упразднен после мирного договора в Гааге. В шумной гавани видны разнохарактерные костюмы всех народов земного шарa, ибо Москва-река сделалась мировым торговым портом».

Конечно, Москву называют «портом пяти морей», но крупные суда в акваторию Москвы-реки не заходят, их причал — Химкинское водохранилище у Северного речного вокзала.

А вот мост через Москву-реку похож по конструкции на Крымский, построенный в 1936—1938 годы — на открытке отчётливо виден центральный пролёт, подвешенный на цепях.

И самая милая утопия — об упразднении военного флота. По мнению футуролога начала прошлого века, должен наступить мир во всем мире. Впрочем, у нас еще есть время до XXIII столетия.

Ресторан «Яр» (театр «Ромен»)

«Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок „старой“ веселящейся Москвы, древний „Яр“ по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям».

Вот уж точно сегодня в этом месте «широкого веселья москвичей» не наблюдается. Хотя в здании до сих пор сохранился ресторан, со стороны улицы Расковой расположен знаменитый отель «Советский», а со стороны Ленинградки — цыганский театр «Ромэн». Само здание после многочисленных перестроек утратило свои купола, делавшие его похожим на вокзал. А на Ленинградском проспекте движение такой интенсивности, что, превратись магистраль в каток, страшных аварий не избежать. По той же причине не стучатся в окно автомобилей «сбитенщики и продавцы горячих аэросаек». Хотя это не фантазия: на ТТК в пробках разгуливают современные лоточники — трогут мороженым, детскими раскрасками и прочей мелочью.

Петровский дворец

«Мы переносимся мысленно в Петровский парк. Аллеи расширены до неузнаваемости. Древний Петровский дворец реставрирован, и в нём сосредоточен Музей Петровской эпохи. Повсюду бьют, сверкая, дивные фонтаны. Лишенный микробов и пыли, совершенно чистый воздух прорезывают дирижабли и аэропланы. Толпы людей в ярких костюмах XXIII века наслаждаются дивной природою на том же месте, где, бывало, гуляли мы, пра-пра-прадеды».

В советские годы в Петровском путевом дворце (архитектор Матвей Казаков) располагалась Военно-воздушная академия имени Жуковского, а в 1998 году его действительно начали реставрировать. Сегодня в здании — отель, музей, организуют торжественные приемы, по восстановленным залам водят экскурсии. Но это, конечно, не толпы. И парк сейчас больше проходное место. «Аллеи не расширены до неузнаваемости». Вместо променада катит восьмиполосный Ленинградский проспект.

Театральная площадь. ЦУМ

«Темп жизни усилился в сто раз. Всюду молниеносное движение колесных, крылатых, пропеллерных и прочих аппаратов. Существовавший ещё в 1846 году Торговый дом Мюр и Мерлиз в настоящее время разросся до баснословных размеров, причем главные отделы его соединены с воздушными железными дорогами. Из-под мостовой вылетают многочисленные моторы. Где-то вдали пожар. Мы видим автомобильную пожарную команду, которая через мгновение прекратит бедствие. На пожар же спешат бипланы, монопланы и множество воздушных пролёток».

«Все позастроили» — одна из любимых жалоб москвичей. Но посмотрите, какой гигантомание страдали футурологи сто лет назад. Напророчили колоссальный торговый центр, буквально задавивший Большой театр. Кстати, торговый дом Мюр и Мерелиз (нынешний ЦУМ) действительно разросся, но не в высоту, а в ширину. Новое помещение построено в 1974-м на месте бывших Голофтеевского и Александровского пассажей, в 2007-м расширено почти до Кузнецкого моста.

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda