ГВЭ по математике 9 класс 2020-2021

Чем Государственный выпускной экзамен по математике после 9 класса отличается от ОГЭ? Всем. Какие задания предстоит выполнить выпускникам и по каким критериям оценивается работа — разбираемся вместе с экспертами

Айгуль Гомбоева
Автор
Дэнсэма Доржиева
Учитель математики Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида
Светлана Гармаева
Учитель математики Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната 1-2 вида
ГВЭ по математике после 9 класса – альтернатива ОГЭ для обучающихся в учреждениях закрытого типа, учеников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Проходит экзамен в письменной форме, но экзаменуемые с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут сдать его и устно.

Длится экзамен 3 часа 55 минут. С собой экзаменуемый может взять линейку, которая не содержит справочной информации, а также основные формулы курса математики с 5 по 9 класс.

Варианты

Существует три варианта экзаменационных работ ГВЭ по математике в 9 классе.

Экзамен с литерой «А» разработан для школьников без ограниченных возможностей здоровья и для некоторых учащихся с ОВЗ: глухих, позднооглохших, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутического спектра. Он также доступен для некоторых других экзаменуемых, которым требуется создание специальных условий, – школьников с диабетом, онкологическим заболеванием, астмой и другими болезнями.

Работа с литерой «С» предназначена для слепых и слабовидящих учащихся, владеющих шрифтом Брайля. Задания практически не отличаются от заданий с литерой «А», однако в них использовано минимум визуальных образов.

Работа с литерой «К» разработана для учащихся с задержкой психического развития и тех, кто учится по адаптированным образовательным программам.

Задания

Экзамен с литерами «А» и «С» состоит из 12 заданий, 10 из которых требуют краткого ответа и 2 – развернутого. Ученикам предстоит продемонстрировать знания из курса алгебры, геометрии, вероятности и статистики: решить уравнения, задачи, неравенства, преобразовать алгебраические выражения, оценить вероятности случайного события и выполнить другие задания. При этом первые 10 заданий относятся к заданиям базового уровня, а последние 2 проверяют освоение математики на повышенном уровне.
Экзаменационная работа для учащихся с задержкой психического развития и обучающихся по адаптированным образовательным программам состоит из 10 заданий.

Ученикам, сдающим экзамен в устной форме, предстоит выбрать один из 15 билетов и выполнить 5 заданий, продемонстрировав знания по алгебре, геометрии, вероятности и статистике. Для подготовки ответа ребятам дается 60 минут. С собой они так же, как и ученики, сдающие ГВЭ в письменной форме, могут иметь линейку без дополнительных справочных материалов и основные математические формулы, изученные с 5 по 9 класс.

Критерии оценивания по ФИПИ

Задания с 1 по 10 считаются выполненными, если записанный ответ совпадает с правильным. За каждый верный ответ начисляется 1 балл. За 11 и 12 задания можно получить по 2 балла, если получен верный ответ, и решение обоснованно. 1 балл за эти задания дадут, если учащийся понял, как нужно решать задание, но ошибся при вычислении или при доказательстве математического утверждения.

Таким образом, за работу с литерами «А» и «С» можно получить максимум 14 первичных баллов. Если экзаменуемый набрал от 0 до 3 баллов, он получает оценку «2», 4-6 баллов равны оценке «3». Набравший от 7 до 9 баллов получает «4». Оценка «отлично» выставляется, если ученик набрал от 10 до 14 баллов.

Максимальный первичный балл за работу с литерой «К» – 10. Ученик, набравший от 0 до 2 баллов, считается не сдавшим экзамен. Оценка «удовлетворительно» ставится, если школьник набрал от 3 до 5 баллов, «хорошо» – если получил от 6 до 8 баллов. Для оценки «5» необходимо решить правильно 9 или 10 заданий.
При устной форме экзамена за каждое задание можно получить максимум 2 балла. Если ученик верно решил задание, но допустил незначительные ошибки или ошибся в расчетах, он получит 1 балл. Таким образом, максимум за устную работу можно получить 10 первичных баллов. От 0 до 4 баллов равняются оценке «2», от 5 до 6 баллов – «3». Если 9-классник набрал 7 или 8 баллов, он получает оценку «хорошо». «Отлично» ставится за 9 или 10 баллов.
Мнение эксперта
Дэнсэма Доржиева, учитель математики Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида:

– Подготовка к экзамену в принципе не отличается от подготовки, например, к ОГЭ. Нужно постоянно практиковаться, чтобы привыкнуть к заданиям, формулировкам, понять, какие темы вызывают наибольшие трудности. Сейчас в сети несложно найти демонстрационные варианты ГВЭ. Но самое сложное для детей с ОВЗ – сохранить спокойствие. Им требуется больше времени для адаптации к стрессовой ситуации.

Светлана Гармаева, учитель математики Специальной коррекционной общеобразовательной школы-интерната 1-2 вида
:

– Нашим ученикам сложнее всего даются задания по геометрии. Многим сложно представить фигуры в пространстве, запомнить теоремы и их доказательства. Поэтому при подготовке желательно уделить внимание изучению свойств фигур, обращать внимание на логическое обоснование математических утверждений.
Читайте также
ГВЭ по русскому языку 9 класс
Что собой представляет ГВЭ по русскому языку в 9 классе, какие задания содержит и как оценивается экзамен, который сдают особые категории школьников, — в материале «КП»
Фото на обложке: Вислов Иван
Иллюстрации: freepik.com

А как вы готовитесь к ГВЭ по математике? Какие задания вызывают наибольшие затруднения? Поделитесь в комментариях:

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda