Новые правила для авиапассажиров

С октября 2017 года российские авиакомпании могут продавать билеты, в стоимость которых вообще не входит бесплатный провоз багажа. Это разрешается поправками в Воздушный кодекс, принятыми Госдумой и подписанными Президентом РФ.


Юлия СМИРНОВА
Специальный корреспондент
АВИАКОМПАНИЯМ РАЗРЕШИЛИ НЕ ВОЗИТЬ ЧЕМОДАНЫ БЕСПЛАТНО

С октября 2017 года российские авиакомпании могут продавать билеты, в стоимость которых вообще не входит бесплатный провоз багажа. Это разрешается поправками в Воздушный кодекс, принятыми Госдумой и подписанными Президентом РФ. До сих пор, напомню, путешественникам были гарантированы минимум 10 кг бесплатного багажа. Вот по каким новым правилам авиаперевозок мы теперь сдаем чемоданы:
  • Обязательную норму бесплатного багажа отменили только для билетов, которые продаются по невозвратным тарифам (а практически все дешевые билеты именно такие). Если условия тарифа позволяют билет сдать, то авиакомпания по-прежнему должна везти как минимум 10 кг вашего багажа бесплатно.
  • Авиакомпании вовсе не обязаны вводить полностью безбагажные тарифы - просто у них теперь есть такое право. Кто-то им воспользуется, кто-то нет («Аэрофлот», скажем, вряд ли).
  • Перевозчики обязаны до покупки билета информировать пассажиров о том, входит ли в стоимость перелета бесплатный багаж, и если да, то сколько. Они и сейчас не прячут эти данные на своих сайтах - как правило, надо кликнуть на название тарифа или иконку рядом с ценой билета и прочитать, что вам положено по выбранному тарифу. И сделать это нужно: перевозчики, по новой редакции Воздушного кодекса, имеют право в одностороннем порядке аннулировать билет, если турист откажется оплачивать провоз багажа. Приехал в аэропорт с чемоданом, оказалось, что билет безбагажный? Платить за вещи придется - иначе и сами не улетите.
  • Сколько будет стоить перелет для вашей поклажи, решает сама авиакомпания. Сейчас расценки в среднем 2000 рублей или 50 евро (на международных рейсах) за чемодан весом до 23 кг, но они зависят от маршрута: на коротких рейсах дешевле, на дальних дороже.

ЦИФРА
70% всех билетов на внутренние рейсы в 2017 году пассажиры купили по невозвратным тарифам (в которые теперь может не входить бесплатный багаж). Причина очевидна: такие билеты дешевле тех, которые можно сдать.

По данным туристического сервиса Туту.ру.

За такую гору чемоданов придется заплатить чуть ли не больше, чем за билет!
Фото: Михаил Фролов.
В САМОЛЕТ — ПО ШТРИХ-КОДУ В МОБИЛЬНИКЕ

В России разрешили использовать электронные посадочные талоны. Минтранс утвердил приказ о соответствующих изменениях в Федеральные авиационные правила и Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров.

Посадочный теперь может быть не только на бумаге, но и в виде штрих-кода, который авиакомпания отправляет вам на смартфон или планшет. Да, онлайн-регистрация и мобильная регистрация работает давно. А приказом узаконено, что посадочный можно не распечатывать вовсе. Просто приложить экран смартфона к сканеру в аэропорту, он информацию считает и внесет в базу данных служб авиациацонной безопасности и авиакомпании (мол, пассажир Петров, место 7А, досмотр прошел). Сейчас, напомню, на контроле безопасности в аэропорту в посадочный ставят штамп, а при посадке в самолет часть талона отрывают. Можно будет без всего этого обойтись.

Другой вопрос, что далеко не во всех российских аэропортах есть нужная техника. Там, где нет, все остается по старинке: даже если зарегистрировались сами на сайте, распечатайте посадочный или подойдите на стойку регистрации, чтобы там выдали бумажку. Авиакомпания должна сообщать пассажирам, можно ли на их рейсе использовать электронный посадочный талон.

Авиакомпаниям и аэропортовым службам новшество тоже удобно, так как ускорит процесс обслуживания пассажиров и сократит расходы
  • - Переход к электронным посадочным талонам упростит жизнь пассажирам, которые нередко теряют бумажный посадочный, долго ищут его в сумке перед посадкой, - считает Аркадий Гинес, директор по развитию туристического сервиса OneTwoTrip. - Что касается командировок, когда посадочные талоны необходимы для отчетности, посадочный со штрих-кодом можно получить по электронной почте, распечатать его и предоставить в бухгалтерию. Авиакомпаниям и аэропортовым службам новшество тоже удобно, так как ускорит процесс обслуживания пассажиров и сократит расходы на оформление документов. Это одна из мер, которые власти принимают в преддверии чемпионата мира по футболу 2018, чтобы сделать работу наших аэропортов эффективнее.
Подготовка к полету становится виртуальной: сначала появились электронные билеты, потом онлайн-регистрация на рейс, теперь электронные посадочные.
Фото: Иван Вислов
РУЧНАЯ КЛАДЬ: С ШУБОЙ, НО БЕЗ НОУТБУКА?

С ручной кладью история самая нервная и пока еще незаконченная. Ручная кладь, напомню, - это то, что мы берем с собой в салон самолета, а не сдаем на стойке регистрации. Ее тоже взялись дотошно регулировать. Что, кстати, и не плохо - вспомним скандалы, когда «Победа» брала 2 тысячи за дамскую сумку в форме рюкзака! Может, если все четко прописать в новых правилах для авиапассажиров, подобных историй и не будет?

Первый проект приказа Минтранса с новшествами насчет ручной клади появился летом. И вызвал, мягко говоря, недоумение. Список вещей, который пассажиру можно брать в салон бесплатно сверх нормы ручной клади, чиновники предложили сократить с 13 предметов до пяти. И вычеркнули из него верхнюю одежду, ноутбуки, фотоаппараты и еще множество вещей. А как зимой лететь из Архангельска или Якутска без шубы или пуховика? При общественном обсуждении практически все проголосовали против проекта, а Валентина Матвиенко даже назвала его «глупостью».
Проект доработали. Сейчас на обсуждение вынесена новая версия. Что предлагается:
  • минимальный вес бесплатной ручной клади 5 кг. Сейчас у большинства авиакомпаний норма больше - 7 или 10 кг. Никто им не мешает этот более щедрый вариант оставить. А что минимум пропишут, хорошо - у той же «Победы» не будет повода брать деньги за рюкзак, если он весит меньше 5 кг.
  • сверх этой нормы пассажир может взять в салон верхнюю одежду (да!), дамскую сумочку, портфель или рюкзак, костюм в портпледе, лекарства (по медицинским показаниям), детское питание и люльку, костыли, трость. Фотоаппарат, ноутбук, видеокамеру, мобильный телефон в этот список так и не вернули. Это не значит, что за них обязательно придется платить! Просто все гаджеты должны вписываться в ту норму ручной клади, которую определит авиакомпания. Со смартфоном-то проблем нет, а вот с профессиональными камерами и ноутбуками наверняка будут.
  • по-прежнему непонятно, как быть с покупками из магазинов duty free. Разрешат их проносить на борт сверх бесплатной нормы или нет? Сейчас это отдано на откуп авиакомпаниям. И та же «Победа» за каждый пакет с покупками берет 2 тысячи рублей (или 35 евро при вылете из зарубежных аэропортов).
Пока летаем по прежнем правилам: сверх нормы ручной клади можно взять в салон 13 предметов! Фото: Олег Рукавицын.
Выводы
Новшества эти касаются практически каждого авиапассажира.
Поэтому: при покупке авиабилета и перед тем, как ехать в аэропорт, проверьте в своем билете все, касается багажа, ручной клади, возможности поменять даты или отказаться от полета. Именно в этой авиакомпании, именно на вашем рейсе и именно по тому тарифу, по которому куплен ваш билет. Даже если вы детей к бабушке в Краснодар совсем недавно возили, а в командировку в Питер летали месяц назад!
Может оказаться, что с тех пор все изменилось, и теперь за чемодан надо платить. Потому что тариф другой, а вы не обратили внимания. Или потому что авиакомпания успела поменять свои правила - они ведь тоже подстраиваются под новые законы.
В общем, лучшая гарантия от лишних расходов и скандалов в аэропорту - внимательность самого пассажира.

Комментарии для сайта Cackle
Made on
Tilda