Знаете ли вы, что карьерный рост – это не только повышение в должности, но и переходы из отдела в отдел? Давайте разберемся, из чего складывается карьера сотрудника в 2025 году, и научимся ей управлять
Карьерные перспективы, карьерный рост, продвижение по карьерной лестнице – эти термины знакомы многим, но в их различиях разбираются единицы. Для большинства их нас все это – движение от младшего сотрудника к креслу директора. А знаете ли вы, что карьера – это не только путь к руководящим должностям, но и смена направления деятельности в рамках одной профессии?
Разберемся, что означают слова «карьера сотрудника» в 2025 году и чем отличается вертикальный карьерный рост от горизонтального. А о способах управления карьерой и факторах ее развития поговорим с экспертом.
В общем смысле карьерой можно назвать весь профессиональный путь человека: от подработок на школьных каникулах до получения заветной должности в крупной компании. В более узком смысле под карьерой понимают только движение в рамках одной специальности. Именно вторая трактовка термина лежит в основе выражения «строить карьеру», то есть сознательно выполнять какие-то действия, которые помогут достичь желаемой позиции в компании или определенного профессионального статуса.
В нашей короткой таблице вы найдете некоторые инструменты, которые помогут успешно продвигаться по карьерной лестнице.
Инструмент для карьеры сотрудника | Подробности |
---|---|
Коммуникативные навыки | Учитесь находить общий язык с разными людьми, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Постоянное обучение и развитие | Выделяйте время на получение новых знаний и навыков, в том числе мягких |
Эмоциональный интеллект | Старайтесь направлять в нужное русло эмоции и настроение: как свои, так и окружающих |
Планирование карьерного роста | Для понимания направления развития важно заранее поставить себе профессиональную цель |
Прежде чем разбираться в том, что же помогает строить успешную карьеру, давайте узнаем, в каком направлении вообще можно двигаться и в чем измеряется «карьерный рост». Согласитесь, вряд ли это сантиметры, дюймы или даже ангстремы.
Если говорить сухим языком, карьерный рост – это процесс продвижения сотрудника в рамках своей профессиональной сферы деятельности. Да, именно любого продвижения, а не только «с повышением в должности». Переход на аналогичное место в другой отдел или на похожую позицию в другую компанию – это тоже разновидность карьерного роста. А еще существует такой термин, как антикарьера. Его используют, когда кто-то сознательно уходит на позицию ниже, чтобы снять с себя часть нагрузки или, например, уйти от проблем руководящей должности.
Давайте вспомним школьный курс геометрии и мысленно представим себе координатную плоскость. В ее центре, на пересечении прямых, расположим человека – конкретного сотрудника конкретной организации. Если он работает на одной и той же должности, никуда не двигаясь и особенно ни к чему не стремясь, он будет находиться в самом центре, в точке условного «начала координат». Но стоит только ему получить повышение, и его точка сдвинется вверх, то есть произойдет вертикальный карьерный рост.
Или наоборот: если его уволят с позиции руководителя отдела и переведут в рядовые специалисты, точка «упадет вниз», и вертикальный карьерный рост тоже будет, но он будет отрицательным. Помните, мы уже говорили об антикарьере?
Что же будет, если наш условный сотрудник перейдет на позицию, аналогичную текущей: например, если программисту надоест писать код приложения-помощника для цветоводов и он уйдет в другую компанию разрабатывать ПО для промышленных станков. Фактически, по вертикали он никуда не двигался: как был разработчиком, так им и остался. Но ведь место работы изменилось. В этом случае мы имеем дело с горизонтальным карьерным ростом: был Вася-программист в Управлении зеленого хозяйства, стал Вася-программист на металлообрабатывающем заводе. Чаще всего горизонтальный карьерный рост связан с увеличением заработной платы, переходом в более крупную и «крутую» организацию и с развитием так называемых hard skills, то есть навыков, непосредственно связанных с вашими трудовыми обязанностями.
Теперь поговорим о том, как можно управлять своей карьерой. И здесь в первую очередь важно помнить, что в жизни практически не бывает абсолютно прямых дорог. Любое движение, даже движение по карьерной лестнице, часто идет зигзагами: сегодня вы бухгалтер в одной организации, завтра – в другой, послезавтра – начальник одного из отделов в третьей. На той координатной плоскости, которую мы нарисовали, могут появляться совершенно разные траектории, которые в конечном итоге приведут к желаемой позиции.
Конечно, ничего не происходит по мановению волшебной палочки, и в жизни очень редко случаются встречи с золотой рыбкой, которая в мгновение ока подарит нам место за столом руководителя или должность в крупной корпорации. Но тем не менее все мы в силах управлять своей карьерой и делать то, что приведет к желанной позиции. Давайте разберемся, какие факторы влияют на продвижение по карьерной лестнице.
Первым делом разделим все факторы развития карьеры на внутренние, которые зависят от нас лично, и внешние – те, на которые мы практически не можем повлиять. К первым отнесем личные качества сотрудника и его мягкие навыки, или soft skills:
Для тех, кто планирует вертикальный карьерный рост, также важным будет умение управлять коллективом, готовность брать ответственность не только за свои, но и за чужие действия, умение найти тот самый «ключик» и подход к сотрудникам с совершенно разными характерами, навыками и целями.
Но каким бы замечательным, умелым и прекрасным ни был сотрудник, продвижение по карьерной лестнице зависит не только от него. Например, в компании может просто не быть подходящих для следующего шага вакансий. Или экономическая ситуация сложится не слишком удачно и грамотнее будет держаться за текущее место работы, а не искать новое.
Конечно, внешние факторы не всегда отрицательны: например, многие компании готовы организовать курсы повышения квалификации для сотрудников, помочь с составлением плана развития или оплатить обучение по профильным навыкам. Если для вас важна карьера, стоит обращать внимание на эти возможности и самостоятельно уточнять у руководства или сотрудников отдела кадров, как компания готова помочь в вашем стремлении к развитию.
С тем, что влияет на карьеру, разобрались. Но просто учиться и получать новые навыки мало: важно еще и понимать, для чего вы учитесь и куда планируете двигаться. Иначе сложно будет не только выбрать направление для развития, но и сохранить мотивацию, ведь заставить себя прилагать усилия без ясно видимой цели гораздо труднее.
Поэтому важный этап в построении карьеры – это составление плана делового роста. Первым шагом будет уже упомянутое определение цели: например, вы работаете менеджером по продажам, а хотите стать руководителем отдела.
Потом нужно определить, какие навыки нужны для желаемой должности и какими из них вы уже обладаете. С этим может помочь изучение похожих вакансий, личный разговор с руководством (ведь часто управленцы тоже стремятся подняться выше и рады подготовить преемника) или обращение к специалисту – карьерному консультанту, коучу или ментору.
Третий шаг логично следует из второго: это составление программы развития тех навыков, которых вам недостает. Ораторское искусство и умение вести переговоры или управлять коллективом потребуются всем, кто стремится стать руководителем. А профессиональные умения будут зависеть от сферы, в которой вы работаете.
Будьте готовы, что план потребует корректировок, причем это может случиться не раз и не два во время движения к цели. Меняется экономическая ситуация, меняется коллектив и даже личные предпочтения. Важно быть достаточно гибким и не опускать рук, если что-то идет не так.
Давайте вспомним координатную плоскость, на которой мы «рисовали» вертикальный и горизонтальный карьерный рост. На горизонтальной оси в процессе перехода из одной организации в другую можно ставить условные метки с названиями этих организаций или отделов или отмечать узкие профессиональные направления деятельности. Но как быть с осью вертикального движения? Специалисты кадровой службы обычно выделяют несколько уровней или этапов карьерного роста, которые помогут сориентироваться.
Сотрудник, только пришедший в сферу и отработавший менее года, считается начинающим специалистом. Важно помнить, что у каждого человека свой темп развития и освоения навыков: кто-то пройдет этот этап быстрее, кто-то задержится на нем дольше.
Если вы работаете больше года и уже имеете достаточный объем навыков и умений для самостоятельного решения рабочих задач – вы опытный специалист. В IT-сфере таких сотрудников часто называют middle.
Старшим специалистом (или айтишником уровня senior) становятся обычно не раньше, чем через три года работы по специальности, но в сложных сферах на это может уйти и гораздо больше времени.
Следующий этап – руководитель. Как мы уже говорили, должность управленца – это не единственный вариант карьерной цели, и вам может быть интересен только горизонтальный профессиональный рост.
В некоторых организациях выделяют и еще один, пятый этап развития карьеры – наставник, или ментор. Это опытный профессионал, который способен делиться своими знаниями с начинающими сотрудниками, но не хочет касаться вопросов управления.
Юлия Овечко, экономист по специальности «Экономика труда», бизнес-тренер, руководитель Сибирского коуч-центра:
Карьера – это интересное понятие. И карьерный путь может быть совершенно разным. И ветвистым, когда мы развиваемся в нескольких профессиональных направлениях, и переходящим из тропинки в автомагистраль, уводящую далеко за горизонт. Ключевая задача – понять, что здесь нет единого стандарта, и это нормально. Важно забыть о профориентации (когда ты ориентируешься только на существующие профессии) и говорить о профессиональном самоопределении. И еще очень важно помнить, что у каждого профессионала есть своя история падений и ошибок. И научиться не сдаваться после первых неудачах и спокойно проживать промахи. Пусть ваш карьерный путь приносит радость от самого пути, то есть от самой деятельности, а не от места назначения.
Отвечает Юлия Овечко: