Чек-лист ответственного автолюбителя

Спроси практически любого автолюбителя — машину многие считают чуть ли не членом семьи. Без нее сейчас зачастую сложно представить как рабочие будни, так и выходные. При этом на автозаправке далеко не все проверяют, какое конкретно топливо заливают в бак. А сделать это, между прочим, довольно просто – посмотрев паспорта качества бензина или дизеля, которые обязательно должны быть на АЗС.
По данным Росстандарта, с 2015 года благодаря госнадзору и усилению мер контроля со стороны ведущих топливных игроков доля отклонений по физико-химическим параметрам нефтепродуктов на российских АЗС снизилась в четыре раза.
Паспорт качества – это обязательный документ, который сопровождает каждую партию топлива, поставляемую на автозаправочную станцию. Паспорт качества на последнюю поставку каждого вида топлива может размещаться на информационном стенде внутри помещения АЗС либо должен быть предъявлен сотрудником станции по первому требованию клиента. В документе указаны параметры продукта и информация о его происхождении, из которых автомобилист может узнать, кем топливо было поставлено на заправочную станцию, соответствует ли оно разрешенному в России 5-му экологическому классу (Евро-5), действующим стандартам производства и заявленному продавцом виду, а для дизеля – ещё и сезонности, что немаловажно в зимних условиях.
У крупных сетей и на заправках в больших городах мониторинг качества хорошо налажен. А вот при заправке в отдаленных уголках страны можно залить в бак что-то неподходящее. К примеру, суррогат или так называемое «псевдотопливо» – то есть нефтехимию, которую можно легально производить для технических нужд, но запрещено продавать для заправки автомобилей. В таких случаях именно бдительность водителя поможет уберечь машину и удержаться от покупки хоть и дешевого, но опасного нефтепродукта.
Тем более что здесь важны и другие нюансы — не только качество как таковое. К примеру, осознанный выбор сезонных параметров, обозначенных в паспорте качества, обеспечит надежную работу двигателя при любой погоде.
Тем не менее читать этот документ человеку без знания специальных нюансов будет достаточно сложно. Поэтому специалисты Росстандарта и сети АЗС «Газпромнефть» совместно разработали свод простых правил, как читать паспорта качества топлива. Наглядный чек-лист подскажет, на какие параметры автомобилисту в первую очередь стоит обратить внимание, чтобы убедиться в безопасности бензина или дизельного топлива. Памятка по чтению паспорта качества, которая рекомендована к размещению на всех АЗС страны, позволяет одновременно повысить ответственность продавцов за реализуемые ГСМ и грамотность автомобилистов в вопросах выбора топлива. Рассказываем, как изучать этот важный документ.
Наглядный чек-лист
PDF • 1,7 МБ
Шаг 1
Смотрим на центральную строчку. Сразу под словом «Паспорт». Там должен быть указан вид топлива.

Сейчас на АЗС разрешена реализация только двух видов жидкого моторного топлива: бензина и дизельного топлива. Все остальные виды запрещены для продажи на АЗС с 1 января 2021 года. В том числе и суррогатные «псевдотоплива» – ДТФ (дизельная технологическая фракция), ДГК (дистиллят газового конденсата), ТБЛ (топливо бункеровочное легкое), СМТ (судовое маловязкое топливо) и другие нефтепродукты.

Они по-прежнему иногда встречаются на АЗС недобросовестных владельцев.
Шаг 2
Эта строчка находится рядом с видом топлива. В ней указана маркировка, которая дает информацию о ключевых характеристиках.

Например, и для бензина, и для дизельного топлива один из главных показателей – это экологический класс. Последний должен быть не ниже 5-го, он указывается как К5. Реализация топлива более низкого класса запрещена.
Шаг 3
Одна из важнейших строк в таблице – массовая доля серы. Этот параметр – ключевой индикатор соответствия 5-му классу. Фактическое значение, которое указано в паспорте, должно быть не выше 10 мг/кг. Продавать топливо с превышением этого значения запрещено.
Шаг 4
Нижняя часть документа. Там должна быть синяя печать поставщика.
Каждая партия снабжается собственным паспортом качества, выпускаемым после лабораторной проверки. В зависимости от популярности АЗС и проходимости одна поставка распродается в течение 1–7 дней. Если дата в паспорте старая (например, прошло несколько недель), есть большая вероятность, что перед вами подложный документ. Покупать топливо на такой заправке не рекомендуется.
Все остальные виды запрещены для продажи на АЗС с 1 января 2021 года. В том числе и суррогатные «псевдотоплива» – ДТФ (дизельная технологическая фракция), ДГК (дистиллят газового конденсата), ТБЛ (топливо бункеровочное легкое), СМТ (судовое маловязкое топливо) и другие нефтепродукты.
Они по-прежнему иногда встречаются на АЗС недобросовестных владельцев.
Шаг 1
Смотрим на центральную строчку. Сразу под словом «Паспорт». Там должен быть указан вид топлива. Сейчас на АЗС разрешена реализация только двух видов жидкого моторного топлива: бензина и дизельного топлива.
Шаг 1
Смотрим под словом «Паспорт». Там должен быть указан вид топлива. Сейчас на АЗС разрешена реализация только двух видов жидкого моторного топлива: бензина и дизельного топлива.

Все остальные виды запрещены для продажи на АЗС с 1 января 2021 года. В их число входят такие «псевдотоплива», как ДТФ (дизельная технологическая фракция), ДГК (дистиллят газового конденсата), ТБЛ (топливо бункеровочное легкое), СМТ (судовое маловязкое топливо) и другие нефтепродукты.

К сожалению, они по-прежнему иногда встречаются на АЗС недобросовестных владельцев.
Шаг 2
Эта строчка находится рядом с видом топлива. В ней указана маркировка, которая дает информацию о ключевых характеристиках. Например, и для бензина, и для дизельного топлива один из главных показателей – это экологический класс. Последний должен быть не ниже 5-го, он указывается как К5. Реализация топлива более низкого класса запрещена.
Шаг 3
Одна из важнейших строк в таблице – массовая доля серы. Этот параметр – ключевой индикатор соответствия 5-му классу. Фактическое значение, которое указано в паспорте, должно быть не выше 10 мг/кг. Продавать топливо с превышением этого значения запрещено.
Шаг 4
Нижняя часть документа. Там должна быть синяя печать поставщика.
Каждая партия снабжается собственным паспортом качества, выпускаемым после лабораторной проверки. В зависимости от популярности АЗС и проходимости одна поставка распродается в течение 1–7 дней. Если дата в паспорте старая (например, прошло несколько недель), есть большая вероятность, что перед вами подложный документ. Покупать топливо на такой заправке не рекомендуется.
Шаг 1
Смотрим на центральную строчку. Сразу под словом «Паспорт». Там должен быть указан вид топлива. Сейчас на АЗС разрешена реализация только двух видов жидкого моторного топлива: бензина и дизельного топлива. Все остальные виды запрещены для продажи на АЗС с 1 января 2021 года. В том числе и суррогатные «псевдотоплива» – ДТФ (дизельная технологическая фракция), ДГК (дистиллят газового конденсата), ТБЛ (топливо бункеровочное легкое), СМТ (судовое маловязкое топливо) и другие нефтепродукты.

Они по-прежнему иногда встречаются на АЗС недобросовестных владельцев.
В условиях удорожания и снижения доступности запчастей для ремонта, забота об автомобиле и долговечности двигателя выходит для любого водителя на передний план. Имея под рукой понятную памятку, которая поможет не ошибиться с выбором топлива, и соблюдая ряд простых правил, каждый автомобилист сможет без труда продлить срок бесперебойной работы мотора своей машины.
руководитель проекта «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив «Газпром нефти»
Виктор Чуяков
Если вы дизелист, то в маркировке топлива после обозначения «Дт» будет указана его сезонность:
Если вы заливаете бензин, то в маркировке топлива после обозначения «АИ» будет указана цифра — это октановое число (ОЧ), определенное по исследовательскому методу. Например, АИ-95-К5 — бензин 5-го класса с октановым числом 95. Сравните с этим числом фактическое значение, указанное в строке «октановое число по исследовательскому методу». Оно не должно быть ниже величины, заявленной в маркировке.
• Летнее Л
• Межсезонное E
• Летнее З
• Арктическое А
Например, Дт-З-К5 – зимний дизель 5-го класса.
Зная эти простые правила, вы никогда не ошибетесь с выбором качественного топлива и надежной заправочной станции, а ваш автомобиль долго будет радовать вас стабильной и надежной работой двигателя.
Некоторые характеристики у бензина и дизельного топлива отличаются
(
)
PDF • 1,7 МБ
Проверяйте эту маркировку и фактическую «предельную температуру фильтруемости» в таблице, если на улице ожидаются минусовые температуры. Чтобы дизельное топливо не замерзло, указанное фактическое значение должно быть ниже, чем температура воздуха. Обязательно делайте поправку на то, что по ночам мороз зачастую крепчает.
А о том, как действовать и куда обращаться, если вы вдруг столкнулись с некачественным топливом на АЗС, подробно рассказано в методичке на официальном сайте Росстандарта.
Для того, чтобы топливо соответствовало всем требованиям безопасности, Росстандартом осуществляются контрольно-надзорные, а также профилактические мероприятия на АЗС. Эта работа за последние годы привела к существенному сокращению количества фальсификата на топливном рынке — более чем в 4 раза. Приоритетная задача Росстандарта — это полное исключение опасного топлива с рынка. Данных результатов мы планируем добиться путем применения таких инструментов реализации госнадзора в рамках нового законодательства о государственном контроле (надзоре), как: мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр.
заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)
Александр Кузьмин