Лучшие фильмы фэнтези для семейного просмотра: список топ-5 по версии «КП»
«Гарри Поттер», «Тайна печати дракона», «Властелин колец» — и другие флагманские семейные франшизы

Вот и лето прошло. И если этого мало, «КП» предлагает изучить обзор самых успешных и кассовых фильмов фэнтези, засмотреть до дыр которые не получится. Еще, казалось, вчера премьерные проекты на глазах становились бессмертной классикой, находя поддержку самого искушенного зрителя. Сумасшедшие кассовые сборы, перманентная ротация на телевидении по всем праздникам и имя Гарри для сына Максима Галкина и Аллы Пугачевой (да, в честь Поттера!) – как венец признания. Приятно наблюдать, что среди этих крутых проектов есть и российские фильмы.
«Тайна печати дракона»

С 19 сентября 2019 года
Премьера: 19 сентября 2019 года

Части франшизы: «Вий 3D» (сборы – 1,4 миллиарда рублей)
Режиссер: Олег Степченко

В ролях: Джейсон Флеминг, Арнольд Шварценеггер, Чарльз Дэнс, Джеки Чан, Рутгер Хауэр, Юрий Колокольников, Анна Чурина, Павел Воля, Андрей Мерзликин
Перед премьерой первой части франшизы в 2014 году – красочного и масштабного фэнтези-детектива «Вий 3D» – пять из десяти опрошенных зрителей сомневались, что это российский проект. Судите сами: в главной роли – Джейсон Флеминг («Карты, деньги, два ствола», «Ускользающая красота»), спецэффекты – в лучших традициях голливудских приключенческих хитов, графика и художественная проработка деталей – на запредельном уровне. И производственные мощности трех крупнейших держав: Россия, Великобритания, Германия (с ними еще Чехия и Украина). В преддверии второй части проекта сомневающихся не осталось – практически все уверены, что фильм «Тайна печати дракона» создан не в нашей стране. И оснований для этого более чем достаточно. Во-первых, это последняя роль Рутгера Хауэра – голландского классика, звезды фильмов «Слепая ярость», «Бегущий по лезвию», «Попутчик» и других. Актера не стало в июле, неужели он бы поставил точку в оглушительной карьере не на голливудчине, а на чужбине? Во-вторых, кроме Хауэра в картине заняты Арнольд Шварценеггер, Джеки Чан, Чарльз Дэнс и многие именитые мировые звезды. Что? Да! Маститые зубры Голливуда организовались вокруг сиквела «Вия». Пять лет назад оригинальная, лишь по касательной пересекающаяся с сюжетами Гоголя адаптация произведения классика привлекла лучших из лучших, российских актеров в том числе: Юрий Колокольников, Андрей Мерзликин, Александр Робак, Игорь Жижикин и другие.
«Тайна печати дракона»
Билеты уже в продаже! Спешите купить!
Во второй части фильма фэнтези сюжет отталкивается от русских и китайских легенд, а корабль главного героя, ученого-картографа Джонатана Грина (Джейсон Флеминг) поворачивает в сторону востока. Император Петр I отправляет путешественника в экспедицию, чтобы составить карты Дальнего Востока России. По пути Грин заходит в Китай времен династии Цин, где встречает героев древней китайской мифологии. Сценарная фабула строится на трех народных преданиях.
1) Легенда о подмене Петра I
Слух о том, как после возвращения из Великого посольства 1697–1698 года страной управлял уже другой император, ведь указы и реформы государя были слишком радикальными и нетипичными. Говорят, царь – ненастоящий!
2) Легенда о зарождении чая
Предание гласит, что на юге Китая жил дракон Лун-Ван, царь всех драконов. Веки его опускались до самой земли (почти как у Вия!). И если между миром живых и мертвых царит мир, то Дракон спит, и его ресницы прорастают в землю, выходя на поверхность прекрасными растениями, исцеляющими душу и тело. Их якобы и назвали чаем.
3) Тайна человека в Железной маске
Миф, создание которого приписывают Вольтеру, повествует о некоем загадочном узнике крепости Пиньероль, что провел в заточении 34 года. Загадка в том, что никто не знает, кем он был. Из главных версий: Людовик XIV, Мольер, сын английского короля Карла II герцог Монмут и так далее.
Синтез культурных кодов и народных фольклорных традиций помог авторам сценария создать уникальный международный и мультикультурный проект, фильм для семейного просмотра. И именно благодаря этому создатели «Тайны печати дракона» достигли соглашения с Китаем на самом высшем уровне (контракт с Государственным управлением КНР по делам печати, издательств, радио, кино и телевидения). Теперь фильм будет считаться национальным и получит в Поднебесной максимальное число копий в прокате. А поскольку объем рынка Китая уже перегоняет США, сборы российского проекта ожидаются рекордными.
Как снимали «Тайну печати дракона»
- образ и костюмы для героя Рутгера Хауэра, английского посла и члена масонской ложи, создавали по лекалам, обнаруженным в архивах Библиотеки им. Ленина

- за драки и батальные сцены отвечал китайский мастер Хэ Дзюн, работавший на всех проектах Джеки Чана, помогал ему известный российский каскадер Александр Соловьев («Ленинград», «Мажор-3», «Диверсант»)

- на съемки сцены боя принцесс ушло 25 дней

- в поисках локаций съемочная группа объездила полсвета: съемки проходили в России, Чехии и Китае; декорации московского Кремля снимали в Крутицком подворье и Юсуповском дворце

- качество звука в фильме обеспечивает голливудский профи Боб Бимер, на счету которого восемь номинаций и четыре премии «Оскар» («Скорость», «Гладиатор», «Луч», «Девушки мечты»)
- голоса монстров создает еще один голливудский спец – Харри Коэн («Аквамен»), на каждой смене он отрабатывал по 18 часов

- чтобы воссоздать максимально достоверную картину пейзажей, в павильонах «Мосфильма» был построен самый большой в истории России хромакейный павильон, куда был завезен живой лес. Там же использовали и французский искусственный снег, который большими хлопьями ложился на мохнатые лапы сосен, создавая сказочную атмосферу.
Как создавали дракона
Один из главных героев картины – Дракон – национальный символ Китая, поэтому создатели фильма крайнее осторожно и внимательно подошли к разработке его эскизов. После общения с местными жителями, культурологами, художниками и скульпторами в Пекине художник-постановщик Артур Мирзоян начал детально разрабатывать концепт и сделал множество эскизов и фигурок дракона из пластилина. Ключевая особенность Дракона из фильма –огромные ресницы, прорастающие в землю чайными кустами. Спустя время художник пришел к решению, соединяющему в себе несколько направлений культур России и Китая, при этом подходящим для оживления 3D-графикой. Дракон получился и красивый, и зловещий, и могущественный.
«Я и сам Дракон! Это мое прозвище!»
ДЖЕКИ ЧАН (Мастер)
«В этом фильме у меня необычная роль. Здесь я старик! У меня длинная седая борода. Раньше бы мне такое не понравилось, но сейчас это все делает меня красавцем. И потом я осознал, что возраст лишь прибавляет мне шарма. А еще в этом фильме я сижу в тюрьме, которую охраняет Арнольд Шварценеггер. Будем ли мы драться? Да, это будет битва века! Вот увидите! По сюжету фильма мы недолюбливаем друг друга, но в жизни дружим. Каждый раз, когда он приезжает в Китай, он обязательно мне звонит, и мы встречаемся. А еще в этом фильме есть дракон. Да я и сам «Дракон». Это мое прозвище. Обожаю драконов.

У меня в доме повсюду драконы. Мне нравится, что за последнее десятилетие на Западе

появилась тенденция делать драконов положительными героями. Дракон – это традиционно добрый знак, особенно для китайцев. Драконы – хорошие. Такие, как я».

«У нас получился Вавилон! Смешение культур»
АРНОЛЬД ШВАРЦЕНЕГГЕР (Джеймс Хук)
«Размах фильма поистине фантастический. Я увидел отснятое и просто ахнул – это грандиозно. Мой герой – начальник лондонского Тауэра, откуда никому не удается бежать вот уже 500 лет. Держит эту тюрьму в ежовых рукавицах. И один из заключенных – герой Джеки Чана. Конечно же, на этой почве возникает конфронтация, ведь моему герою нужно быть в полной уверенности, что в тюрьме царит порядок и все заключенные под замком. Но я решаю дать ему шанс: если он сможет одолеть меня в бою, то сможет выйти на свободу. И у нас с ним бой, представляете?! В этом фильме я не единственный, кто говорит с акцентом. Здесь это даже плюс: кто-то говорит с русским акцентом, кто-то – с немецким, британским, китайским, австрийским. Получился почти Вавилон! Смешение всех культур. Мне кажется, сам фильм как раз об этом – о взаимодействии культур. И это очень приятный опыт. Этот фильм должны увидеть не только в России, но, например, в Азии, Европе, Австралии, Америке. Везде».
«Тайна печати дракона»
Билеты уже в продаже! Спешите купить!
«Пираты Карибского моря»
Премьера: 2003 год

Режиссер: Гор Вербински, Роб Маршалл, Эспен Сандберг, Юаким Реннинг.

Части франшизы: «Проклятие Черной жемчужины», «Сундук мертвеца», «На краю света», «На странных берегах», «Мертвецы не рассказывают сказки», «Сокровища потерянной бездны».

Суммарные сборы: 4,5 миллиарда долларов (263 562 800 000 рублей)
Хождения по морям и мукам все еще не повзрослевшего бородатого капитана «Черной жемчужины» Джека Воробья (Джонни Депп) – задумка, синтезированная из живых эмоций. Одноименный аттракцион был последним в парке Диснейленда, в создании которого принимал участие сам Уолт Дисней. Авторам франшизы удалось довести почти до совершенства это развлечение, создав героя нашего времени – сотканного из противоречий выпивоху, балансирующего на грани ада и рая. То инфантил, то мужчина, благородный подонок и циничный рыцарь – он влюблен в Элизабет Суонн (Кира Найтли), хоть и недостаточно правилен, как Уилл Тернер (Орландо Блум). Представить Джека что в грешном мире, что за его пределами одинаково легко, ведь он Воробей – прыгает и вместо того, чтобы ходить, и вместо того, чтобы летать. Импровизация, легкость и храбрость главного героя разгоняют сюжет «Пиратов Карибского моря», рождая потрясающие сцены –морские побоища, буйство Кракена, вросший в карцер судна Прихлоп Билл Тернер (Стеллан Скарсгорд), погони по джунглям и появление каменных крабов, вытаскивающих «Черную жемчужину» из небытия высохшего моря. Не зря режиссер первых трех частей «Пиратов» Гор Вербински фанател от «Мертвеца» Джима Джармуша. Он слепил Джека Воробья по образу и подобию того самого Уильяма Блейка, сыграл которого в 1995 году тот же самый Джонни Депп – ведь он был способен стирать границы между реальностью и вымыслом.
«Гарри Поттер»
Премьера: 2001 год

Режиссер: Крис Коламбус, Альфонсо Куарон, Майкл Ньюэлл, Дэвид Йейтс.

Части франшизы:
«Гарри Поттер и философский камень», «Гарри Поттер и Тайная комната», «Гарри Поттер и узник Азкабана», «Гарри Поттер и Кубок огня», «Гарри Поттер и Орден Феникса», «Гарри Поттер и Принц-полукровка», «Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть I»,
«Гарри Поттер и Дары Смерти: Часть II».

Суммарные сборы:
9,2 миллиарда долларов (611 013 400 000 рублей).
В это сложно поверить, но первый бестселлер Джоан Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» вышел 22 года назад. Эта и следующие три книги про мальчика, превратившегося из лузера в гениального волшебника, а затем и победителя Тьмы, были изданы тиражом 116 миллионов экземпляров и переведены на 47 языков.

Что можно сказать про фильм, в честь главного героя которого Алла Пугачева и Максим Галкин назвали сына? Шедевр. С совсем не детской философией. Это история перерождения пограничного героя, постоянно бегущего по лезвию. Малыш Гарри (Дэниел Рэдклифф) показал всем нам, что добро не так уж и защищено. И зачастую оборонять его приходится хрупким и несмышленым детишкам: Гермионе Грейнджер (Эмма Уотсон), Рону Уизли (Руперт Гринт) и пожилым обитателям Хогвартса. Но даже они могут побеждать, если делают это самоотверженно и доблестно. И хотя сама Роулинг часто говорит, что этот фильм про борьбу с страхом смерти, потом писательница добавляет – и о конфликте между простым и правильным.

Потрясающим образом вместе с аудиторией, драматургией и кассовыми сборами росли и ключевые актеры этого фильма для семейного просмотра. В режиме реалити на протяжении 10 лет (от первой до последней части франшизы) зритель следил за тем, как мужали 11-летние дети, запустившие маховик фэнтези-эпопеи. До сих пор федеральные каналы не брезгуют повторять, повторять и повторять эту франшизу – Поттер каждый раз расчехляет бузинную палочку и самоотверженно идет навстречу жуткому Волан-де-Морту (Рэйф Файнс), излучая любовь. И зритель платит Гарри взаимностью.
«Фантастические твари»
Премьера: 2016 год

Режиссер:
Дэвид Йейтс

Части франшизы:
«Фантастические твари и где они обитают», «Преступления Грин-де-Вальда», «Фантастические твари — 3».

Суммарные сборы:
1,45 миллиарда долларов (96 316 105 000 рублей).
Спин-офф «Гарри Поттера», а если быть точнее – приквел, то есть предыстория, – 65 лет до начала саги. Бенефис блестящего британского актера Эдди Редмэйна («Вселенная Стивена Хокинга», «Девушка из Дании»), сыгравшего магозоолога Ньюта Саламандера. Именно Эдди и его Ньюту удалось заметно пошатнуть трон Гарри Поттера и разрушить границы герметичного мира его вселенной. Кто бы мог подумать? И это не суррогат, не полуПоттер, а цельное и красочное художественное высказывание. Даром, что создавала его снова Роулинг. Многомиллионные спецэффекты, трюки, красивейшие декорации викторианской эпохи и трогательные нюхли – все это, конечно, фасад, за которым Роулинг и создатели франшизы скрыли главное. Глубокая готическая сказка, состоящая пока что из двух частей (третья на подходе, а всего их будет пять), посвящена вывихам социал-дарвинизма, ведь злодеи хотят доказать превосходство волшебников над маглами. Разделять – новый принцип Зла, которое являет вселенная Роулинг. Пожалуй, впервые мир «Гарри Поттера», а точнее его предшественников, так явственно поднимает остросоциальные темы ксенофобии, толерантности и гуманизма. Герои будто вращаются внутри старинной книги, цветокоррекция «Фантастических тварей» особенная, чуть ветхая и как будто газетная. Волшебство складывается из графической мозаики, а магических персонажей в этом разноцветье все больше и больше.
Молодой и очаровательный Дамблдор (Джуд Лоу) и противный разноглазый Грин-де-Вальд (Джони Депп, кто же еще?) – приятные даже не вишенки, а арбузы на многослойном торте «Фантастических тварей», вписывающие его в галерею лучших фильмов фэнтези.
«Властелин колец»
Премьера: 2001 год

Режиссер
: Питер Джексон

Части франшизы:
«Братство Кольца», «Две крепости», «Возвращение короля», «Нежданное путешествие», «Пустошь Смауга», «Битва пяти воинств»

Суммарные сборы:
2,91 миллиарда долларов (193 515 873 000 рублей)
За десять лет до выхода «Игры престолов» Питер Джексон снял ошеломительный с точки зрения графики, драматургии и библиотеки образов проект – экранизацию романа Дж. Р.Р. Толкина. Один из лучших фильмов фэнтези в мире.
Необязательно быть суровым волосатым толкинистом в косухе и арбалетом за спиной, чтобы ощутить масштаб и уровень этой эпичной работы. Толкин начал писать первую книгу эпопеи в 1937 году и уловил главное – на мир двигалась темная-темная туча, мгла, которая вскоре покрыла планету и принесла невосполнимые раны Второй мировой, чуть не поглотив человечество полностью. С визуализацией такого размаха мысли Питер Джексон справился вполне. Если у Толкина диапазон жестокости был минимизирован, то в фильмах Джексона зло представлено очень и очень наглядно, максимально детализированно: Око Саурона (Сала Бейкер), жуткие стада орков, волков, гоблинов, Гнилоуст (Брэд Дуриф) и Саруман (Кристофер Ли) и прочие чудовища живописно контрастируют с беззащитным хоббитом Фродо Беггинсом (Элайджа Вуд), неземным красавцем Лигаласом (Орландо Блум), харизматичным добряком Гендальфом (Иэн Маккелен), благородным Арагорном (Вигго Мортенсен), бесстрашным Боромиром (Шон Бин). Гиперболизация символов Тьмы максимально увеличивает градус саспенса, и без того неслабо набранный у Толкина.
«Властелин колец» наглядно, выпукло и образно показал всем: движущей энергией в любой неравной битве может стать не эпическая сила, а житейская – если я, маленький Фродо, не спасу мир, который бесконечно люблю, прямо здесь и сейчас, никто его не спасет. Вот потому и три миллиарда долларов в кассу.

Автор: Константин ГЛЫБА
Made on
Tilda