Москва — ведущий центр ракетно-космической промышленности России. Здесь расположено свыше 40 предприятий отрасли. Больше 100 000 людей труда и науки внесли свой вклад в становление космической эры.

Чтобы стать первыми в космосе, советским ученым, инженерам, конструкторам, рабочим нужно было стать первыми на Земле — первыми в разработках, первыми в испытаниях, первыми в изобретениях, в развитии науки и новых технологий — первыми во всем.
Зачастую это были тяжелые условия труда, грифы «совершенно секретно» на многих этапах деятельности, испытания на прочность, неудачи и ликование, гонка вооружений и сила духа, вера в победу и круглосуточная работа на благо Родины.

Сложно переоценить вклад в покорение космоса, который внесли столичные предприятия. Некоторые из них остаются на передовой почти 100 лет, воплощая в жизнь общемировую мечту и стремление к изучению и познанию Вселенной.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ | НЕИЗВЕСТНЫЕ ФАКТЫ | УНИКАЛЬНЫЕ КАДРЫ | ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОСТИ | ПРОЕКТЫ БУДУЩЕГО
#МОСПРОМ
Выражаем глубокую признательность семье летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, за предоставленную возможность размещения и использования картины «В открытом плавании» для художественного оформления выставки. Для художественного оформления проекта здесь и далее использованы фрагменты картины космонавта Алексея Леонова «В открытом плавании» (холст, масло, 1965 год)
Проект подготовлен при участии Госкорпорации «Роскосмос»
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «НАУКА»
Научно-производственное объединение было образовано в 1931 году. В истории НПО «Наука» отражен весь путь развития отечественной авиации и космоса. Сегодня это ведущий разработчик и производитель систем жизнеобеспечения для авиационно-космической техники.
ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
Для корабля «Восток-1» Юрия Гагарина специалисты «Науки» впервые в мире создали комплекс систем, обеспечивающих жизнедеятельность и нормальные условия полета. Система жизнеобеспечения космонавта № 1 была рассчитана на 12 человеко-суток с запасом кислорода, воды и пищи.
Кроме того, на предприятии были разработаны более 300 различных приборов и систем. Все системы сработали без сбоев. Уже летом 1961 года за успешное выполнение заданий предприятие получило орден Трудового Красного Знамени.

Символом «Науки» стал космический корабль, на котором 9 марта 1961 года, облетев вокруг Земли, вернулась одна из собак — Чернушка.
КСТАТИ
Главный конструктор «Науки» — человек-легенда Григорий Иванович Воронин — писал стихи и даже собирался поступать в Литературный институт, но в итоге выбрал науку и всю жизнь посвятил разработке агрегатов и систем жизнеобеспечения летательных аппаратов.
Специалистами НПО «Наука» разработано, изготовлено, испытано и введено в эксплуатацию более 7000 наименований систем и агрегатов; а общее количество изделий, находящихся в эксплуатации, превышает 250 тысяч единиц.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Для отечественного многоразового космического корабля «Буран» НПО «Наука» разработало сложнейший комплекс систем (терморегулирования, наддува и разгерметизации, технической воды и газового состава). В целом для космического корабля предприятие создало более 90 наименований изделий. Во время полета все системы корабля сработали отлично.
КСТАТИ
Комплексами систем, разработанными на предприятии, оснащались «Восход», «Союз», «Салют», «Прогресс», «Мир», «Алмаз», «Луна», «Марс», «Венера», а также служебный и другие модули для международной космической станции.
АО «АНГСТРЕМ»
Опытный завод «Ангстрем» начал работать более полувека назад при НИИ точной технологии. Он стоял у истоков отечественной космической электроники и входил в состав советской Кремниевой долины — микроэлектронного кластера из научного центра, десятков НИИ и радиоэлектронных заводов.
«Ангстрем» участвовал в разработке первых интегральных схем для советской лунной программы. Сейчас ни одна российская ракета-носитель или спутник не обходится без их микросхем.

Компания - резидент особой экономической зоны Москвы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Обычные гаджеты в космосе работать не будут. Разве что до высоты 500 км от поверхности Земли. Магнитное поле нашей планеты защищает нас от космической радиации, но на Луне защиты от нее нет. Даже толстый слой свинца не защита.

Первые космические корабли хоть и имели автоматику, но не имели микроэлектроники и бортового компьютера. Поэтому «Ангстрем» в 1962-1965 годах разработал конструкцию и технологический процесс производства первой в СССР микросхемы - 1МД4 «Тропа-1».
На основе «Тропы-1» создан первый бортовой компьютер «Аргон-1» для баллистических ракет и «Аргон 11С» для автоматического управления полетом космических кораблей серии «Зонд». Космические аппараты этой серии предназначались для изучения возможности высадки на поверхности Луны советских космонавтов.

«Зонд-7» был беспилотным и управлялся бортовой ЭВМ все восемь суток полета с надежностью на уровне 99,999%. Такую надежность обеспечивало даже не дублирование, а троирование вычислительных блоков. Из трех сигналов ЭВМ определяла правильный.
С макетом космонавта «Зонд-7» стартовал 8 августа 1969 года. Он облетел и сфотографировал Луну, вернулся на Землю, привезя первые цветные фотографии поверхности спутника.

«Буран» и последующие космические аппараты снабжали микросхемами, хорошо защищенными от космической радиации. Многие из разработок 80-х годов применяются до сих пор. Именно благодаря надежности продукции «Ангстрема» спутники работают на орбите по много лет.
КСТАТИ
Сегодня отечественная космонавтика готовится к новому полету на Луну, и для этой экспедиции создаются новые высоконадежные микросхемы. Например, для повышения радиационной стойкости внедрена технология «кремний на сапфире». Сапфир — оксид алюминия — обладает высокой изолирующей способностью: в изделиях на такой основе не возникают нарушающие функционирование аппаратуры «паразитные токи», благодаря ей электроника устойчива к радиации и космическому излучению.
На сапфировую основу осаждается тонкий слой кремния, из которого строится конструкция микросхемы. Для обработки сигналов контрольно-измерительной и телеметрической аппаратуры разработаны 32-канальный процессор и мультиплексор, широкополосные прецизионные операционные усилители и многое другое — счет идет на тысячи.
Научно-производственное
объединение «Молния»
Научно-производственное объединение «Молния» родилось на базе трех конструкторских бюро 24 февраля 1976 года для создания планера орбитального космического корабля многоразового использования «Буран».
Кроме создания космического корабля специалисты предприятия решали ряд
важнейших вопросов: предложили способы транспортировки ракетоплана и ракеты-носителя «Энергия» на космодром; разработали многоразовую эффективную теплозащиту для космического корабля; создали систему автоматической посадки. Кульминацией работы предприятия тех лет стал успешный полет «Бурана», состоявшийся
15 ноября 1988 года.
На сегодняшний день НПО «Молния» обладает высоким научно-техническим потенциалом, базой знаний, высококвалифицированным персоналом, современными электронными технологиями и опытом работ по созданию наукоёмких объектов авиационной, авиационно-космической и ракетной техники, продолжает выполнять по этим направлениям работы, соответствующие отечественному и зарубежному уровню.
Предприятие занимает лидирующую позицию по созданию ракет-мишеней для боевой подготовки войск ПВО-ПРО, отработки и испытаний перспективных комплексов воздушно-космической обороны, является разработчиком семейства ракет-мишеней различных типов и модификаций. НПО «Молния» располагает универсальной лабораторно-стендовой базой, обеспечивающей проведения различных, в том числе уникальных, видов наземных испытаний и экспериментальной отработки систем, агрегатов и элементов изделий авиационно-космической и ракетной техники, а также других отраслей машиностроения.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Для защиты «Бурана» от сильнейшего перегрева при спуске с орбиты на «Молнии» была разработана уникальная многоразовая теплозащитная плитка, а также стойкий к сверхвысоким температурам материал «Гравимол», из которого были изготовлены носовой обтекатель и кромки крыльев корабля.

Лаборатория прочностных статических испытаний, входящая в состав Центра наземных испытаний «Молнии», способна вместить в себя объекты высотой с пятиэтажный жилой дом. Здесь испытывался на прочность (разрыв-сжатие) корпус «Бурана» в натуральную величину, причем размещался он как вертикально, так и горизонтально. В наши дни в лаборатории можно испытывать различные виды авиационной и космической техники, вплоть до ступеней ракеты-носителя.

Самый большой и грузоподъемный транспортный самолет в истории авиации Ан-225 «Мрия» («Мечта») был создан специально по заказу НПО «Молния». Планировалось, что с его помощью на космодром Байконур будут доставляться элементы «Бурана» и ракеты-носителя «Энергии». Кроме того, «Мрия» должна была стать элементом системы МАКС (Многоразовая авиационно-космическая система), разрабатываемой на предприятии. Ан-225 отводилась роль самолета-разгонщика, со спины которого и стартовал космический корабль (так называемый «воздушный старт»).

Крио-термовакуумные установки лаборатории термовакуумных испытаний (ТВИ) способны создавать условия, близкие к космическим – вакуум, пониженные температуры (космический холод), космической и солнечное излучение, излучение Земли. В таких установках испытываются приборы и элементы будущих космических систем для понимания того, как они будут вести себя в условиях безвоздушного пространства.
КСТАТИ
Создателю космического корабля «Буран» и первому руководителю объединения «Молния» Глебу Евгеньевичу Лозино-Лозинскому на момент полета ракетоплана было 79 лет! К этому времени он уже являлся автором ряда сверхзвуковых самолетов семейства МиГ: МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-31, а за участие в разработке истребителя-перехватчика МиГ-25 был удостоен звания Героя Соцтруда. Также Лозино-Лозинский разработал аэрокосмический истребитель-бомбардировщик «Спираль» — предтечу «Бурана». В 2020 году отмечалось 111-летие со дня рождения Глеба Евгеньевича.
Всероссийский
научно-исследовательский институт
авиационных материалов
История Всероссийского научно-
исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) — летопись рождения и становления новой науки — авиационного материаловедения.

На основе фундаментальных и прикладных исследований в институте создавались и осваивались новые материалы, отвечающие высоким требованиям по прочности, ресурсу и надежности. Это позволило СССР, а впоследствии и России, занять и сохранить передовые позиции в мировом аэрокосмическом сообществе.

Без разработок ВИАМ не обходился ни один космический прорыв СССР. Например, благодаря светофильтрам, предназначенным для гермошлема скафандра, космонавт Алексей Леонов смог первым выйти в открытый космос. А без уникальной теплозащиты не состоялся бы полет космического корабля «Буран».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ВИАМ разработал фильтры из поликарбоната с комбинированным светофильтрующим покрытием из золота, сульфида меди и двух слоев лака для скафандра «Орлан-Д». Они позволили надежно защитить лицо и глаза космонавтов от солнечной радиации.

Для космического корабля «Восток-1» с космонавтом Юрием Гагариным на борту институт выполнил комплекс работ по созданию алюминиевых, титановых, магниевых сплавов и новых технологических процессов по разработке жаропрочных материалов и теплозащитных покрытий.
КСТАТИ
Для комплектации снаряжения космонавтов ВИАМ были разработаны небьющиеся зеркала из органического стекла с напылением алюминия и лаковой защитой. А кресла для космических кораблей изготовлялись по созданной в ВИАМ технологии самоформования крупногабаритных изделий из пенополистирола. За рубежом эта технология была неизвестна.
Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт
имени академика А.И. Берга
Акционерное общество «Центральный научно-исследовательский радиотехнический институт имени академика А.И. Берга», входящий в АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», основан в 1943 году как ведущий институт по радиолокации.

Фундаментальные и прикладные исследования в области радиолокации легли в основу радиоэлектронной борьбы, создания радиоэлектронных систем ПВО, радиопротиводействия средствам радиоэлектронного наблюдения и, конечно, авиационного и космического радиоэлектронного наблюдения.

После первого успешного запуска искусственного спутника Земли в институте началась работа по освоению космического пространства и созданию аппаратуры для мониторинга из космоса. В результате была создана система глобального радиотехнического мониторинга «Целина», отмеченная Ленинской и Государственной премиями.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
С момента запуска первого искусственного спутника Земли по настоящее время создано 5 поколений космических средств и систем радиоэлектронного наблюдения и запущено 212 космических аппаратов.

Если первые космические аппараты типа «Зенит-2» работали в узком диапазоне частот, записывали принятую информацию на специальную проволоку и сбрасывали ее на Землю в специальной капсуле, то последующие космические аппараты стали работать в широком диапазоне частот, проводить предварительную цифровую обработку принятых сигналов и передавать ее результаты на наземные пункты с любой точки орбиты.
КСТАТИ
В настоящее время создается космическая система радиоэлектронного наблюдения 5-го поколения, в состав которой входит два типа космических аппаратов. Первый тип космического аппарата находится в эксплуатации. Второй тип космического аппарата включает в себя средства пассивного наблюдения и радиолокатор.
Аналогов такого комплексного аппарата в настоящее время не существует в мире.
Научно-производственное
предприятие «Квант»
Научно-производственному предприятию «Квант» в январе 2021 года исполнилось 102 года. С началом освоения космического пространства, благодаря накопленному опыту и своему потенциалу, предприятие вышло на передовые позиции в отечественной технике, став головной организацией по разработке и производству автономных энергосистем космических аппаратов. Запущенный 4 октября 1957 года первый искусственный спутник Земли был оснащен разработанным на предприятии блоком электропитания на основе химических серебряно-цинковых элементов.

Дальнейшее развитие космонавтики потребовало создания качественно новых источников энергии, и уже на третьем спутнике, выведенном на орбиту 15 мая 1958 года и успешно отработавшем свою программу, были установлены солнечные батареи разработки Всесоюзного научно-исследовательского института источников тока (легшего в основу НПО «Квант», в настоящее время — НПП «Квант»). Это событие открыло дорогу отечественной фотоэнергетике и фактически явилось первым практическим применением солнечных батарей.
На заре космонавтики КПД солнечных батарей не превышал 8%, а их мощность составляла 55-65 ватт на кв. метр. Научно-технические решения, разработанные и внедренные коллективом НПП «Квант», позволили усовершенствовать солнечные батареи на основе кремния. К 2004 году они выдавали 180-200 ватт на квадратный метр. Но, как и в современных компьютерах, в солнечных фотоэлектрических преобразователях кремний достиг своего «потолка» производительности. При этом космические аппараты требуют все больше энергии.

Специалисты «Квант» под руководством Николая Степановича Лидоренко и в партнерстве с учеными из Физико-технического института имени
А.Ф. Иоффе Академии наук СССР применили революционное решение, разработав и создав фотоэлементы на основе перспективного полупроводника - арсенида галлия. По сравнению с кремниевыми, они значительно эффективнее противостоят радиации, благодаря чему способны активно работать в открытом космосе более 15 лет (солнечные панели на основе кремния – максимум 10-12 лет в зависимости от орбиты ). Производительность кремниевых фотопанелей кратно падает при нагреве до 100 градусов, что не наблюдается у арсенид-галлиевых. Именно благодаря их использованию были совершены успешные миссии на Венеру, а луноходы отработали дольше расчетного времени. Рекордные по площади солнечные батареи из арсенида галлия и кремния в буквальном смысле слова прошли многолетнюю проверку на прочность на орбитальной станции «Мир». Кроме радиации и температурных скачков они подвергались воздействию двигателей стыкующихся кораблей. Космос агрессивен: даже тень от работающего вне станции космонавта, упав на солнечную панель, оказывает на нее крайне негативное воздействие. В тени фотоэлемент из генератора становится потребителем, поглощающим генерируемую его соседями по батарее электрическую энергию. В безвоздушном пространстве теплоотвод крайне затруднен и возникающий значительный перегрев может привести к выходу из строя фотоэлементов. Специалисты НПП «Квант» нашли решение этой проблемы: встроенные в солнечные батареи диоды просто отключают работу сегментов, оказавшихся в «рискованной» зоне.

Современные гетероструктурные солнечные элементы на основе арсенида галлия имеют мощность 350 ватт на 1 кв. метр и 1 кг массы, а КПД превышает 30%. Но космические аппараты с каждым годом требуют все больше энергии, поэтому перед коллективом НПП «Квант» стоит задача повысить мощность солнечных панелей до 400 ватт на квадратный метр , а их КПД – до 40%. Как отмечают в научном дивизионе предприятия, эта задача вполне достижима.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Система энергообеспечения, созданная на предприятии, находилась и на борту космического корабля «Восток», на котором 12 апреля 1961 года был осуществлен первый полет человека в космос. Ракета-носитель, которая вывела корабль на орбиту, также оснащалась энергосистемами, разработанными в институте источников тока.

Продукция предприятия используется как на отечественных космических кораблях и аппаратах, так и на международных: пилотируемых кораблях серии «Восток», «Союз», «Буран», грузовых серии «Прогресс», орбитальных станциях серии «Салют», «Мир», МКС, автоматических межпланетных аппаратах и станциях серий « Вега» , «Венера», «Луноход», «Марс», «Фобос», «ЭкзоМарс» , спутниках телекоммуникации и связи серии «Экспресс», «KazSat», «SESAT», аппаратов метеорологии и геодезии серии «Метеор» и других многочисленных космических аппаратах и ракетах-носителях.

Первый луноход проработал втрое дольше запланированного срока – с 17 ноября 1970 года до 14 сентября 1971 года. Он обследовал территорию площадью 80 тысяч квадратных метров и проехал 10,54 км. На Землю было передано более 20 тысяч телевизионных снимков и свыше 200 панорам Луны. Столь долгие срок эксплуатации и объем исследований обеспечила разработанная на предприятии «Квант» солнечная батарея на основе арсенида галлия площадью 3,5 метра, работавшая в паре с химической серебряно-кадмиевых аккумуляторной батареей ёмкостью 200 А ч, также созданной на предприятии. Энергоустановка отработала весь срок при максимальной температуре около +120 градусов Цельсия.

Огромный вклад в становление и развитие предприятия внес выдающийся ученый, член-корреспондент Академии наук СССР Николай Степанович Лидоренко, входивший в Совет главных конструкторов под руководством С.П. Королева. Он фактически создал новую отрасль автономной энергетики на основе методов прямого преобразования различных видов энергии (солнечной, химической, тепловой) в электрическую. Было организовано промышленное производство электрохимических, термоэлектрических и фото-электрических генераторов, которые до этого не выпускались не только в СССР, но и в мире. Среди многочисленных пионерских разработок, выполненных под руководством Николая Степановича, было и создание солнечных батарей космического назначения. Трудовой стаж этого выдающегося ученого, организатора науки и производства составил почти 78 лет!
КСТАТИ
Тесная связь науки с производством, заложенная Николаем Степановичем Лидоренко, всегда была сильной стороной предприятия и позволяет коллективу НПП «Квант» решать сложнейшие задачи по созданию различных видов автономных источников энергии на самом высоком уровне. Системы энергообеспечения космических аппаратов с солнечными батареями из арсенида галлия, созданные на предприятии, были первыми в мире!

«Квант» — орденоносное предприятие. Указом Президиума Верховного Совета СССР за успешное выполнение заданий правительства по созданию специальной техники в 1961 году ВНИИТ награжден орденом Трудового Красного Знамени. А Указом Президиума Верховного Совета СССР за заслуги в создании космических кораблей и станций, подготовке и осуществлении космических полетов НПО «Квант» награждено орденом Ленина в 1982 году.

Более 60 лет на предприятии работает доктор технических наук Марлен Борисович Каган — один из разработчиков солнечной батареи на основе кристаллического арсенида галлия. Именно на этих источниках энергии работали автоматические межпланетные станции «Венера-1» и « Венера -2», первый лунный самоходный аппарат « Луноход -1» и др. Ученый принимал активное участие в создании энергоустановки долговременной орбитальной станции «Мир» и служебного модуля «Звезда» по программе Международной космической станции.
Акционерное общество
«Научно-производственная корпорация
«Космические системы мониторинга,
информационно-управляющие
и электромеханические комплексы
имени А.Г. Иосифьяна»
(АО «КОРПОРАЦИЯ «ВНИИЭМ»)
ВНИИЭМ, созданный осенью 1941 года, как завод № 627 для разработки и выпуска электротехнических средств для обороны столицы, вскоре стал первым в стране заводом-институтом, в котором одновременно были развернуты научные, проектно-конструкторские подразделения и производство.

Сегодня АО «Корпорация «ВНИИЭМ» (входит в структуру Госкорпорации «Роскосмос») одно из ведущих многопрофильных предприятий промышленного комплекса России.

Основными направлениями деятельности являются разработка космических аппаратов и комплексов различного назначения, систем управления и защиты реакторов и информационных систем для атомных электростанций, специальных электромагнитных подшипников с системами управления для газовой промышленности, разработка электрооборудования для морского флота.
Судьба предприятия сложилась так, что с первых лет космической эры, когда страна осуществляла первые шаги в освоении космического пространства и создавала свой ракетно-ядерный щит, ВНИИЭМ как головная организация активно участвовал в разработке электротехнического оборудования ракет-носителей, в частности знаменитой Р-7, с помощью которой был выведен на орбиту первый искусственный спутник Земли, а затем и первый пилотируемый космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли Ю.А. Гагариным.

В 1963 году ВНИИЭМ впервые заявил о себе как о космической фирме, успешным запуском двух космических апаратов (КА) «Космос-14» и «Космос-23», получивших назвние «Омега». В последующие годы на предприятии было создано несколько поколений автоматических космических аппаратов дистанционного зондирования Земли.

ВНИИЭМ выполняет работы по созданию космических комплексов и систем, включающие весь спектр работ, начиная от создания наземных автоматизирорванных аппаратно-программных комлпексов испытаний КА, необходимого наземно-технологического оборудования, отдельных приборов служебного и научного назначения до создания космического аппарата, его интеграции в космический комплекс с обеспечением запуска и последующей эксплуатации.

В сферу деятельности предприятия в настоящее время входят задачи всего тематического спектра дистанционного зондирования земли: от гидрометеорологии, научного изучения планеты и околоземного космического пространства (ОКП) до картографии и мониторинга чрезвычайных ситуаций.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Получив государственное задание, ВНИИЭМ в кратчайшие сроки разработал и создал первый в мировой практике метеорологический спутник. 25 июня 1966 года на орбиту был выведен экспериментальный метеорологический спутник «Космос-122», а весной 1967 года – сразу два спутника «Космос-144» и «Космос-156». Система состояла из двух спутников, позволявшего в течение суток дважды собирать информацию с 70 - 80% поверхности Земли для использования ее в оперативной службе прогнозов погоды. В 1969 году Постановлением Правительства СССР эта экспериментальная система была принята в эксплуатацию как Государственная метеорологическая космическая система (ГМКС) «Метеор».

Одним из главных достижений ВНИИЭМ в новом тысячелетии стал успешный запуск в 2012 году первого в России малого космического аппарата высокого разрешения «Канопус-В» №1, предназначенного для оперативного мониторинга техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

В 2016 году при первом запуске с нового российского космодрома Восточный осуществлён успешный вывод на орбиту космического аппарата научного назначения «Ломоносов».

Всего было запущено 96 космических аппаратов разработки ВНИИЭМ.

КСТАТИ
Космические аппараты «Метеор-М» включены в состав общемировой космической системы полярно-орбитальных метеоспутников под эгидой Всемирной метеорологчиеской организации (ВМО).

В 2018 году предприятием завершено создание косммическйо системы из 6 космических аппаратов «Канопус-В», предназначенных для оперативного мониторинга техногеных и природных чрезвычайных ситуаций.

Информация от КА «Канопус-В» успешно используется системой космического мониторинга МЧС России для оценки обстановки в районах ЧС, контроля состояния потенциально опасных объектов и территорий, находящихся в зонах повышенного риска возникновения ЧС, мониторинга природных пожаров и наводнений.
Государственный космический
научно-производственный центр
имени М.В. Хруничева
В истории нынешнего Космического центра имени Хруничева с 1916 года можно выделить три периода — автомобильный, авиационный и ракетно-космический. Его инновационные разработки позволили реализовать многие прорывные проекты, знаковые как для страны, так и для всего мира.

В цехах ГКНПЦ им. М.В. Хруничева были изготовлены все советские орбитальные станции: «Салют», «Мир» и «Алмаз», все тяжелые транспортные корабли снабжения, стыкующиеся с орбитальными станциями на орбите.

Самой знаменитой орбитальной станцией, построенной в цехах Центра Хруничева, стал «Мир», базовый блок которого был запущен 35 лет назад — 20 февраля 1986 года.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Впервые на орбите был собран целый орбитальный комплекс, в который вошли астрофизический модуль «Квант» (1987 год), модуль «Квант-2» (1989 год), дооснащенный системами жизнеобеспечения космонавтов.
В 1990 году пристыкован модуль-лаборатория «Кристалл», предназначенный для отработки новых технологий получения в невесомости материалов, полупроводников и биопрепаратов с улучшенными свойствами.
В 1995 году пристыкован исследовательский модуль «Спектр», предназначенный для проведения научных исследований и экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли. Модуль также имел четыре солнечные батареи, которые производили приблизительно половину электроэнергии для станции.
А в 1996 году сборка комплекса завершилась после пристыковки модуля «Природа». Он был нужен для проведения научных экспериментов по исследованию природных ресурсов Земли, верхних слоев атмосферы, космических излучений, геофизических процессов естественного и искусственного происхождения в околоземном пространстве и верхних слоях атмосферы.

Общая масса «Мира» составила 130 тонн.
КСТАТИ
На орбитальной станции «Мир» побывали 104 космонавта и астронавта из 13 стран (СССР, Сирия, Болгария, Афганистан, Франция, Япония, Великобритания, Российская Федерация, Австрия, Германия, США, Канада, Словакия).
16 июля 1965 года с космодрома Байконур впервые стартовала знаменитая ракета-носитель тяжелого класса «Протон». Она спроектирована выдающимся конструктором В.Н. Челомеем и разработана в филиале № 1 ОКБ-52 (сегодня КБ «Салют» ГКНПЦ имени М.В. Хруничева).
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
С 10 марта 1967 года начались летные испытания «Протона» в привычной для нас сегодня трехступенчатой комплектации. К названию ракеты добавили индекс «К». Первой задачей пусков «Протона-К» была отработка на орбите комплекса для облета Луны, состоявшего из элементов разрабатываемой в то время программы пилотируемой экспедиции на спутник Земли.

«Протон-К» доставил на орбиту все станции «Салют», модули станции «Мир» и два модуля Международной космической станции «Заря» и «Звезда», а также тяжелые космические аппараты связи. Благодаря этой ракете развернута единая система спутниковой связи на базе космических аппаратов «Радуга», «Экран», «Горизонт», «Экспресс», ГЛОНАСС. Модуль «Наука» будет запущен также на «Протоне».
КСТАТИ
С апреля 2012 года для космических запусков используется модернизированная ракета «Протон-М» с новой системой управления, более высоким уровнем эксплуатационных и экологических характеристик. Современная цифровая система управления и применение в составе РН «Протон-М» разгонного блока «Бриз-М» позволяют выводить тяжелые и сверхтяжелые полезные нагрузки на более высокие орбиты.
Логическим продолжением в работе по созданию орбитальных станций стало участие Космического центра имени Хруничева в создании Международной космической станции (МКС), в рамках которой были разработаны и созданы первые элементы МКС — «Заря» и «Звезда».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Функциональный грузовой блок «Заря» — первый модуль Международной космической станции (запущен 20 ноября 1998 года). До лета 2000 года «Заря» выполняла функции энергоснабжения станции, а также управления ориентацией и поддержания температурного режима. Значительным преимуществом этой технологии было полное энергетическое снабжение за счет солнечных батарей, а также наличие собственных двигателей, позволяющих маневрирование и корректировку положения модуля в пространстве.

Стыковка с модулем «Звезда» прошла 26 июля 2000 года. «Звезда» — это жилой модуль космической станции, который на ранних этапах строительства МКС выполнял функции жизнеобеспечения на всех модулях, контроля высоты над Землей, энергоснабжения станции, вычислительного центра, центра связи, основного для грузовых кораблей «Прогресс».
КСТАТИ
«Заря» служит в космосе более 22 лет.
Особая гордость столичного предприятия ГКНПЦ имени Хруничева — разработка новейшей российской ракеты «Ангара».

Три успешных испытательных пуска ракет-носителей «Ангара» — один пуск РН легкого класса «Ангара-1.2» и два пуска РН тяжелого класса «Ангара-А5» — состоялись в 2014 и 2020 годах.

Сейчас в цехах Космического центра имени Хруничева ведутся работы по налаживанию серийного выпуска семейства ракет-носителей «Ангара»: легкой — «Ангара-1.2» и тяжелой — «Ангара-А5».

Эти ракеты позволят нашей стране запускать космические аппараты всех типов с российской территории.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Основой для создания ракет-носителей семейства «Ангара» служат универсальные ракетные модули УРМ-1 и УРМ-2. Классы ракет-носителей «Ангара» компонуются из различного количества универсальных ракетных модулей УРМ-1 для нижних ступеней. В составе ракет-носителей легкого класса «Ангара-1.2» используется один УРМ-1. Предельной по количеству УРМ-1 может быть трехступенчатая ракета тяжелого класса «Ангара-А5».

Предприятие готовится выпускать не только «Ангару-А5», но и модернизированную «Ангару-А5М». РН «Ангара-А5М» будет оснащена двигателями первой и второй ступени с повышенной тягой.
КСТАТИ
Пуски новых ракет осуществляются с космодрома Плесецк. С 2023 года ракета-носитель «Ангара» будет запускаться с космодрома Восточный.
Карачаровский механический завод
Карачаровский механический завод (КМЗ) внес свой особый вклад в достижения отечественной космонавтики — высотные агрегаты наземного оборудования целого ряда ракетно-космических комплексов, таких как Н-1, «Буран», «Протон», оборудованы специальными лифтами, произведенными на заводе, для доставки персонала и грузов на заданные уровни.

Особая гордость для Карачаровского механического завода — участие в проекте создания ракетно-космического комплекса «Протон», который до сих пор остается лучшим в мире среди систем выведения аналогичного класса. Первый пуск ракеты-носителя «Протон» проведен 10 июля 1965 года. За свою историю ракета-носитель вывела на орбиту миллионы тонн полезного груза. А доставили его на ракетный комплекс подъемные механизмы, изготовленные на КМЗ.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В центральном проектно-конструкторском бюро по лифтам разрабатывались уникальные, не имеющие аналогов, специальные подъемники грузоподъемностью от 250 до 20 000 кг со скоростью движения от 0,22 до 4 м/с. К этим машинам предъявлялись особые требования — они должны обладать повышенными характеристиками безопасности, надежности, скорости и грузоподъемности.

КМЗ производил разработанные ЦПКБ «космические» подъемники, а затем осуществлялась поставка оборудования для монтажа на башни обслуживания комплексов Байконура.

Первые лифты КМЗ изготовил для проекта Н-1 — сверхтяжелой ракеты-носителя. Не менее значимый государственный заказ — лифты для обслуживания первого советского орбитального корабля многоразового использования «Буран», созданного в рамках программы «Энергия» — «Буран».

Лифты и история Карачаровского механического завода и по сей день продолжают быть неразрывно связаны с историей отечественного покорения космоса: в 2021 году предприятие изготовило 16 пассажирских лифтов серии «ПЕГАС» для звездного городка Циолковский вблизи космодрома Восточный.
КСТАТИ
Отдавая дань уважения достижениям отечественной космической промышленности, Карачаровский механический завод в 2014 году запустил в серийное производство лифт нового поколения — «Протон». Спустя пять лет ему на смену пришли усовершенствованные модели лифтов из линеек «ПЕГАС» и «СИРИУС», названия которых также посвящены звездной тематике: так, лифт линейки «СИРИУС» был назван в честь ярчайшей звезды ночного небосвода, а лифтовое оборудование линейки «ПЕГАС» — в честь одноименного созвездия северного полушария звездного неба.
ГНЦ РФ АО «Государственный
научно-исследовательский институт
химии и технологии
элементоорганических соединений»
Разработки института применяются во множестве областей – от сельского хозяйства, медицины и косметологии до нефтепереработки и тяжелого машиностроения. И, конечно, в космосе.

Как поется в старой песне, без московских химиков «здесь ничего бы не летало». Разработки института применяются во множестве узлов любого космического аппарата – от покрытия ракеты-носителя до начинки тонкой бортовой электроники. Всего более сотни материалов и у трети из них нет аналогов.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В космосе нужны материалы, выдерживающие температуры от +3000° в районе сопла при старте до абсолютного нуля -273°. Например, специальные батареи терморегулирования заполнены жидкостью, позволяющей обеспечить комфортный режим работы всех узлов космических станций.

Специалистами института создан клей, работоспособный при температуре до +1600°: сталь плавится, а клею хоть бы что!
КСТАТИ
Многие из разработок столичного НИИ применяются в космосе. К примеру, катализаторы разложения высококонцентрированного пероксида водорода используются в энергетических установках.С их помощью запускаются все ракеты серии «Союз».

С использованием материалов ГНИИХТЭОС производятся все разгонные блоки «ФРЕГАТ», которые выводят на геостационарные орбиты космические аппараты, включая европейский спутник типа «Галилео».

Пусковое горючее ПГ-2 — тоже разработано и производится в ГНИИХТЭОС.
Клеи-герметики — предназначены для склеивания практически любых материалов при любой температуре и в вакууме. Недавно именно ими заделывали трещины в корпусе МКС.
Кремнийорганические жидкости — основа специальных смазок в ракетно-космической технике.
Фабрика «СВОБОДА»
Благодаря полету первого космонавта Юрия Гагарина СССР стал лидером в покорении космоса. Однако с переходом на многодневный режим полетов космонавты столкнулись с гиперестезией — потерей кальция, эрозией зубов и болезненной чувствительностью в условиях невесомости.

Приказ решить проблему пришел с самого верха — из ЦК КПСС. Перед учеными была поставлена задача — создать препараты, которые будут препятствовать этому. Такой препарат был создан в 1963 году под названием глицерофосфат кальция. Его автор — советский ученый-биохимик Ю.А. Федоров. Для того чтобы чистить зубы в невесомости, придумали специальные жевательные резинки и поролоновые полоски.

Чуть позже на основе этой разработки «СВОБОДА» выпустила самую популярную пасту СССР — «Жемчуг».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Современные космонавты чистят зубы обычной зубной щеткой и зубной пастой, а полоскание заменено специальной чисткой колпачком, который надевают на палец и массируют им десны, что дополнительно является профилактикой воспалений и укрепляет зубную эмаль.

В 2015 году в «Космецевтическом инкубаторе», созданном фабрикой «СВОБОДА» совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и Наноцентром «Дубна», воссоздали рецептуру той самой пасты, назвав ее «Жемчуг 1963». Во время Международного авиационно-космического салона (МАКС) тюбик «космической пасты» вручен Президенту России Владимиру Путину.
КСТАТИ
В составе пасты – эфирное масло укропа и мяты, а также кристаллы ментола. Все это вместе создает неповторимый вкус удивительной эпохи 1960-х.
Российские космические
системы
Юрий Гагарин открыл человечеству дорогу к звездам. Для предприятий космического приборостроения это событие стало важнейшим и продемонстрировало всему миру научно-технический потенциал ракетно-космической промышленности нашей страны.

Предприятия интегрированной структуры РКС и их предшественники внесли неоценимый вклад в подготовку и осуществление этого легендарного полета.

НИИ-885 (ныне АО «Российские космические системы», РКС) разработал аппаратуру радиотехнической, автономной и радиотелеметрической систем управления ракеты-носителя «Восток», которая 60 лет назад доставила на орбиту корабль-спутник с первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Ракета-носитель «Восток» создавалась на базе ракеты Р-7, ставшей первой в мире межконтинентальной баллистической ракетой, прошедшей успешные испытания. Позднее на базе боевой Р-7 было создано семейство ракет-носителей, которые внесли существенный вклад в освоение космоса.

В НИИ-885 работы с самого начала велись по трем направлениям: автономные системы управления ракет, радио- системы управления и радиотелеметрические системы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В рамках подготовки и проведения первого пилотируемого полета в космос Юрия Гагарина НИИ-885 создал аппаратуру системы управления и телеметрии ракеты-носителя. В состав автономной системы управления входили автомат угловой стабилизации, система нормальной стабилизации, система боковой стабилизации, система регулирования кажущейся скорости, система одновременного опорожнения баков и синхронизации уровней компонентов, а также автомат управления дальностью.

Систему управления третьей ступени ракеты-носителя «Восток» также разрабатывали в НИИ-885 под руководством Николая Пилюгина. Выключение двигателя третьей ступени и подача команды на отделение космического корабля выполнялись системой радиоуправления при достижении расчетной скорости, соответствующей выведению корабля на заданную орбиту.

В целом система управления ракеты-носителя «Восток» в полете Гагарина проработала без замечаний, но на завершающем этапе система радиоуправления не выдала команду на выключение двигателя третьей ступени. Это произошло из-за неустойчивой работы преобразователя постоянного тока в переменный в системе бортового радиокомплекса, спроектированного и изготовленного другим предприятием. Двигатель проработал дольше расчетного времени и отключился по сигналу дублирующей автономной системы управления, которая была настроена на скорость большую, чем заданная для системы радиоуправления. В результате космический корабль «Восток-1» вышел на несколько более высокую орбиту. Тем не менее этот сбой не привел к необратимым последствиям, и Юрий Гагарин, облетев земной шар, благополучно вернулся на Землю.
КСТАТИ
Разработанный в ОКБ МЭИ (которое сегодня также входит в интегрированную структуру РКС) измерительный комплекс «Восток» позволил решить
задачи радиотелеметрии, контроля траектории и телевизионной передачи изображения космонавта во время полета Юрия Гагарина в космос.
Телевизионная система «Трал-Т» выполнила возложенные на нее задачи телевизионного мониторинга состояния самочувствия Юрия Гагарина и всего происходящего на борту корабля.
АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») — один из лидеров мирового космического приборостроения, разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и информационные системы космического назначения 75 лет.

Продукты и услуги РКС задают новые стандарты в области глобальной спутниковой навигации, безопасности, телекоммуникации, метеорологии, изучения природных ресурсов Земли и научных исследований дальнего космоса.

Компания — создатель глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. Уникальные компетенции РКС реализованы в наземных системах управления орбитальной группировкой. Новейшие разработки обеспечивают безопасность запусков, полетов транспортных грузовых и пилотируемых космических кораблей. Благодаря коллективу специалистов высочайшего уровня, уникальному опыту и передовому производству РКС — один из ведущих поставщиков бортовой аппаратуры и интеллектуальных систем для МКС и абсолютного большинства проектов национальной космической программы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Специалисты холдинга РКС разработали и изготовили комплект приборов для первого космического аппарата новой спутниковой системы «Арктика»: основной целевой прибор космического аппарата — многозональное сканирующее устройство, бортовую аппаратуру командно-измерительных систем, а также бортовой радиотехнический комплекс и гелиогеофизический аппаратурный комплекс. Аппарат был запущен с космодрома Байконур ракетой-носителем «Союз-2.1б» в феврале 2021 года.
Этот высокотехнологичный спутник будет вести всепогодный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана. Космический аппарат будет ежедневно удаляться и приближаться к земной поверхности, что позволит ему давать разномасштабные изображения. Его скорость будет отличаться от скорости вращения Земли, а ракурс съемки — непрерывно меняться.

Одна из важнейших задач новой спутниковой системы «Арктика» — глобальный мониторинг гелиогеофизических параметров для контроля и прогноза активности Солнца, радиационной обстановки в околоземном космическом пространстве, а также диагностики и контроля состояния магнитосферы, ионосферы и верхней атмосферы Земли.
Теперь Гидрометцентр России сможет непрерывно получать оперативную информацию о состоянии атмосферы и поверхности на полюсах Земли после выведения на орбиту двух аппаратов этой серии.
КСТАТИ
Новая космическая система «Арктика-М» повысит точность моделей при составлении краткосрочных прогнозов погоды, будет отслеживать чрезвычайные ситуации, проводить экологический контроль окружающей среды. Массивы новых данных планируется использовать и в научных целях для фундаментальных гидрометеорологических исследований, в том числе для изучения феномена глобального потепления.
Научно-производственное
предприятие «Темп»
им. Ф. Короткова
Предприятие «Темп» — ведущий российский разработчик систем автоматического управления и топливопитания газотурбинных двигателей авиационного и наземного назначения.

Инженерно-конструкторский комплекс компании представляет собой сложившуюся конструкторскую школу с более чем 80-летней историей.

В 1988 году свой первый и единственный космический полет совершил корабль-космоплан системы «Буран». Он был запущен с космодрома Байконур при помощи ракеты-носителя «Энергия».

НПП «Темп» разработало сложнейшую топливную аппаратуру для двигателей орбитального корабля «Буран» и многоразового космического комплекса «Энергия» — «Буран».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Орбитальный корабль «Буран» — одно из главных достижений советских ученых и промышленности. Его «сердцем» стала объединенная двигательная установка — два двигателя орбитального маневрирования и 46 двигателей управления.
Для управления ОДУ использовалось более 50 бортовых систем с четырехкратным дублированием на случай аварии. Плюс немыслимый по тем временам объем программного обеспечения — 100 мегабайт.
КСТАТИ
За время полета — 205 минут — «Буран» совершил два витка вокруг Земли, после чего произвел посадку в автоматическом режиме.
Государственный научный центр
Российской Федерации
«Исследовательский центр
имени М.В. Келдыша
»
Научно-исследовательский институт, работающий в области ракетного двигателестроения и космической энергетики с 1933 года.

Несмотря на возраст, центр на самом деле —
институт будущего. Здесь создают новые технологии и материалы, придумывают, как их использовать в космосе и на Земле.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Центр Келдыша знаменит на весь мир благодаря высокотехнологичным разработкам – начиная от первых испытаний ракеты с жидкостным ракетным двигателем, реактивной установки «Катюша» до современных разработок ядерных и электроракетных двигателей, сложных наноматериалов и покрытий.

Здесь изобретают принципиально новую технику, работающую на новых физических принципах. Разработки идут по нескольким направлениям и поражают фантастичностью. Среди них новые метановые ракетные двигатели и ядерные энергодвигательные установки для полетов к другим планетам, рулонные солнечные батареи космических аппаратов, «самозалечивающиеся» поверхности и многое другое.
КСТАТИ
Есть известный эффект памяти формы. А специалисты Центра Келдыша сделали материал с эффектом обратимой памяти формы. Материал в этом случае можно будет сворачивать и разворачивать тысячи раз, не используя механических устройств. Этот материал меняет форму в зависимости от температуры. Память формы задается заранее. При нагреве до температуры около
50 градусов материал сворачивается, а при последующем охлаждении — разворачивается. Космический аппарат на орбите сильно нагревается, когда на него светит Солнце. А на темной стороне — охлаждается. Для приборов это плохо. И вот за счет таких элементов с эффектом обратимой памяти космические аппараты смогут регулировать и теплоотдачу, и «дирижировать» солнечными батареями.
Научно-исследовательский
и конструкторский институт
химического машиностроения
Научно-исследовательский институт химического машиностроения был перевезен в Москву из Свердловска осенью 1943 года. Вскоре одним из важнейших направлений деятельности НИИ стало создание регенерационных систем жизнеобеспечения для космических станций: поскольку доставлять кислород и воду с Земли финансово невыгодно и очень затратно при орбитальных полетах, а при межпланетных миссиях и вовсе почти невозможно.

Институт выполняет весь комплекс работ: опытно-конструкторские разработки, исследования, изготовление и испытания экспериментальных и штатных изделий с последующим сопровождением их эксплуатации. К примеру, система генерации кислорода «Электрон-ВМ» — основной источник кислорода для дыхания экипажа на борту МКС, и стабильность ее работы во многом определяет успешное выполнение программы пилотируемого полета.

Покидая Землю и отправляясь в межпланетный полет, мы не только смотрим в неизвестность, но и фактически обрываем связь с Землей. Уже не будет регулярных поставок грузов, а экипаж располагает лишь ресурсами, доступными на борту. Прямо сейчас инженеры НИИхиммаш решают сложную задачу — как сделать космический корабль автономным, осуществив полную регенерацию жизненно необходимых веществ.
Разрабатываемая в настоящее время система переработки диоксида углерода позволит получить кислород из выдыхаемого углекислого газа. И совместно с уже разработанными системами регенерации воды обеспечит почти полное восстановление необходимых экипажу веществ, открывая возможность пионерам космоса устремиться за пределы околоземной орбиты.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 1967 году советские ученые и сотрудники института провели уникальный эксперимент: в течение целого года экипаж из трех человек жил в замкнутом ограниченном пространстве — гермомакете межпланетного корабля. Для него
НИИхиммаш разработал и изготовил системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги обитаемого отсека и оранжереи, урины, электролизного получения кислорода, очистки атмосферы от углекислого газа и микропримесей, утилизации углекислого газа и сушки отходов.
НИИхиммаш созданы системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги и из топливных элементов — для лунного корабля, системы для долговременных орбитальных станций.

В январе 1975 года, впервые в мировой практике пилотируемых полетов экипаж «Салюта-4» использовал для питья и приготовления пищи регенерированную из конденсата воду. Система работала в течение всего пилотируемого полета станции: обеспечивала 50% потребляемой экипажами воды, очищала воду с просроченными сроками хранения, подогревала ее для санитарно-гигиенических процедур.
КСТАТИ
На орбитальной станции «Мир» впервые в мировой практике реализован целый комплекс систем жизнеобеспечения: системы регенерации воды из конденсата атмосферной влаги и урины, система регенерации санитарно-гигиенической воды, система электролизного получения кислорода и блоки очистки атмосферы от вредных примесей. Создание таких систем позволило уменьшить вес доставляемых на «Мир» грузов на 34 тонны, для чего потребовались бы четыре запуска транспортных грузовых кораблей типа «Прогресс» в год.
Центр эксплуатации объектов
наземной космической
инфраструктуры

АО «ЦЭНКИ» — это предприятие, обеспечивающее эксплуатацию космодромов России. Любой космодром занимает огромную территорию, на которой размещены десятки объектов инфраструктуры, необходимых для осуществления пуска ракеты-носителя и полезной нагрузки — спутников, пилотируемых
кораблей, автоматических станций.

Космодром — ворота в космос. И сейчас на обоих российских космодромах — Байконуре и Восточном — ведется огромная работа по обеспечению пусков ракет-носителей на самом современном технологическом уровне.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Стартовый комплекс «Восток» площадки № 31 космодрома Байконур используется для запуска пилотируемых и грузовых кораблей к Международной космической станции, а также отечественных и иностранныхкосмических аппаратов.
С площадки № 31, начиная с 1961 года, стартовали различные модификации легендарной королевской Р-7 — ракеты «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

С «Гагаринского старта» (площадки №1) на космическом корабле «Восток-6» 16 июня 1963 года совершила свой первый полет Валентина Терешкова.

Ракета-носитель «Союз-2» создавалась с опорой только на промышленную базу России. Имеет современную цифровую систему управления, благодаря чему обеспечивается высокоточное выведение полезной нагрузки на орбиты назначения. Кроме того, на ракете установлены двигатели с улучшенными энергетическими характеристиками, что увеличивает массу выводимого груза на 250 – 300 килограммов по сравнению с ракетой-носителем предыдущего поколения «Союз».
КСТАТИ
Ракету-носитель «Союз-2» в разных модификациях запускают с четырех космодромов, расположенных в Европе, Азии и Южной Америке. Модификации «Союз-2.1а» и «Союз-2.1б» предназначены для космодромов Байконур, Восточный и Плесецк. «Союз-СТ-А» и «Союз-СТ-Б» созданы специально для Гвианского космического центра. Облегченная двухступенчатая «Союз-2.1в» без «фирменных» 4 боковых блоков летает только с космодрома Плесецк.
Космодром Восточный — один из самых масштабных проектов России в ХХI веке. Строительство космодрома, особенно в непростых природных условиях Амурской области, — исключительно сложная инженерно-техническая задача, над которой работают лучшие специалисты страны, в том числе специалисты московских промышленных предприятий.

Основная задача АО «ЦЭНКИ» — эксплуатация объектов и технологического оборудования космодромов, подготовка технического, стартового комплексов и объектов инфраструктуры к пускам ракет-носителей, поставка, хранение и подготовка компонентов ракетного топлива, обеспечение связью работ по подготовке и проведению запусков космических аппаратов.

Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры является головным разработчиком наземного технологического оборудования основных объектов инфраструктуры космических ракетных комплексов на космодроме Восточный.

Кроме этого, специалисты предприятия организовывают работы по подготовке районов падения отделяющихся частей ракет-носителей к пускам ракет космического назначения, обеспечивают послепусковые ремонтно-восстановительные работы, приводят объекты наземной космической инфраструктуры в исходное состояние.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Для подготовки к старту ракеты «Союз-2» используется мобильная башня обслуживания ракеты-носителя высотой 52 метра. В истории российской космонавтики эта уникальная конструкция используется впервые.

Вес мобильной башни обслуживания достигает 1600 тонн. Она позволяет вести работы и в сильную стужу, и в жару, так как оборудована устройствами кондиционирования воздуха.
КСТАТИ
Впервые в истории российской космонавтики в один комплекс — трансбордерную галерею — объединены склад блоков, монтажно-испытательные корпуса ракеты-носителя и космических аппаратов, заправочно-нейтрализационная станция. Такое техническое решение снижает риски при транспортировке изделий и значительно экономит время при проведении работ.
НИИ стартовых комплексов
имени В.П. Бармина
В 1941 году было создано Специальное конструкторское бюро при заводе «Компрессор» под руководством В.П. Бармина (в настоящее время НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина). В годы Великой Отечественной войны специалистами бюро был разработан ряд образцов военной техники, включая легендарные «катюши».

В 1946 году СКБ было преобразовано в конструкторское бюро специального машиностроения «Спецмаш», которое стояло у истоков создания отечественных шахтных и стационарных пусковых установок, межконтинентальных баллистических ракет, стартовых, технических и заправочных комплексов военного и двойного назначения.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Специалистами НИИ стартовых комплексов им. В.П. Бармина обеспечены старты многих ракет-носителей, в том числе Р-7, «Восток», «Молния», «Союз-У», «Энергия», «Н-1», «Космос», «Циклон», «Зенит», «Протон», «Союз-ФГ», «Рокот», «Ангара».
Эти ракеты-носители вывели в космическое пространство различные космические аппараты, в том числе спутники Земли, аппараты к Луне, Марсу, Венере, пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Алмаз», «Мир», модули МКС.

Коллектив НИИ СК им. В.П. Бармина внес огромный вклад в осуществление запусков первого искусственного спутника Земли, первого человека — Юрия Гагарина и первого в мире лунохода с космодрома Байконур.
КСТАТИ
Проекты долговременных лунных баз С 1965 года до середины 1970-х годов в конструкторском бюро с участием смежных предприятий был разработан проект лунного поселения, развертываемого в три этапа, с постепенным наращиванием численности экипажа специалистов-космонавтов (от четырех до двенадцати человек), со сроком их пребывания на Луне не менее одного года. Такое лунное поселение состояло из основного обитаемого сооружения, энергоцентра, астрообсерватории, ряда вспомогательных сооружений и транспортных средств.
Проектно-конструкторские и экспериментальные работы по созданию долговременного обитаемого лунного поселения показали реальную возможность осуществления его строительства на Луне.

В КБОМ был построен в натуральную величину макет основного жилого модуля лунного поселения, на котором отрабатывались различные архитектурные решения, вопросы эргономики, а также обеспечение приемлемой для человека жизненной среды.
Конструкторское бюро «Мотор»
«Герои невидимого фронта» — это про них. Обыватель с восторгом любуется, как красиво взмывает ракета. Но для того, чтобы она взмыла, нужно:

➤ доставить на место строительства объектов космодрома (как правило, отдаленный и глухой район) необходимые материалы и оборудование;

➤ построить космодром;

➤ доставить на космодром средства выведения и полезную нагрузку;

➤ собрать ракету космического назначения и установить ее на стартовый стол. И только потом...

С момента образования КБ «Мотор», то есть с 7 апреля 1961 года, его специалисты спроектировали, изготовили и ввели в эксплуатацию оборудование для большинства созданных нашей страной ракетно-космических комплексов. Они обеспечили старты «Протона», H-1, «Энергии» — «Бурана», «Союза», «Ангары».
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Будь то дальневосточный космодром Восточный или Гвианский космический центр в Южной Америке — не важно: «Мотор» доставит оборудование с помощью наиболее подходящих видов транспорта и смонтирует все необходимое.
Если такого транспорта в настоящий момент не существует (ведь вес отдельной «детали» доходит порой до 200 тонн), а к месту строительства космодрома добраться очень трудно, то инженеры КБ придумают принципиально новый способ доставки.
То есть все работы: от строительства стартовой площадки до перемещения отдельных частей космического аппарата к месту старта — были и будут решаемыми задачами моторовских умельцев. И все это бережно, качественно, с 15-летней гарантией.

За время работы предприятия создано почти 1200 типов уникального оборудования.
АО НПЦ «ЭЛВИС»
АО НПЦ «ЭЛВИС» создано в марте 1990 года на базе структурного подразделения научно-производственного объединения «ЭЛАС», выполнявшего в 1960 – 1980 годах передовые разработки в области космической электронной техники: от разработки собственных САПР до полностью законченных аппаратно-программных бортовых систем управления и обработки информации космического базирования серий «Салют», в частности, функционировавших на борту станции «Мир». В 1974 году был разработан первый в СССР микропроцессорный комплект сверхбольших интегральных схем. Всего же было разработано более 400 микросхем.

Компания разрабатывает микросхемы типа «Система-на-Кристалле» на базе собственной платформы проектирования «МУЛЬТИКОР».

Компания - резидент особой экономической зоны Москвы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
АО НПЦ «ЭЛВИС» создана и поддерживается линейка микросхем «МУЛЬТИБОРТ» — отечественный комплект микросхем, стойких к воздействию специальных факторов, обеспеченных инновационными каналами с пакетной передачей информации SpaceWire/SpaceFibre и связанных общей концепцией построения бортового оборудования.

АО НПЦ «ЭЛВИС» впервые в Российской Федерации были реализованы сетевые интерфейсы SpaceWire, а также гигабитные интерфейсы GigaSpaceWire и SpaceFibre в составе микросхем процессоров и коммутаторов, которые нашли широкое применение в различной аппаратуре.Все микросхемы комплекта связаны единой концепцией построения бортовых коммуникаций для многопроцессорного распределенного отказоустойчивого бортового оборудования. Каждая микросхема (микропроцессор, многоканальный адаптер, периферийный контроллер или коммутатор и т.д.) может быть использована как сетевой элемент комплексного бортового оборудования, в том числе космических аппаратов, на базе сетей SpaceWire/SpaceFibre с применением «интеллектуальных» коммутаторов-маршрутизаторов и других микросхем комплекта «МУЛЬТИБОРТ» разработки АО НПЦ «ЭЛВИС» и его партнеров.
КСТАТИ
Микросхемы «МУЛЬТИБОРТ» обеспечены мощной экосистемой программного обеспечения и отладочной платформой, что позволит получить значительный экономический эффект с точки зрения сокращения времени разработки целевых устройств потребителями.
Группа компаний «Москабельмет»
Предприятию, которое было основано указом императора Николая II, исполнилось 125 лет. В почти полуторавековой истории группы компаний «Москабельмет» есть много примеров сотрудничества с космической отраслью.

Например, поставка продукции на космодромы Плесецк и Восточный. Силовые кабели произвел и поставил «Завод Москабель», а волоконно-оптические — «Москабель-Фуджикура». Всего около 40 километров продукции за 2020 год.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
В 2021 году на ООО «Завод Москабель» стартовало производство силовых кабельных линий с использованием гофрированной брони. Кабели с гофрированной герметичной броней, созданной с применением алюминия и алюминиевых сплавов 8ххх серии, предназначены для эксплуатации в сложных и экстремальных условиях: в зонах большой подвижности грунтов, с высокой коррозионной активностью, включая зоны с повышенной сейсмичностью, в том числе арктические области, районы вечной мерзлоты.
Сегодня предприятие — один из лидеров российского рынка кабельно-проводниковой продукции. Оно занимает первое место в стране по изготовлению транспонированных проводов, аналогов которым нет в стране. Группа компаний специализируется на выпуске медной катанки, медной проволоки, обмоточных проводов, оптических, силовых и контрольных кабелей, а также уникальной продукции.
КСТАТИ
Космодром Плесецк (Архангельская область) — первая отечественная ракетная база. Его начали строить в 1957 году. А в марте 1966-го с него стартовал первый космический аппарат «Космос-112».
На сегодняшний день со стартовых площадок космодрома проведено свыше 1600 пусков ракет-носителей, выведены на околоземные орбиты около 2100 космических аппаратов, испытаны и приняты в эксплуатацию десятки типов космических аппаратов и ракет-носителей.
Научно-исследовательский институт хлебопекарной промышленности
НИИ хлебопекарной промышленности уже больше 60 лет производит хлебобулочные изделия для рациона питания космонавтов. Производство таких изделий — сложная технологическая задача. Необходимо учесть много требований, например, хлеб должен длительно сохранять свои свойства и не черстветь, а в невесомости не должен крошиться.

Если крошки хлеба будут летать в пространстве космического корабля, то они, забиваясь в панели приборов, могут вывести их из строя. При этом срок годности таких изделий вовсе не 2 – 3 дня — «космический хлеб» может храниться до 15 месяцев.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Ученые НИИ хлебопекарной промышленности во время разработки хлеба для космонавтов решали задачу по максимальному увеличению срока его годности, при этом рецептуры изделий старались оставить без изменений, чтобы он по вкусу соответствовал земному. Так, к примеру, хлеб из ржаной муки более кислый, и он меньше подвержен плесневению и картофельной болезни. А вот чтобы такой же устойчивостью к заболеваниям стал обладать пшеничный хлеб, ученым пришлось немного изменить рецептуру и усовершенствовать технологию приготовления.

В НИИХП разработан целый комплекс технологических мероприятий, в том числе специальная упаковка и тепловая обработка продукции.

Ученые НИИ хлебопекарной промышленности разработали технологии, позволяющие максимально замедлить процессы черствения хлеба для космонавтов. В скором времени срок годности такого хлеба планируют увеличить с 15 до 24 месяцев.
КСТАТИ
Вес одной мини-буханки хлеба — всего 4,5 грамма. В 16-суточном рационе космонавтов примерно 17 порций хлеба разных сортов.
Чаще всего российские космонавты заказывают на орбиту два сорта хлеба — бородинский и ржаной московский. Для отправки на МКС хлеб упаковывают в два пакета из термостойкой полимерной пленки, тем самым сохраняя его мягкость, вкус и аромат.
АО «ЭПИЭЛ»
Специалисты московского предприятия «ЭПИЭЛ» работают над созданием эпитаксиальных структур. То есть кристаллических материалов, без которых сегодня не обходится ни один сколько-нибудь сложный электроприбор и не отправляется в космос ни один аппарат.

АО «ЭПИЭЛ» — ведущее предприятие в России, специализирующееся на производстве эпитаксиальных структур на основе кремния и сапфира для широкого спектра полупроводниковых приборов, среди которых интегральные схемы, дискретные силовые приборы и многие другие электронные компоненты.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
«ЭПИЭЛ» обеспечивает 80 процентов отечественной электронной промышленности и является уникальным в своей сфере не только в России, но и в мире. Ученые, инженеры предприятия разрабатывают технологии будущего — те, что пригодятся радиоэлектронщикам через десяток лет.

Более 50 предприятий радиоэлектроники по всей России являются потребителями продукции компании.
КСТАТИ
АО «ЭПИЭЛ» является резидентом Особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Технополис «Москва» (площадка «Микрон»).
Щербинский лифтостроительный завод
Щербинский лифтостроительный завод ведет свою историю с 1943 года. Каждый четвертый российский лифт производится здесь. Производственная мощность — 12 тысяч лифтов в год, то есть тысяча в месяц.

Самый крупный производитель подъемников в России спроектировал лифты для космодрома Восточный. Точнее, для объекта кабель-заправочная башня — самого большого наземного объекта инфраструктуры ракетного комплекса «Ангара».

Сейчас многие инженеры уверены: будущее освоения внеземного пространства — за космическими лифтами. Есть даже проекты. Правда, пока только на бумаге. Наверное, космические лифты и будут следующим прорывом Щербинского завода.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Лифт производства московского предприятия имеет грузоподъемность 1000 кг — он будет поднимать людей и грузы на 17-этажную башню высотой 66 метров. Кабель-заправочная станция предназначена для подвода (отвода) к ракете коммуникаций, ее удержания в вертикальном положении и доступа обслуживающего персонала.
КСТАТИ
Предприятие предоставит семилетнюю гарантию на продукцию для космодрома из-за стратегической важности объекта, а также передаст расширенный комплект запчастей для бесперебойного и качественного обслуживания.
Компания «Тест-Контакт»
Любое радиоэлектронное изделие — хоть фонарик, хоть суперкомпьютер — работает благодаря контактам между его деталями. Над тем, чтобы полностью исключить нарушение связи между деталями (а значит, отказ целого прибора), и работает московское предприятие «Тест-Контакт». А наличие конструкторского бюро и собственной производственной базы в столице позволяет решать задачи в кратчайшие сроки.

ООО «Тест-Контакт» с 2011 года разрабатывает и производит на собственном оборудовании контактирующие устройства для любых типов электрорадиоизделий, в том числе и для космической отрасли.

Компания - резидент особой экономической зоны Москвы.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Для такой агрессивной среды, как космос, надежность контакта особенно важна. Продукция компании способна безотказно работать при температурах от –60 до +260 градусов, сохраняя при этом механические свойства. Выдерживать растяжения, изгибы, тряску, воздействие излучений, скачков напряжения… Устройствами «Тест-Контакт» пользуются все ведущие предприятия отечественной космической отрасли именно из-за их надежности.
КСТАТИ
Продукция компании ООО «Тест-Контакт» применяется для проведения испытаний электронной компонентной базы для высоконадежной техники авиационного, сухопутного и морского назначения, медицинской и космической отраслей. Изделия «Тест-Контакт» позволяют проверить качество практически любых микроэлектронных изделий: от опытных образцов до конечной продукции. При этом компания — единственный в России разработчик и производитель контактирующих устройств для тестирования электрорадиоизделий.
Митинг на Красной площади, посвященный встрече космонавтов Валентины Терешковой и Валерия Быковского, после успешного завершения космической экспедиции на кораблях «Восток-5»
и «Восток-6». Москва, 22 июня 1963 года.
Фото: Давид ШОЛОМОВИЧ/РИА Новости
Полет первого человека в космос. Первый выход человека в открытый космос. Первая женщина-космонавт, первый групповой полет. Эпоха первых. Во всем. Их встречали так, как не встречают ни одну звезду сегодня. А они и были звездами. Мировой величины. Космической. Ко всеобщему ликованию присоединялись и трудящиеся московских предприятий — сотни тысяч рабочих, инженеров, конструкторов
и представителей других, самых разных профессий живой рекой выплывали на столичные улицы, чтобы громко кричать «Ур-р-ра!» и славить Родину и ее верных сыновей и дочерей.
Сложно переоценить вклад в покорение
космоса, который внесли больше сорока московских предприятий отрасли. Некоторые из них остаются на передовой почти 100 лет, воплощая в жизнь общемировую мечту и стремление к изучению и познанию Вселенной.
Выражаем глубокую признательность семье летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова, дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации, за предоставленную возможность размещения и использования картины «В открытом плавании» для художественного оформления выставки.
Выражаем благодарность Госкорпорации
«Роскосмос» за помощь в подготовке проекта
Made on
Tilda