Как устроены логистические центры Почты России

Пять историй от сотрудников компании
Письмо в Саранск, бандероль во Владивосток, посылка в Астрахань… Автоматизированные конвейеры ловко распределяют почту по нужным маршрутам. Все процессы, включая взвешивание, сканирование и погрузку в тележки, происходят автоматически и в режиме нон-стоп. Умные «помощники» даже умеют разбирать непонятный почерк с помощью компьютерного зрения: лишь малую часть адресов приходится определять вручную. Именно так работают логистические центры Почты России.
Что такое логистические почтовые центры?
По сути, это огромные технологичные хабы, в которые Почта России свозит посылки и письма со всей России и из других стран. В зависимости от адреса получателя отправления автоматически сортируются, после чего машина определяет кратчайший путь, по которому нужно доставить ту или иную посылку или письмо. Такие центры работают в режиме нон-стоп, и именно от них во многом зависит то, как быстро вы получите свое отправление.

Сейчас логистические центры Почты России есть в Москве, Казани, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Хабаровске и Самаре. Компания много работает над тем, чтобы сократить сроки пересылки онлайн-заказов и писем. Уже сейчас среднее время доставки внутри страны составляет 3,3 дня, а в будущем Почта планирует сократить его до суток между крупными городами России и до трех дней — в областные центры.
Благодаря технологиям сортировка почты все больше напоминает кадры из фантастических фильмов. Но какой бы умной ни была техника, самым ценным ресурсом остаются люди: операторы, контролирующие работу логистических центров, а также водители, которые привозят на сортировку посылки и затем развозят их по разным точкам страны. К этой команде можете присоединиться и вы.

Мы узнали у сотрудников логистических центров Почты России из разных городов, почему они ценят свою работу. В их историях нашлось место всему: и карьерным планам, и увлечениям, и любви.
Павел Овчинников
Сменил строительный бизнес на работу в Почте России
Павел работает в Почте 3 года. Попал сюда абсолютно случайно.

«Я всю жизнь работал на себя, у меня была строительная фирма, — рассказывает он. — Но в какой-то момент заказов практически не стало. И знакомые предложили пойти на почту».

В первую очередь Павла привлек график — сутки через трое. Мужчина полагал, что Почта будет «временной остановкой» и он поработает здесь буквально несколько месяцев. Он даже не ожидал, что новое дело настолько увлечет его. Сейчас Павел учится в Новосибирском колледже почтовой связи и сервиса и даже не думает о том, чтобы уйти с Почты. Наоборот, хочет получить образование, чтобы двигаться вверх по карьерной лестнице.

«Я начинал, по сути, с разгрузки вагонов в магистральном сортировочном центре, — рассказывает Павел. — Мы обслуживали поезд Москва — Владивосток. Работа была физически тяжелой, но мне, так как я занимался пауэрлифтингом, было несложно».

А потом в Новосибирске открыли новый большой логистический центр. Современный, автоматизированный. И Павел перешел на работу туда. Сейчас он работает оператором 1 класса в цехе сортировки. Если еще точнее — он оператор фулфилмент-склада — места, где хранят и собирают заказы интернет-магазинов.

«Я не боюсь, что останусь без работы, что ее не будет, наоборот, сейчас ее стало еще больше, — говорит мужчина. — К тому же мой график позволяет мне уделять время строительству дома. А вообще мне нравится быть частью Почты России. Я только когда начал учиться в колледже, узнал, насколько велика почтовая семья, — во Всемирном почтовом союзе участвуют 192 страны. Мне нравится быть частичкой такой системы. Почта всегда была, есть и будет».
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Новосибирский хаб — самый технологичный логистический центр Почты России.

По своим размерам он уступает только московскому логистическому центру «Внуково». Его площадь — 45 тысяч квадратных метров — сопоставима с размерами пяти футбольных полей, а в его зону обслуживания попадает 11 миллионов человек.

В сутки он может обрабатывать более 1,5 миллиона писем и посылок. В нем работают больше 900 человек в четыре смены, а сортировка не прекращается ни на секунду.

До открытия нового центра почтовые отправления всей Новосибирской области обрабатывали вручную. Сейчас же оператор логистического центра касается посылки всего дважды — в зоне выгрузки почтового транспорта и в зоне отгрузки. Все остальное за него делает техника.

Это первый объект, где сортировочные машины работают на базе собственного программного обеспечения Почты России.
Как устроен Новосибирский логистический центр?
1
2
3
4
5
6
7
8
Зона разгрузки
Сюда приезжают контейнеры и фуры с письмами и посылками. Их разгружают с помощью погрузо-разгрузочной техники или телескопических конвейеров.
Зона распределения потоков
Здесь отправления сканируют, после чего система определяет, что это за посылка и на какую линию сортировки надо ее отправить.
Зона сортировки
Она делится на 3 участка - писем, посылок и мелких пакетов. В зависимости от адреса доставки, сортировочная машина определяет, в какой именно «выход» направить отправление.
Зона внутрироссийского авиаобмена
В Новосибирске этот участок примыкает к аэропорту Толмачево. Служба авиабезопасности проверяет отправления и, если в них нет запрещенных к перелету веществ, посылки и письма грузят в самолет.
Зона международного почтового обмена
Делится на зону импорта и экспорта. В первой письма и посылки из-за рубежа проходят таможенный контроль и уходят на сортировку, а во-второй операторы регистрируют отправления, которые россияне, наоборот, хотят отправить за границу.
Зона загрузки
Сотрудники центра загружают в машины отправления и емкости для отправки.
Склад интернет-торговли (фулфилмент)
Здесь хранятся товары интернет-магазинов. После того, как покупатель делает заказ в интернет-магазине, сотрудники Почты комплектуют заказ и передают его на доставку.
Почтовое отделение закрытого типа
Здесь корпоративные клиенты Почты России, например, интернет-магазины, могут сдавать партии товаров на доставку.
Рустем Яруллин
«Прихожу на работу как домой»
Рустем Яруллин работает в Казанском ЛПЦ (логистическом почтовом центре) 4 года. Путь от оператора до начальника смены занял у него всего год. А ведь Рустем никогда не думал, что сделает карьеру в Почте России.

«Получилось так, что мне пришлось тогда закрыть собственное дело, у меня была группа компаний, — рассказывает Рустем. — И в январе 2017-го я искал работу. Надо было куда-то устраиваться, закрывать компанию, выплачивать все. Совершенно случайно узнал о вакансиях в логистическом центре. Пришел, посмотрел. Думаю, ну, квартал проработаю. А потом втянулся».

Рустем, как и многие другие, даже не представлял, насколько сложный и многоступенчатый механизм — Почта.

«Думал, что оператор — это тот, кто сидит за компьютером и выдает посылки, — смеется он».

Про Рустема его коллеги говорят: харизматичный, дипломатичный, ответственный. Он находит подход даже к самым непростым людям. Его смену считают одной из самых дружных в ЛПЦ, а сам Рустем очень грамотно обучает молодежь.

«Я всегда стараюсь увидеть в человеке стремление расти и развиваться, — рассказывает Яруллин. — Если вижу в глазах что-то такое, стараюсь с этим человеком работать индивидуально. Как правило, те, кто работать не хочет, отсеиваются на первом месяце работы, особенно зимой, в «высокий сезон». Если остался, уже понятно — будет своим.

Рустем Яруллин даже не задумывается о том, чтобы уйти с Почты. В первую очередь его устраивает график: пока дети (а у Рустема их трое) растут, режим «два через два» или сутки через трое — это очень удобно. Во-вторых, он видит для себя перспективы: говорит, человека из логистического центра, «с земли», возьмут в любой офисный отдел.

«Еще мне нравится, что работа интенсивная — дни просто пролетают, — рассказывает сотрудник Почты России. — Коллектив хороший. Возраст средний — ровный, мы примерно одно поколение. Руководство нас старается поддерживать, самое главное, что есть стабильность. Да и вообще, на работу приходишь как в дом родной».
Как Почта России поддерживает своих сотрудников
  • Помогает бесплатно добраться до работы — на корпоративном транспорте.
  • Частично компенсирует стоимость путевок в санатории и детские лагеря.
  • Обеспечивает льготное питание.
  • Выдает спецодежду и обувь.
  • Страхует от несчастных случаев самих сотрудников и их детей.
  • Предлагает корпоративную пенсионную программу.
  • В сложных жизненных и семейных ситуациях обеспечивает материальной помощью.
  • Дарит подарки на праздники, в том числе и детям на Новый год.
Алла Терехова
«Думала, что Почта — это бабушки, которые сидят в отделениях»
Аллу Терехову работа на почте нашла сама. Женщина разместила резюме на одном из сайтов по поиску работы. Вскоре ей позвонили и пригласили на собеседование в Почту России.

Это был 2016 год. За это время Алла прошла путь от референта до главного специалиста по наставничеству логистического центра «Внуково». Это именно она помогает новым сотрудникам быстро и комфортно адаптироваться на работе. И улыбается, когда видит их удивление: она ведь и сама когда-то была в таком же приятном шоке.

«Я всю жизнь думала, что Почта — это бабушки в окошках, — смеется Алла Анатольевна. — А когда впервые увидела ее изнанку, увидела, какие это объемы работы, какое современное оборудование, как все хорошо устроено, автоматизировано, — была очень удивлена».

Теперь Алла знает все производственные процессы. И может объяснить любому собеседнику, который удивляется, как причудливо путешествует его посылка, всю схему почтовой логистики. А еще она очень нежно относится к своей почтовой семье — говорит: у них потрясающая взаимовыручка.

«В ноябре и декабре, перед Новым годом, когда количество посылок увеличивается, у нас начинается „высокий сезон“. Тогда начальники, другие сотрудники приходят помогать операторам, становятся и работают наравне с ними, чтобы все отправления были доставлены вовремя. А еще, вы даже не представляете, как много у нас образуется семей — сотрудники почты встречаются, женятся, рождаются дети. Это очень здорово».
ПОСЫЛКИ С ХАРАКТЕРОМ
Порой работникам Почты России приходится решать очень необычные задачи. Например, в 2019 году они сопровождали на пути из Китая в Россию ценнейший груз — двух молодых панд, которых подарили России в честь 70-летия дипломатических отношений двух стран. Сейчас Жуи и Диндин живут в Московском зоопарке.

Кстати, это не единственный живой груз. По почте регулярно отправляют… пчел! Фермеры закупают их у пчеловодческих ферм. Так что сотрудники логистических центров уже привыкли к пометкам на посылках: «Осторожно. Живые пчелы. Не переворачивать».

Фото: Артем Иванов/ТАСС
Денис Крюков
На почте встретил любовь
Денис Крюков работает в Почте России уже пятнадцатый год.

Педагог по образованию, он признается — никогда бы не подумал, что именно здесь будет делать карьеру. Но когда в 2007-м сотрудники городского Центра занятости в Оренбурге предложили ему вакансию на почте, он согласился.

«Честно говоря, идти туда было страшно, — вспоминает Денис. — Я, наверное, как и все люди, кто не имеет отношения к Почте России, представлял ее только как почтовое отделение. Для меня было открытием, насколько здесь сложная и интересная логистическая система.

Денис начинал «с самых низов». Его первая должность звучала так: «оператор 3-го класса», по сути, стажер. Отработав 2 месяца, молодой человек сдал внутренний экзамен и начал двигаться по карьерной лестнице. Уже через несколько лет его отправляли в разные регионы на стажировки, обучать других сотрудников.

В 2015-м мужчина понял, что ему уже тесно в рамках Оренбурга, и перевелся в Москву, в Главный центр магистральных перевозок.

«Да, сначала должность стала чуть ниже: я перешел с начальника участка на начальника смены, — вспоминает Денис. — Но в деньгах при этом выиграл».

Целеустремленность Дениса помогла ему и в столице: сейчас он уже заместитель начальника АСЦ — автоматизированного сортировочного центра в Московском региональном логистическом центре «Внуково».

А еще, работая в Почте России в Москве, Денис встретил свою любовь. По иронии судьбы, свою же землячку — она работала в отделе кадров. В родном городе никогда не встречались, а тут познакомились. Влюбились, поженились, у них появился малыш. Вот такая почтовая семья.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Вот уже более 10 лет в Почте России действует корпоративная пенсионная программа.

Все работники старше 40 лет и с непрерывным стажем работы на Почте от 3 лет могут вступить в программу негосударственного пенсионного отчисления (НПО). Для самого сотрудника это абсолютно бесплатно, никаких дополнительных отчислений с зарплаты. Наоборот, это сама Почта ежегодно перечисляет на счет программы сумму, равную половине оклада сотрудника. И когда человек выйдет на пенсию, он будет получать из этих средств дополнительный доход.

Сейчас участниками НПО являются 97 тысяч сотрудников Почты России, а «повышенную» пенсию уже получают около 30 тысяч ее бывших работников.
Алексей Левченко
Водит почтовую фуру и ведет об этом блог
Вот уже 7 лет Алексей развозит почту по разным городам и рассказывает об этом подписчикам — их у него более 12 тысяч человек.

Когда-то Алексей жил в Омске и был журналистом — писал статьи для местной газеты. Потом переехал в Москву, пошел работать водителем-дальнобойщиком. Тонны посылок и сотни километров в день — это его будни. В какой-то момент супруга — тоже блогер — предложила Алексею писать о своей работе в соцсетях. Теперь это стало семейным делом.

Своим подписчикам Алексей рассказывает о местах, где побывал, советует, куда сходить в том или ином городе. У него много постов о работе — почтовые байки, истории, интересные случаи. Сразу видно: работу свою он любит и гордится ею!

«Тут все просто: в Почте России стабильная работа, стабильная зарплата, — рассказывает водитель-блогер. — Я точно знаю, что два раза в месяц „пропиликает“ СМС с зарплатой и авансом, плюс оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный, все официально и по трудовому кодексу, хороший график работы: свои выходные я знаю на год вперед и могу спокойно строить планы на них».
Почта России предлагает вам присоединиться к своей большой семье. Вакансии в вашем городе можно посмотреть здесь