Какими будут поезда будущего

«Комсомолка» увидела прототипы новых пассажирских вагонов.
В последние годы на российских железных дорогах активно обновляют подвижной состав. Меняется практически все: от размеров вагонов до их наполнения. При этом повышаются комфорт и экологичность перевозок. По случаю Дня пассажира, который отмечался на сети РЖД 3 декабря, рассказываем о том, какими могут быть поезда будущего.
Новый уровень комфорта
В 2021 году для пополнения парка Федеральной пассажирской компании (АО «ФПК», дочернее общество ОАО «РЖД») предусмотрена поставка 477 вагонов, большая часть которых выполнена в формате двухвагонного сцепа. Такая компоновка позволяет увеличить сервисное пространство для пассажиров, а также разместить в каждом вагоне душ и пурифайер с горячей и холодной водой. В новых плацкартных и купейных вагонах у каждого места есть индивидуальные розетки и разъемы USB, лампы и воздуховоды. Такие вагоны уже курсируют в составе 10 поездов.
В этом году появились и двухэтажные двухвагонные сцепы. Проектировщики увеличили габарит второго этажа, он стал выше на 20 сантиметров. Впервые в истории отечественного вагоностроения двухэтажные вагоны поставлены на тележку с пневморессорой, заменившей винтовые пружины. Пневморессора обеспечивает более плавный ход вагона.
Кроме того, в каждом вагоне впервые появились детские купе. В одной из санитарных комнат разместили душевую кабину. Появилась возможность регулировки температуры воздуха в купе.
Первыми новые поезда оценили пассажиры туристических поездов «Байкальская сказка» и «В Карелию», а также пассажиры поезда № 137/138 сообщением Оренбург – Самара – Москва. Вагоны построены на Тверском вагоностроительном заводе (ТВЗ, входит в Трансмашхолдинг (ТМХ). Долгосрочный контракт, подписанный АО «ФПК» с заводом в 2019 году, предполагает поставку 3,7 тысячи вагонов до 2025 года.

Вокзалы тоже меняют под современные нужды.
«Обновляются залы ожидания, открываются гостиницы, бизнес-залы и коворкинги, внедряются современные цифровые решения и энергосберегающие технологии. Учитывая требования современного пассажира, на вокзалах появляются новые услуги и сервисы», – поделился Дмитрий Пегов.

А параллельно с выпуском новых вагонов разрабатывается и принципиально новый подвижной состав.

«ТМХ планирует произвести новые пассажирские вагоны «Партии 2023» – это одноэтажные вагоны габарита «Т» на пневмоподвеске. ОАО «РЖД» концептуально ориентировано на разработку инновационного подвижного состава силами отечественных производителей с применением новейших технических решений по повышению скорости, комфорта и безопасности пассажирских перевозок», – подчеркнул заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов.
Габарит «Т» на 73 сантиметра длиннее и на 28 сантиметров шире привычного вагона дальнего следования. Раньше в нем строили только пригородные поезда. Однако, оценивая предыдущие варианты вагонов, предлагаемых ТМХ, пассажиры пожелали расширить пространство вагона и увеличить площадь спальных мест. Именно это конструкторы и сделали в габарите «Т» – впервые в мире.

«Для исключения рисков повреждения подвижного состава на направлениях, где планируется запуск поездов с отличными от существующего строительными очертаниями (речь о габарите «Т». – Ред.), мы проводим обследование специализированными вагонами-лабораториями», – рассказал Дмитрий Пегов о подготовке инфраструктуры.
Пока же АО «ФПК» планирует расширять полигон курсирования новейшего подвижного состава, выполненного еще в стандартном габарите 1-ВМ (одноэтажные двухвагонные сцепы).

«В первую очередь новые вагоны будут поставлены на самые востребованные у наших пассажиров направления, чтобы как можно большее количество людей смогли оценить совершенно новый уровень комфорта путешествий по железным дорогам России на дальние расстояния», – рассказал генеральный директор АО «ФПК» Владимир Пястолов.
Он также отметил, что вагоны, закупаемые по долгосрочному контракту, конструируются специалистами ТВЗ с учетом требований и мнений пассажиров.

«Мы проводим специальные опросы и исследования, по результатам которых выявляем наиболее важные и значимые аспекты. Для путешественников на первом месте сегодня – индивидуализированный комфорт, техническая и эпидемиологическая безопасность, а также максимальная экологичность. С учетом этих требований создается персонализированное пространство для каждого пассажира с индивидуальным освещением, сейфами, зарядками, устанавливаются души в каждом вагоне. Также внедряются обеззараживающие ультрафиолетовые лампы, системы раздельного сбора мусора, очистки воды, электрическое отопление. Словом, вместе с пассажирами и производителем мы создаем современное поколение подвижного состава, которое не только будет отвечать нашим экономическим и техническим требованиям, но и будет удовлетворять все потребности пассажиров, чтобы в пути следования они себя чувствовали максимально комфортно и защищенно», – отмечает Владимир Пястолов.

Также АО «ФПК» проводит опросы и среди сотрудников поездных бригад.

Эволюция вагонов
В габарите «Т» ТМХ представил уже три возможных варианта того, как могут выглядеть некупейные пассажирские вагоны: модульный, капсульный и с планировочным решением «ёлочка». В модульном вагоне были предложены различные варианты компоновки: от традиционного размещения в открытом купе, отличающегося конфигурацией багажной полки, до варианта купе, разделенного «шкафом» для личных вещей. Такой подход позволил создать более персонализированное пространство для отдельного пассажира.
Концепция по организации персонального пространства нашла развитие в капсульном вагоне. Вместо привычных купе вагон разделен на изолированные капсулы, расположенные по обеим сторонам от прохода. Такой вагон рассчитан на 56 пассажиров. При этом каждое место максимально автономно: у пассажира индивидуальный свет, окно, столик, шторка, которой можно отгородиться от прохода, розетка на 220 вольт и USB-зарядка. Длина спального места выросла со 170 до 188 сантиметров.
На Транспортной неделе 2021 ТМХ представили третью вариацию некупейного вагона – «ёлочку». Это наиболее радикальное переосмысление современного вагона. Все спальные места расположены по диагонали к проходу. Если смотреть на планировку внутреннего пространства вагона сверху, получается ёлочка.

Этот вагон существует в двух вариантах: персональная капсула и открытое купе. В первой компоновке нет общих зон, зато у каждого пассажира персональное окно, столик, шторка, светильник, розетки USB и 220В, места для гаджетов, личных вещей, багажа и обуви.
По замыслу разработчиков из национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ, такой вагон рассчитан на ночные рейсы. В обычном некупейном вагоне 54 места, а тут 56. Также в вагоне есть душ, холодная и горячая питьевая вода.

Второй вариант в «ёлочке» с открытыми купе – чуть привычнее. Вагон тоже рассчитан на 56 человек, но спальные места объединены в знакомые четверки-купе с общим столиком в отсеке. Личные места расположены под углом к вагону, столик не прямоугольный, а ромбовидный. Такой вариант больше подходит для путешествий с семьей, детьми или поездок большими компаниями.
«В открытом купе дополнительно размещен столик с подстаканниками для пассажиров верхних полок, который выполняет еще и роль дополнительного источника света над столом. У пассажиров будет индивидуальная шторка, персональный светильник, розетки, подстаканники», – рассказал замгендиректора по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов.

В обоих вариантах вагона-ёлочки предусмотрено отдельное помещение для крупногабаритного багажа, что позволит уложить велосипеды, лыжи и байдарки.
Компоновка «ёлочка» решает сразу несколько глобальных задач:
В вагон помещается больше людей, что должно снизить стоимость поездки.
Пассажиры в любом из вариантов планировки получают больше личного пространства, удобство людей на верхних местах гораздо меньше зависит от соседей снизу.
Спальные места стали длиннее, что точно оценят рослые пассажиры.
Обратная связь
Важно понимать, что модульный, капсульный вагон и «ёлочка» – пока лишь прототипы. Они нужны для того, чтобы найти наиболее удачные решения. Разработка нового вагона – эволюционный процесс. Сначала делается макет, его презентуют пассажирам, работникам железных дорог, чтобы получить обратную связь – пожелания, замечания, их видение вагонов будущего. С учетом их мнений модификации вагонов дорабатывают.

«Многие пассажиры хотят уединения за меньшую цену, чем сегодня стоит поездка в СВ. И «ёлочка», и капсула будут пользоваться спросом, поскольку их общий принцип: личное пространство для каждого пассажира. Спрос на индивидуальные лампочки, розетки, обдув воздухом с годами растет. Я вижу, как инженеры советуются с пассажирами, как учитываются замечания и пожелания. Но надо понимать, что прототипы вряд ли полностью заменят классические вагоны. 15–20% пассажиров говорят, что им нужен привычный плацкарт и ничего больше. Это тоже приходится учитывать», – рассказал председатель Союза пассажиров Кирилл Янков.

Спрос на индивидуализацию пространства отчасти связан и с влиянием пандемии. Создание индивидуальных «капсул» соответствует не только пожеланиям пассажиров, но и требованиям Роспотребнадзора о дистанцировании: при минимальном количестве контактов снижается риск заражения.

Стоит отметить, что ТМХ начиная с 2010 года устанавливает во все пассажирские вагоны систему микроклимата с установкой обеззараживания воздуха. Сейчас вагоны также оснащают системой обеззараживания питьевой воды и бесконтактным оборудованием в туалетных комнатах.

Далее планируется применить новый подход к обеззараживанию туалетных и душевых комнат: после каждого посещения специально разработанные ультрафиолетовые лампы обеззараживают все поверхности. В интерьере применяются антибактериальные материалы.

Забота об экологии
Еще один вызов времени – повышение экологической ответственности. В стратегии развития РФ правительством предусмотрено достижение углеродной нейтральности к 2050 году. РЖД заложило снижение углеродного следа от железнодорожных перевозок и внедрение «зеленых» технологий в «Экологическую стратегию» до 2030 года.
систему централизованного энергоснабжения и электрокалориферного отопления пассажирских вагонов, что ведет к сокращению выбросов CO2 в атмосферу
экологически чистые туалетные комплексы в вагонах
раздельный сбор мусора в вагонах
1
2
3
Так, уже сейчас на железной дороге внедрили:
систему пневмоподвешивания кузова, которая снижает шумовое загрязнение городов
4
ТМХ для снижения углеродного следа разрабатывает подвижной состав с применением передовых тяговых решений: литий-ионных аккумуляторов и водородных топливных элементов. Первые поезда на водороде планируют запустить на Сахалине. Остров уже к 2025 году (на 35 лет раньше остальной страны) должен будет прийти к углеродной нейтральности.

«В рамках соглашения между ТМХ, Росатомом и правительством Сахалинской области разрабатывается рельсовый автобус на базе водородного топлива, создается инфраструктура для производства, хранения и заправки водородным топливом подвижного состава, а также для техобслуживания водородных поездов. Такая техника призвана заменить дизельную тягу на неэлектрифицированных путях и снизить антропогенное воздействие на климат, что соответствует как целям, определенным руководством страны, так и принятым ООН глобальным целям устойчивого развития», – прокомментировал Александр Лошманов.
ТМХ не только работает над проектами по снижению вредных выбросов от подвижного состава и снижению углеродного следа, но и стал одним из участников Национального ESG-Альянса.

Идея такого объединения компаний-лидеров в области ESG-перехода обсуждалась на Восточном экономическом форуме во Владивостоке в сентябре 2021 года. Задумку активно поддержали представители ведущих компаний России. Национальный ESG-Альянс задуман как постоянно действующая платформа для диалога и вовлечения всех заинтересованных сторон, обмена знаниями и опытом между различными секторами бизнеса, государством и обществом, разработки и продвижения новых норм и стандартов в области ESG.

Над проектом работали:
Руководитель проекта: Екатерина Мартынова, Елена Назаренко.
Фото: АО «Трансмашхолдинг» , РЖД. Дизайн и верстка: Алина Ясиновская.
Автор и идея: Олег Адамович .
АО ИД «Комсомольская правда». 127287, Москва, Старый Петровско-Разумовский проезд, 1/23, стр. 1. Тел. +7 (495) 777-02-82
По вопросам сотрудничества: up@kp.ru