Ровно 10 лет назад российская столица взяла курс на полицентричное развитие: повысить связанность территорий и обеспечить транспортом новые точки активности решили с помощью системы общественного транспорта, в первую очередь метро – пожалуй, главного транспорта Москвы. Во-первых, в кратчайшие сроки участки подземки пришли в отдаленные районы, где их ждали несколько десятилетий. Метро жителям Солнцево, например, обещали еще при Брежневе, но построить решил только мэр Сергей Собянин. Во-вторых, начали строительство Большого кольца – самой протяженной кольцевой линии в мире, где установлен рекорд Гиннесса по одновременной работе гигантских проходческих машин. В-третьих, на зависть французам удалось в рекордные сроки запустить метро в Новой Москве, которая как проект в точке старта вдохновлялась планами развития Большого Парижа, где к 2020 году только-только открыли лишь первую станцию. В Москве же за 10 лет построено 87 новых станций, в том числе, 31 станция появилась на Московском центральном кольце (МЦК) – абсолютно новом для столицы виде транспорта.
Железнодорожное кольцо МЦК, по которому курсируют комфортабельные «ласточки», сразу же оправдало все самые смелые ожидания – пассажирские перевозки били рекорд за рекордом. В последующие годы МЦК интегрировали с пригородным железнодорожным сообщением и жизнь без 14-ой линии совсем скоро стало невозможным представить. Инженеры «Моспроект-3» разработали проекты транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) на базе станций МЦК связав их с остальным транспортом мегаполиса. Так, главный хаб – ТПУ «Рязанская» – объединил:
- станцию МЦК «Нижегородская»;
- две линии метро на одноименной пересадочной станции;
- платформу пригородного железнодорожного сообщения;
- наземный городской транспорт
На данный момент ТПУ «Рязанская» – единственный хаб в стране, который объединяет максимальное количество транспортных потоков в едином объеме и при этом представляет собой большое многосветное пространство – подземный распределительный зал. Чтобы реализовать этот проект, проектировщикам Стройкомплекса пришлось увязать между собой технологические особенности различных видов транспорта, а порой даже разрабатывать совершенно новую нормативную базу. Интеграция проходила поэтапно: сначала запустили станцию МЦК, затем передвинули платформу «Карачарово», недавно пошли поезда по Некрасовской линии, продолжается строительство Большого кольца. И все это время движение составов не останавливалось.
Успех МЦК сделал возможным другой железнодорожный проект – Московские центральные диаметры (МЦД). Исторически радиальные направления железной дороги упирались в вокзалы. МЦД же делает железную дорогу полноценным городским транспортом, объединяя противоположные радиальные ветки в диаметральные линии. Движение запущено уже по двум линиям МЦД. Всего же городская система метро объединяет 329 станций метро, МЦК и МЦД. И она продолжает расти.