Александра СУРИС
автор
«Комсомолка» рассказывает, как продукты успевают добраться от грядок до прилавков магазинов разных городов и при этом не потерять вкус и аромат.
Я, как человек, выросший на юге, в Краснодарском крае, к овощам северного, центрального и других регионов привыкала с трудом. Нет, они, конечно, тоже вкусные, спору нет. Но все равно кажется, что им не хватает насыщенности южного солнца, которое делает помидоры, огурцы намного слаще и ароматнее.
Много лет в голове сидело правило: нормальные овощи нужно искать на рынках и в ларьках. Но тоже везло через раз. А зимой - так и вовсе, практически никогда.
Изменилось все недавно. Однажды в гостях в разгар зимы я почувствовала тот самый, знакомый вкус. Буквально вцепилась в подругу - где купила помидоры? Оказалось, в привычном «Магните».

Зашла. Овощей много, все красивые. Но как понять, какие еще и вкусные? Это ведь тот случай, когда «внешность» может быть обманчива.
Решила посмотреть, откуда эти красавцы приехали. Местные, импортные… надо же, а вот и кубанские.

Купила немного на пробу. Огурцы и томаты, но грибы и даже зелень - как будто кусочек юга на отдельно взятом прилавке. Совпадение? Или результат труда и продуманной логистики? Ведь мало вырастить овощи на юге, надо еще доставить их в магазины по всей стране. И убедиться, что до покупателя дошел действительно качественный продукт.

Наталья Соммер
директор по качеству компании «Магнит»
- Все, что продается у нас, проходит детальный контроль качества. Причем независимо от того, выпущена продукция своими силами или это поставка от партнеров. Контроль условно можно поделить на две части: при вводе товара в ассортимент, а также при приемке, хранении и реализации. В первую, в частности, входит разработка требований к качеству и контроль документов.
Кроме сотрудничества с отечественными производителями, компания сама выращивает овощи в Краснодарском крае на собственных предприятиях и поставляет на всю географию - 67 регионов. Каждый четвертый огурец и томат, продаваемые в «Магните» (это более 25 тысяч магазинов), произведены на собственных предприятиях. За счет этого контролируется вся производственная цепочка, а также цепочка поставок.
И ведь это касается не только овощей: на сегодняшний день «Магнит» - единственный российский ретейлер, который сам производит продукты питания на 13 пищевых и 4 агропромышленных производствах. Интересно, такой контроль только для собственных товаров или все поставщики в сетевых магазинах проходят строгую проверку?
Давайте проверим, как популярные магазины контролируют качество товаров на всех этапах: от производства до прилавка. Возьмем те же самые овощи - огурцы, томаты, шампиньоны и салат, которые выпускают под маркой «Магнит Свежесть».
КЛИКАЙТЕ НА КАРТОЧКИ И ОТКРЫВАЙТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА
КЛИКАЙТЕ НА КАРТОЧКИ И ОТКРЫВАЙТЕ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА

Тепличные комплексы «сетевика» - одни из крупнейших в Восточной Европе. Спроектированы они по современным технологиям: умная вентиляция, капельный полив, светодиодные лампы. Овощи и зелень здесь выращивают круглый год.

И никаких химикатов: растения защищают от вредителей биологическим методом - используют энтомофагов. Это насекомые, которые борются с вредителями. Контроль за питанием культур ведет своя же агрохимическая лаборатория. А на выходе все овощи проверяют на правильный вес, размер, потребительские свойства.

А вот, например, грибной комплекс - один из крупнейших в России. Это производство полного цикла: шампиньоны собирают с грядок вручную, взвешивают, охлаждают, тут же упаковывают и отправляют по региональным распределительным центрам - а с них на полки магазинов.

Кстати, специалисты ретейлера всегда посещают производства (неважно, свои или партнеров). За год таких проверок проходит несколько сотен. Это нужно, чтобы получить честную информацию, есть ли какие-то риски, влияющие на качество. От сотрудников по качеству не скроется ни одна мелочь.
Овощи, как и другие продукты, проходят еще одну проверку - оценку образцов.

Оценка качества проходит дистанционно: штат экспертов компании определяет характеристики товаров с помощью видеокамер, также обязательны лабораторные исследования. Чтобы покупатель был уверен в качестве, ретейлеры сотрудничают с независимыми лабораториями.
ВЫРАСТИТЬ
ХРАНИТЬ И ДОСТАВЛЯТЬ
Понятно, что овощи должны попадать на прилавки магазинов чем быстрее, тем лучше. Возможно, будущее в этом за городскими фермами - когда культуры выращивают рядом с магазином. Так, недавно в Краснодаре появилась первая вертикальная теплица прямо рядом с супермаркетом. Четыре вида зелени с «мобильных» грядок попадают напрямую на прилавки.

В регионы овощи тоже должны приезжать со скоростью свежести. У «Магнита», например, свой большой автопарк (более 5 тысяч машин) и логистические центры (45) для хранения и отгрузки товаров. Те же грибы доезжают до Москвы и Санкт-Петербурга максимум за пару дней. От Мурманска до Владикавказа, от Кубани до Красноярска - расстояние для компании не помеха.

От производств продукты едут в распределительные центры.



Кстати, представьте себе клубнику. Ее вкус и свежесть недолговечны, кажется, что такая деликатная ягода с Кубани до Сибири ну никак не доедет.

А вот и доедет. Если, конечно, не упираться в одно решение задачи, а искать альтернативу. Например, доставлять ягоды по воздуху. Собранная клубника меньше чем через час после грядки уже попадает в холодильник, а потом - в самолет. И в итоге она доступна покупателю уже через полтора дня после сбора, а не через 5 - 6, как это было, когда ее везли фурами.
- Здесь их снова проверяют визуально, а также на срок годности, целостность упаковки, смотрят все необходимые документы и маркировку и заносят в систему учета. У овощей и других продуктов с коротким сроком годности обязательно контролируют температурный режим. В логистических комплексах в камерах хранения датчики сканируют температуру хранения и при отклонениях передают данные ответственным для устранения проблем, - рассказывает Наталья Соммер.
ПРОДАТЬ
Магазины крупных компаний всегда на виду, и к ним обычно повышенное внимание и от покупателей, и от надзорных органов. Любой овощ снова детально проверяют уже в самой торговой точке, где его нужно правильно принять, правильно хранить и, соответственно, правильно продавать. По каждому моменту у ретейлеров свои инструкции и положения, которые касаются, в частности, температурного режима хранения товаров.

А покупатель, в свою очередь, порой и без экспертиз отличит хорошие продукты от плохих. Чтобы на самом важном этапе - в магазинах - ничего не упустить, розничные сети даже вводят новые должности. В прошлом году в «Магнитах» появились дежурные по качеству. Они каждый день проверяют чистоту магазина, качество товаров, выкладку и соответствие ценников.



Покупателям легко отыскать дежурного по специальному значку на жилете. Контролирует его работу директор магазина.
Особое внимание дежурные должны уделять самым популярным товарам - овощам, фруктам, молочным и мясным продуктам, - так говорит представитель ретейлера. - Кроме того, ответственный за качество общается с покупателями, отвечает на вопросы и помогает выбрать товар.