Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Общество17 июля 2001 22:00

Блокада в центре столицы

Пенсионер спас свой дом от натиска третьего транспортного кольца. Но жить там теперь стало невозможно
Источник:kp.ru

Московский пенсионер Жданов костьми лег, но не позволил снести свой дом, расположенный по адресу: Тульская, 36. Здание стояло на пути третьего транспортного кольца. Кольцо перепроектировали - с легким отклонением от маршрута. Теперь старинный особнячок оказался в автомобильной блокаде. Дом со всех сторон окружило скоростное шоссе. А рядом с крышей скоро будет греметь самый настоящий МКАД. Пенсионер не сдается и сейчас собирается искать справедливости в Европейском суде. Из 10 жильцов 9 не выдержали

Подойти к несчастному дому трудно. С одной стороны нависает масштабная стройка, с другой - шоссе, где сплошным потоком бегут машины. Перебежать дорогу скорее, чем через четверть часа, сложно. Никаких переходов не предусмотрено. Но это еще полбеды - развязка пока действует не на полную мощность. Когда ее достроят, от основной дороги будут отходить круговые повороты - под эстакаду, на разворот и на другое шоссе. Жить в таком месте - все равно что разбить палатку в центре МКАДа.

Снаружи двухэтажное деревянное строение кажется нежилым и заброшенным. И не напрасно. Из десяти его жильцов «уцелеть» смог только Юрий Леонидович - и то потому, что в разгар ночных стройработ упорно занимался аутотренингом. Остальные девять не выдержали. Жена Жданова от непрерывного грохота и долбежки спасается в деревне. У сына, уже взрослого, совсем расшатались нервы. С парнем случилась истерика, он сорвался на людях и уехал куда подальше. Брат Жданова, Григорий Леонидович, месяц назад умер - весь этот судебно-строительный апокалипсис подорвал здоровье. Вдова Григория после пережитого старается пореже бывать в своей квартире.

«В этом доме я умру»

Заходим. Дом обветшавший, на чердаке - вековая пыль. Стены закопченные. Электрические провода - ровесники «лампочки Ильича» - похожи на древнюю паутину. И все равно чувствуется какая-то особенная аура. Фамильной крепости, «дворянского гнезда».

Дом этот, частная собственность москвичей Ждановых, чудом выжил в годы Советской власти. Посягали на собственность Жданова и во время Олимпиады-80. Тоже хотели снести, поставить пафосную стелу. Хозяин и тогда дом отстоял, но заработал репутацию «несоветского человека» и волчий билет на все виды деятельности.

- Это отчий дом, - Юрий Леонидович больше всего волнуется, когда подходим к этой теме. - Понимаете, я здесь родился, и все 64 года прожил. И умру здесь, я надеюсь. Я переезда не переживу. А вот дом меня пережить сможет - если я не позволю его разрушить. Предки наши крепко строили.

Дом и правда многое выдержал.

- Живем ведь на стройке. Однажды приехали бетоноломные машины сдирать в метре от моих стен девять слоев асфальта. И бурильная установка размером с пол-Эйфелевой башни. Удивительно, как она форточки не задевала.

Землетрясение в Москве

Во время войны рядом с «имением» грохнула фашистская бомба, и дом дал трещину. От современных строительных агрегатов вреда оказалось больше: свежая трещина расколола дом почти до основания. Заходить в него жутковато, как и находиться внутри. На каменной лестнице, ведущей на чердак, перекосились ступени и «съехал» потолок. Часть потолка недавно обрушилась, но, к счастью, никто не пострадал.

- Случилось это после того, как на помощь строителям приехал какой-то вибрирующий каток - от него земля дрожала на 100 метров вокруг. Тогда обрушились перегородки в печах и трубах. Наши изразцовые печи сегодня не починить, мастера не найдешь.

Два года письма, приходящие сюда, возвращаются обратно адресатам с припиской: «Доступа в дом нет». А какой доступ, когда дом по всему периметру был окружен строительными рвами и канавами...

На стройплощадке вовсю идет разгрузка бетона, урчат строительные краны; ночные работы не утихают - и стройплощадка как следует освещена. Как церковный колокол, ухает по железобетону машина. Плюс бытовые беды - с января дом находится в полной блокаде. Канализации, газа, воды здесь нет. Сперва таскали воду из женского туалета, который в полукилометре. Потом, спасибо, один из подрядчиков, ведущих строительство, сжалился. Протащил к дому пенсионера резиновый шланг. И дров на зиму привез.

Хозяин 13 котов...

Юрий Леонидович, как он сам себя называет, «человек с паршивыми интеллигентскими замашками». Специальность у него редкая - гидрометаллургия. Возглавлял серьезное конструкторское бюро.

- Я отодвинул иранскую программу по строительству атомной бомбы. Помогать Ирану делать ядерное оружие - то же самое, что родину за 30 сребреников продать. Тогда я ушел, а вместе со мной - лучшие специалисты.

Еще у него обитают 13 котов, оставшихся от жильцов, не выдержавших стройки. Вся стая приходит к нему кормиться: «Я же не могу их оставить голодными». Кошки, надо сказать, едят лучше своего хозяина с его 1500-рублевой пенсией. На 2-м этаже особнячка - целый кошачий ресторан с кучей мисок.

Самый главный и любимый здесь - шестикилограммовый перс Вася, который при виде гостей забирается под диван. «Ничего не могу поделать. Кот, как и я, не терпит насилия»,- извиняется за Васю его хозяин.

«Сегодня отбирают у меня. Завтра отберут у вас» Дело это долгое, но нам больше его итог интересен.

Сначала, в 1998-м, пришло распоряжение Лужкова «Об отселении и сносе жилого дома по адресу: Большая Тульская, 36, в связи со строительством 3-го транспортного кольца».

Были предложения «изъять земельный участок у землепользователей». Не получилось - дом, который находится не в муниципальной, а в частной собственности, изъять нельзя.

Потом власти решили уступить - и перенесли эстакаду. Но недалеко. А по санитарным меркам она должна проходить не ближе, чем в 50 метрах от жилого дома.

В какой-то момент наш герой устал от борьбы, которая вымотала бы кого угодно; объявил, что не будет «стоять на пути прогресса». Тем более, что вся стройка вокруг дома изрядно подточила старый фундамент. И согласился переехать, выбрав себе подходящий из предложенных адресов. Дальше начались переговоры с руководством Южного округа. Несколько раз предлагали квартиры, на которые Жданов соглашался, потом извинялись и вежливо сообщали, что с квартирами «не успели» - они оказывались проданными. Наконец, терпение пенсионера закончилось, и, когда ему предложили неважную квартирку в Марьине, сказал:

- Это то же самое, как если бы вы предложили мне в личное пользование станцию метро. Жить я там все равно не смогу - придется в деревню уезжать. И я не буду до тех пор разговаривать, пока не получу письменное объяснение - почему аннулировали предыдущий договор?

Недавно ООО «Организатор», ведущее строительство третьего транспортного кольца, обратилось в Симоновский суд столицы с просьбой лишить Жданова права собственности на дом и прилегающий к нему участок. Одним из главных аргументов ответчика был такой: «Если дом стройке мешает, тогда зачем было менять проект третьего кольца?» Суд пока решения не принял.

Но сейчас сам Жданов собирается обращаться уже в Европейский суд, в Страсбург.

- Я его обязательно выиграю. Выставлю счет на десять миллионов долларов. Знаете, мне ведь эти деньги не нужны - мне что один, что десять миллионов, все равно. Единственное условие, на котором я буду настаивать, - чтобы эти деньги были выплачены мне из личных средств виновников всего этого процесса, вплоть до мэра. А когда я их получу, то, знаете, что сделаю? Создам фонд защиты всех пострадавших от московских властей. Вы понимаете, я ведь сейчас даже не за себя заступаюсь. Такого дела у нас в стране еще не было. Оно равносильно... Вот, скажем, у вас есть кошелек с долларами. Бандит увидел, ему это понравилось. И он захотел его у вас отобрать. Просто потому, что ему так захотелось. Сейчас, если я дело проиграю, будет создан прецедент, а все юридические дела ведь на прецедентах строятся. Ведь это же будет мина под благополучие общества. Сейчас пришли ко мне, завтра придут к вам. Какой-нибудь бритоголовый с цепью на шее однажды позвонит в вашу квартиру и скажет: «Мне здесь понравилось. А ты - выметайся!» Нет, я нисколько не утрирую. По сути - то же самое.

Иной раз я загрущу - ну почему мне больше всех надо? Но подумаю хорошо и новых сил набираюсь. Если сегодня хотят «схарчить» мое жилище - завтра могут прийти и за вашим».