Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Спорт19 декабря 2002 11:56

Дочь Фила Эспозито уехала за мужем в Россию

Герой Суперсерии 1972 года, звезда НХЛ даже во сне не мог представить, что его зятем станет русский хоккеист
Семья Селивановых - Эспозито: Кэри, Саша и их младшенький - годовалый Рокки...

Семья Селивановых - Эспозито: Кэри, Саша и их младшенький - годовалый Рокки...

Если кому-то придет в голову искать символ тех глобальных перемен, что произошли в России и в мире с тех пор, как рухнул «железный занавес», то долго искать не придется. Семья знаменитого канадского хоккеиста Фила Эспозито - пример того, как разумное, доброе и человечное побеждает догматичные идеологические схемы. Фил Эспозито был героем одного из самых яростных противостояний двух систем в эпоху разгара «холодной войны» - Суперсерии 1972 года между советскими хоккеистами и канадскими профессионалами. Весь Союз запомнил Эспозито по знаменитому агрессивному жесту. Его, кстати, увековечила телекамера. Усевшись на скамью штрафников, 100-килограммовый Эспозито схватил себя за горло - показал, что так он будет душить наших хоккеистов. Сегодня у 60-летнего Фила трое русских внуков. Его дочь Кэри замужем за российским хоккеистом Александром Селивановым. А сам Эспозито готов придушить любого, кто попытается обидеть его русских потомков...

Этой осенью после восьми лет энхаэловской карьеры форвард Александр Селиванов вернулся в Россию. Он выступает за магнитогорский «Металлург» - одного из лидеров нашего хоккея. Его супруга, как истинная жена декабриста, не раздумывая ни секунды, променяла свой дом в тропической Флориде на коттедж в индустриальном центре морозного Урала. Вместе с ней в Магнитогорск приехали все трое отпрысков клана Селивановых - Эспозито: девятилетний Дэлан, четырехлетний Нико и годовалый Рокки. А также их русские бабушка с дедушкой и здоровенный волкодав Бруно.

Жадность Кларка подвела

- Мне не удалось завоевать Кубок Стэнли, - говорит Александр. - Но я нашел в Америке самое дорогое для меня - свою жену и детей.

В романе Кэри и Александра эпизодическую, но существенную роль сыграл другой герой Суперсерии-72 - Бобби Кларк. Вернее, антигерой. Именно он по приказу канадского тренера сломал лучшего игрока сборной СССР Валерия Харламова. Но в создании семьи Эспозито - Селивановых известный костолом сыграл положительную роль. Вернее, даже не он, а его жадность.

- Мной интересовались два клуба: «Тампа», где генеральным менеджером работал Фил Эспозито, и «Филадельфия», где трудился Бобби Кларк, - поясняет Селиванов. - Во время процедуры драфта представители «Тампы» проспали, и права на меня получила «Филадельфия». Но, когда я прилетел в летний тренировочный лагерь, мне предложили контракт, который меня не устраивал. Говорят: «Извини, мы не можем предложить тебе больше». Тогда я решил поменяться в «Тампу». Фил позвонил Бобби Кларку, и они утрясли проблему по-свойски. А в «Тампе» моим приездом и обустройством на новом месте занималась очаровательная девушка - Кэри Эспозито. Она вместе с отцом работала в клубе. Я ни слова не говорил по-английски, и она взяла надо мной шефство. Не могу сказать, что это была любовь с первого взгляда. Мы очень много времени проводили вместе, а потом неожиданно обнаружили, что стали близкими людьми...

- Кэри, в штатовских фильмах Россию именовали империей зла. А вы какими представляли себе русских до встречи с Александром?

- Американцы боялись русских, потому что ничего о них не знали. Мой отец тоже рассказывал много любопытных вещей о поездке в Россию в 1972 году. Например, в гостиничном номере они первым делом обыскивали все углы в поисках «жучков», которые мог расставить там КГБ. Они даже боялись знакомиться с девушками - в каждой мерещился агент госбезопасности. Поэтому впервые на их вечеринках не было женщин. Но, когда я познакомилась с Алексом, я поняла - в России не все так плохо.

«Я не для того сражался с Советами, чтобы отдать дочь за русского»

- Чем же парень из загадочной России выгодно отличался на фоне его американских конкурентов?

- Американцы, как правило, только делают вид, что переживают за тебя. На самом деле они интересуются только самими собой. Американские мужчины готовы часами обсуждать, кто на какой машине ездит, кто в какой одежде ходит. Меня это бесит, потому что за этим на самом деле скрывается эгоизм. А Алекс настоящий мужчина - он реально заботится о тех, кого любит.

- Для вашего отца ваш роман с русским хоккеистом был неожиданностью?

- Не только для него. Я сама не допускала мысли, что могу выйти замуж не то что за русского - вообще за хоккеиста. Я насмотрелась на хоккейное окружение отца и представляла себе, что это за публика. Да и сам отец меня поддерживал: «Ты знаешь, Кэри, это такие отпетые ребята!»

В один прекрасный день Александр попросил у своего работодателя - Эспозито - руки его дочери. Прославленный ледовый боец прорычал в ответ: «Не для того я сражался с Советами, чтобы отдать любимую дочь русскому». Затем, после эффектной паузы, расхохотался и благословил молодых. Эспозито славился склонностью к розыгрышам.

Свадьбу сыграли летом, в условиях конспирации - во избежание газетчиков и телекамер. В городе об этом не знал никто. Народу пригласили немного - всего 45 человек. Встал вопрос: как играть свадьбу - по американскому, итальянскому или русскому обычаю? Саша настоял, чтобы венчание состоялось в русской церкви.

А вскоре у Эспозито появились русские внуки.

- Фил, конечно, прикольный дед, - улыбается Селиванов. - Когда он приезжает к нам, весь дом стоит на ушах. Привезет бейсбольные биты или клюшки для гольфа - и только успевай уворачиваться, чтобы в лоб мячиком не угодили. Или примутся весь день собаку по двору гонять - он вообще любит энергичные игры. Дети от него без ума.

- А как-то меня чуть инфаркт не схватил, - подхватывает тему Кэри. - Смотрю, усадил он среднего - трехлетнего Нико - на бортике бассейна и сунул ему сигару в зубы. Говорит: «Все крутые мужики в Америке курят сигары. Давай сядем с тобой и поговорим, как большие...» Еле-еле я эту сигару отобрала... Сейчас он очень скучает по внукам, даже собирается приехать в Россию, чтобы навестить их.

Из России Фил просил привезти самогона

В 1972 году Алекс Селиванов забавлялся еще не клюшками, а погремушками. Но его отец Юрий Николаевич уже наблюдал будущего свата в битвах Суперсерии.

- Во-первых, Фил никогда грубияном не был. Это был великий игрок, которым я в то время восхищался. Уж толк в хоккее я знаю - на заре карьеры сам играл в одной тройке с Фирсовым. Поэтому, когда Саша собрался в НХЛ, я мечтал только об одном - чтобы он попал в команду Эспозито. Правда, такой прыти - жениться на дочке мэтра - я от него не ожидал. С тестем очень быстро нашли общий язык. Он очень «русский» человек - с ним запросто можно посидеть, выпить, поговорить за жизнь.

- А что Фил пьет?

- Как и всякий русский, Фил предпочитает водку. Преимущественно русскую, финскую и голландскую. Причем он пристрастился к ней еще до знакомства с Алексом. Сын шутит, что тут, видно, еще в 72-м году Третьяк с Харламовым поработали.

- А вы ему из Москвы какую привозили?

Юрий Николаевич улыбается:

- Из Москвы мы ему доставляли самогон. Он слышал, что у нас готовят экзотический напиток - первач. Я привез две бутылки. Филу понравилось.

- Какая любимая застольная тема у Эспозито?

- Он говорит обо всем, кроме политики. Конечно, обсуждаем хоккей. Филу очень импонирует русский стиль. Он до сих пор без ума от Якушева. Ну и, как обычно, у родственников большинство разговоров о семейных делах.

Кстати, сам Фил недавно второй раз женился.

- На свадьбе у него были?

- Конечно. Фил специально для церемонии арендовал остров. Гостей собралось человек 200 - 250. Ну мы, естественно, от русской родни пожелали ему счастья с молодой женой. Кстати, он и с прежней супругой сохранил теплые отношения. У них разводятся не как у нас - с драками и битьем посуды. Наша теща с Джеффом (это ее новый муж) живет рядом с Филом. Ходят друг к другу в гости. Мы как-то всей компанией собрались поиграть в хоккей: я, Фил, Алекс, Джефф... Телевизионщики тут как тут - тоже 72-й год вспомнили. Пришли во дворец, а лед судьи заняли. У них какие-то методические занятия. Не получилось.

- Фил не стал качать права?

- У них другие законы. Это у нас Лужков придет - всех ветром сдует. А там не то что Фил... Президент захочет на льду покататься, ему скажут: «Дорогой, очередь занимать надо!» Народ там себя уважает.

Как Селивановы стали жертвой «холодной войны»

- Единственное, что нам отравляло жизнь в Америке, - это зависть, - признался Александр. - У меня были хороший контракт, красивая верная жена. Я был лидером своей команды. Стал родственником знаменитого в Америке человека... Многие решили, что это слишком много для парня, который приехал из дремучей России. Мол, Америка - страна равных возможностей, но надо вести себя скромней. Эти разговоры начались еще в «Тампе», а когда я перешел в «Эдмонтон», вообще стали твориться странные вещи...

Попав в первое звено сильного клуба, Селиванов начал забивать столько, что ни Буре, ни Ягр, ни другие суперзвезды не могли за ним угнаться. За 24 игры Алекс забил 18 шайб и стал лучшим снайпером НХЛ...

- Все были в шоке - и пресса, и боссы НХЛ, и ребята в «Эдмонтоне», - утверждает Александр. - Какой-то русский по фамилии Селиванов ведет Лигу. И потом меня больше чем на месяц отстранили от игр. Я даже не раздевался - меня не было в заявке! Я спрашивал руководство клуба: «В чем дело?» Они отвечали, что решили посмотреть молодых игроков. Но я-то знал, что происходит. Мне рассказывали, кто и что говорит обо мне за глаза. Тогда я в раздевалке вызвал на разговор двух-трех «активистов»: «Ребята, есть какие-то проблемы? Обращайтесь ко мне». Они испугались, сделали «большие глаза»: «Что ты, Алекс! Мы ничего не говорили. Ты отличный парень».

Через некоторое время Селивановым позвонил Эспозито.

- Алекс, ты почему не играешь? - поинтересовался он. Узнав, что зятя держат в черном теле, Фил пришел в ярость. - Они там в «холодную войну» еще не наигрались?..

- Здесь была замешана политика, - утверждает Кэри. - Я говорила мужу - давай уедем из Эдмонтона. Отец тоже убеждал его добиваться обмена в Бостон - ведь в этом городе он сам играл в хоккей, и семью Эспозито там боготворят до сих пор. Но «Бостон Брюинз» не попал в плей-офф, а Алексу хотелось побороться за Кубок Стэнли. Мы остались...

Кстати, выйдя на лед в первой же игре после отлучения, Селиванов тут же забил очередную шайбу. Но никакие спортивные подвиги не могли образумить клубных боссов. Они отказались от хоккеиста, который за сезон забил три десятка шайб. Случай для НХЛ беспрецедентный. Так Селивановы в конце концов вернулись в Россию.

- Останемся ли мы здесь навсегда или уедем в Америку? - раздумывает Кэри. - Если Алексу и детям будет здесь хорошо, я останусь. Хотя, собственно, почему или Америка, или Россия? Почему бы семейству, в чьих жилах течет кровь Эспозито, не жить в Италии? Кстати, Алексу там очень нравится.