Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Общество3 сентября 2003 15:34

Спецкоры «Комсомолки», преодолев на перекладных 1680 километров, привезли из Чечни в Москву тротил для «Норд-Оста»-2

Наши «шахиды» изучили опыт борьбы с терроризмом, которая развернулась на российских просторах. И ужаснулись...
Источник:kp.ru
У штаба Северо-Кавказского военного округа мы долго тусовались под прицелом камер видеонаблюдения. Хоть бы кто вышел...

У штаба Северо-Кавказского военного округа мы долго тусовались под прицелом камер видеонаблюдения. Хоть бы кто вышел...

(Окончание. Начало в номерах за 2 и 3 сентября с. г.)

Краткое содержание предыдущих частей

На рынке в чеченском городе Гудермесе журналисты «Комсомолки» купили пятнадцать 200-граммовых кусков желтого хозяйственного мыла - вылитые тротиловые шашки, что подтвердит вам любой сапер. Трех килограммов тротила достаточно, чтобы разрушить 5-этажный дом или «уронить» однопролетный железнодорожный мост.

Положив «тротил» в черную «сумку «шахида», редакционные «террористы» на перекладных отправились в столицу. Миновав многочисленные милицейские посты в Чечне и Северной Осетии, наши небритые и грязные «шахиды» добрались до Пятигорска.

И только здесь их вид вызвал подозрение - у посетителей гостиничного ресторана «Интурист»...

Охранник приближается к нам неспешно и с достоинством. Мы демонстративно ставим «сумку «шахида» перед собой. Готовимся к жестким вопросам. Ну когда-то же нас должны «замочить»?!

- Ребята, вы одни приехали? - приветливо улыбается секьюрити. - Устали? Компания на вечер не нужна?

Девчонки за соседним столиком призывно трясут париками.

- Спасибо, не надо, - стараемся не выходить из образа. - Не пристало воину оскверняться женщиной!

- Ну, смотрите... - охранник сильно разочарован. - А то девочки всегда в баре дежурят.

Беззаботный курортный вечер пахнет еловым дымком, шашлыком и кофе, рецепт которого привезли в Пятигорск бежавшие из воюющей Абхазии армяне. Шлюхи испокон века считаются агентурой спецслужб. Но ни одна из девочек не выходит в фойе, чтобы настучать на нас в милицию.

Что ж, придется начинать террористическую деятельность. И наутро мы едем на пятигорский Верхний рынок.

7. «Теракт» на рынке в Пятигорске

...Первый раз его взорвали 9 октября 2000 года. На воздух взлетели два припаркованных у рынка автомобиля. Три человека тогда погибли, 25 были ранены. Нам предстоит «взорвать» рынок вторично. И мы делаем это за полчаса.

История в России никого и ничему не учит. Между рыночными рядами - ни одного милиционера или охранника. Место для «взрыва» выбираем у лотков, расположенных вдоль кирпичного здания. Через узкий проход напротив - непосредственно продуктовый рынок под навесом.

- Отвесь-ка нам, бабулька, фунт изюму!

Пока один для отвода глаз покупает пакетик, другой «забывает» под прилавком сумку, набитую мылом-тротилом. 30 (тридцать!) минут наблюдаем потом издали, заинтересуется ли кто-то зловещим гостинцем. Как же...

А расчет, между прочим, такой. В сумке - пятнадцать якобы 300-граммовых тротиловых шашек. Ударная волна обрушивает часть здания, сметает прилавки, валит опоры крыши. Крыша лопается. Все живое накрывается с пятиметровой высоты дождем осколков. Кощунственно такое писать, но ведь все это мы уже проходили наяву - в Махачкале, Владикавказе, Тушине...

Черная «сумка «шахида» явно мешает прохожим. О нее спотыкаются, ее обходят, нервно пинают. Реальные террористы могли бы уже пять раз взорвать рынок радиоуправляемым фугасом. И все-таки спустя полчаса на соседнюю продавщицу снисходит бдительное озарение:

- Бомба!

- Какая бомба?! - отпихивает товарку «наша» бабулька и прижимает сумку к груди. - Это ж мыло! Если объявится хозяин - верну.

Насилу спасаем свою «взрывчатку». Бабка попалась хоть наивная, но честная.

- Я и говорю, - она протягивает нам сумку через прилавок. - Это ж ребята забыли.

8. «Взрыв» у штаба в Ростове

В Ростов-на-Дону прибываем под охраной: подбросили попутчика-милиционера. Хорошая получилась «крыша».

- Скажи, браток, где штаб Северо-Кавказского военного округа? - интересуемся у пробегающего мимо солдата.

- Это где цирк, - машет он рукой туда, откуда руководят операциями в Чечне.

С «сумкой «шахида» тычемся в массивную дверь бюро пропусков. Сверху на нас пялится камера системы видеонаблюдения. На мониторе дежурного внутри наверняка отражаются две наглые небритые морды в штатском, которые в выходной день зачем-то настойчиво дергают штабную дверь. Но мы уже не удивляемся, что и это не вызывает подозрений.

К центральному входу штаба СКВО подойти сложнее: тут и ограждение, и караульная будка, и перегородившие дорогу бетонные блоки. Часовой просит закурить.

- Ты двух девчонок здесь не видел? - спрашиваем у вооруженного бойца. - Мы им «стрелку» здесь забивали.

Поболтав, мы снова «забываем» сумку - рядом с караулкой. Но боец задумчиво смотрит совсем в другую сторону. Становится уже просто неинтересно.

А ростовский вокзал мы «взрываем» совсем уж просто. Прошмыгнув мимо поста милиции на входе, суем «тротил» в автоматическую камеру хранения. Таким образом наше «взрывное устройство» становится как бы оболочечным и при правильном расчете заряда может развалить полвокзала...

До Воронежа едем поездом Адлер - Смоленск. Надо ли говорить, что на всем пути ни единой милицейской проверки? От тоски выпиваем с проводницами. Девчата, расплескивая по граненым стаканам теплую водку, горько сетуют на бездушное начальство:

- Вот нас все стращают: не берите передачи, вдруг бомбу подсунут! А мы брали и будем брать! Захотят взорвать - нас уж точно не спросят...

На воронежский вокзал прибываем в полвторого ночи. На стене пустого зала ожидания призывает к бдительности красочный плакат: «Внимание: терроризм!» Под плакатом дремлет милиционер. При нашем появлении он досадливо морщится, но чувство долга берет верх:

- Ваши документы...

Мент перелистывает один из наших паспортов. Второй даже не раскрывает.

- Оружие, наркотики есть?

- Ага, перочинный ножик. Показать?

Борец с терроризмом сладко зевает и поудобнее устраивается в жестком кресле. А мы выходим на вокзальную площадь искать частника до Рязани.

9. «Камикадзе» в ресторане «Ловеч» (Рязань)

Перекуриваем у фонтанчика напротив рязанской гостиницы «Ловеч». Его водицей бомжи частенько гасят утренний «сушняк». Вот и симпатяга Витек в изгаженном камуфляже опасливо приближается к нам противолодочным зигзагом.

- Рубликом не поможете?

- Рубликом... А хочешь, Витек, на пузырь?

Витек очень сильно хочет. Он готов выполнить любой приказ Родины.

- Бери вот эту авоську, - вручаем ему «сумку «шахида», - и тащи во-о-н к тому кабаку. Подождешь нас там, мы через полчасика подвалим.

- За ценные вещи ответственности не несу! - осторожно говорит Витек.

- Там мыло простое. А мы проездом, неохота с ним таскаться. Ты нас подожди, тебе воздастся.

Витек, распространяя ароматные волны помойки и деревенского туалета, верблюжьим галопом - вдруг эти лохи передумают?! - скачет к элитному ресторану «Авокадо». И замирает у сверкающего входа, судорожно прижимая к пятнистой груди нашу зловещую сумку.

- Бум! - хором говорим мы, нажимая кнопку воображаемого радиовзрывателя. Как просто стать в России «божественным ветром». То бишь камикадзе. Кто-то гибнет сознательно за якобы «великую идею», кого-то взрывают втемную за поллитру горькой. Чем дальше мы продвигаемся к Москве, тем крепче уверенность: золотой век для терроризма в России будет продолжаться еще долго. До тех пор, пока бомж Витек в ответ на сомнительное предложение не уложит нас мордой в асфальт, как это случилось бы сегодня у какого-нибудь иерусалимского фонтана. Да что там бомж...

10. Последняя взятка

Сторговавшись с рязанским таксистом до Москвы, «сумку «шахида», как обычно, укладываем в багажник на самом видном месте. «Взрывчатка» масляно желтеет из-под небрежно откинутого клапана. Таксист смотрит на нас вопросительно, но задавать прямые вопросы не рискует - еще спугнешь клиентов. И это в Рязани, о которой совсем недавно в связи с терроризмом говорила вся страна! Помните мутную историю с гексогеном, который некие злоумышленники пытались занести в подвал жилого дома?

На выезде из города приятный сюрприз - очередь из десятка автомобилей к шлагбауму поста ДПС. Наконец-то хоть где-то бдят и охраняют! Однако червь сомнения толкает нас на гнусную, но необходимую для чистоты эксперимента провокацию.

- Сходи, братан, к ментам, побазарь, чтобы нас по-быстрому пропустили, - просим водителя. - Спешим мы очень. Дел много.

Таксист понимающе кивает:

- Давайте стольник, - и вылезает из машины.

Возвращается через десять минут.

- Таможня дала добро. - Шеф лихо выворачивает на встречную и обгоняет унылую очередь. Миновав гаишника, бдительно изучающего в этот момент чей-то документ, таксист прибавляет газу.

- А че везете-то? - уже на правах «своего» интересуется он.

- Мыло.

11. Дубровка

На въезде в Москву возле гаишной будки - вереница дальнобойных «КамАЗов» и «Газелей». Легковушки милицейского внимания не удостаиваются. Ни служебных собак-ищеек, ни металлоискателей на посту не видно.

Подходим к «газелистам»:

- Чего ищут-то у вас?

- Чего-чего! Дашь стольник - отпускают, зажмешь - на пару часов застрянешь.

Вот и первая станция метро. Последний отрезок пути нам предстоит проделать под землей. Это самый безопасный маршрут: кого в столичной подземке напугаешь сумками и многодневной щетиной? Выходим на «Пролетарской», знакомыми по прошлогодним журналистским бдениям дворами идем к театральному центру. Рядом с ним, как памятник трагическим дням, стоит милицейский «козлик» с нарядом. В тени подъездного козырька зевает молоденький сержант. Ставим рядом с подъездом «сумку «шахида», фотографируем. Сержант продолжает зевать.

Вот так в октябре 2002-го все мы прозевали «Норд-Ост»...

ОТ РЕДАКЦИИ

Что вы думаете о расследовании наших корреспондентов? И о состоянии нашей с вами личной безопасности? Можно ли победить «пофигизм» силовых структур и рядовых граждан? Ждем ваших звонков сегодня и завтра с 12 до 13 часов по московскому времени по телефону (095) 257-50-40, а также сообщений на электронный адрес: kots@kp.ru

МНЕНИЕ ЧЕКИСТА

Полковник КГБ в отставке Георгий ЛОМОВ:Мы забыли свой же опыт...

- Все эти блокпосты, КПП и прочие шлагбаумы не предназначены для поимки террористов-одиночек. Подобный «улов» возможен лишь случайно. А всерьез бороться с терроризмом можно только одним способом - созданием разветвленной, мощной агентурной сети. Спецслужбы должны внедрять своих людей в террористические организации, иметь глаза и уши в самых разных социальных слоях. Именно так работал в свое время КГБ.

Думаете, тогда не было желающих что-нибудь взорвать? Мы ежегодно отлавливали десятки и откровенных злодеев, и буйных сумасшедших, и политических экстремистов, и просто запутавшихся в жизненных обстоятельствах людей. Им почему-то казалось, что, взорвав химический завод или пустив под откос поезд, они станут великими и счастливыми. Были и серьезные организации с далеко идущими диверсионными планами. Но мы умели пресекать такие «идеи» в зародыше. И, заметьте, никакого антитеррористического законодательства не было - просто хорошо работала наша «контора».

Кстати, советский опыт используют все западные коллеги, в том числе и ФБР. А вот в современной России его забыли - наплодили спецслужб, даже армию заставили играть в «контртеррористическую операцию». А толку ноль.

P.S.

Пора подводить итоги 1680-километрового путешествия. Ни дорожные посты, ни городские патрули, ни бдительные граждане за рулем попуток, в гостиницах, ресторанах не помешали привезти нам муляж «взрывчатки» в Москву. За все время никто ни разу (!) серьезно не осмотрел наш груз, не убедился, что странные желтые бруски без надписей и заводских штампов - это действительно хозяйственное мыло, а не тротил. Милиции было плевать на нас даже сейчас, когда мы откровенно стояли у дверей театрального центра на Дубровке и неторопливо перебирали в руках наше многострадальное мыло.

Все это было бы забавно, если бы год назад на наших глазах из этого подъезда не выносили десятки мертвых заложников, не набивали телами автобусы, не развозили их под вой сирен по московским моргам...

Мимо проплывает молодая мама с коляской. Группа пациентов из Института развития человека сомнамбулически делает какую-то странную гимнастику. А напротив, на газоне, стоит поминальный крест, под которым местная шпана подписала «Оля - дура».

Оставлять груз у подъезда и в очередной раз играть в «террористов» мы не будем. Дубровке и так слишком много досталось.

P.S. Заключительный репортаж наших «шахидов» был уже сверстан, когда пришло сообщение: под Кисловодском взорвана электричка, пять человек погибли, десятки ранены. На закладку двух фугасов террористам хватило 400 граммов тротила...