Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Спорт7 апреля 2004 15:21

Девочка без рук собирается на Олимпиаду

Ходит в обычную школу и бьет рекорды в бассейне
Источник:kp.ru
Настя умеет не только плавать, но и улыбаться, а это самое главное.

Настя умеет не только плавать, но и улыбаться, а это самое главное.

«Все мы плачем, когда никто не видит...» - Наташа смахивает капли со щек. Это не слезы. Это ее лучшая ученица Настя, поднимая фонтаны брызг, прыгала в воду и уплывала куда-то в сторону Эллады. Настя Диодорова плыла дельфином. Быстро. Мощно. Красиво.

Ее руки сгорели в трансформаторной будке 11 лет назад.

Падчерица Москвы

Когда Настя пишет предложение с заданными словами, черная прядь со лба все время падает на глаза. «Представьте себе, что на каникулах кто-то полетит в Норвегию». Это почти про нее. Прядь падает, потому что девочка низко склоняется над стулом. Она пишет чуткими пальцами ног, сидя за последней партой обычного 8-го «А» обычной школы № 1043 обычного «спальника» Марьина.

Когда семья известного якутского тренера-борца Диодорова переехала в Москву, директор школы на севере российской столицы, бросив взгляд на кандидатку в первоклашки Настю, отвел глаза. Ну зачем последователю Макаренко проблемы с дочерью ледяной Сибири, чьи руки поразил ток и съела гангрена?

На юге мегаполиса все оказалось проще - Настю приняли.

Ноги пишут, как руки

- Она бегала по школе, и рукава кофты развевались, - вспоминает второклашку Диодорову завуч и классный руководитель Елена Карабанова. - Настя ведет себя, как все дети. Многие в школе до сих пор не знают, что в 8-м «А» каждый день сидит на уроках девочка без рук.

Однажды новый молодой учитель взмыл возмущенным коршуном: кто там в последнем ряду задрал ноги на стул?! А Настины коленки всегда торчат над столом, когда она пишет в тетрадке, лежащей на соседнем стуле.

Начинающий педагог в мертвой тишине подошел ближе и покраснел.

- Первые пальчиковые носки, чтобы можно было писать, нам из Канады привезли. Здесь их тогда не шили, - вспоминает мама Насти Людмила. - Когда носков не было, Настя надевала обувь на голые ноги. Стеснялась, мерзла. Но шла в школу.

Сейчас пара таких носков стоит 200 рублей. Пенсии по инвалидности хватает на семь пар. Они протираются до дыр за 2 - 3 месяца.

Учителя могли приходить к Диодоровым в дом. Настя была против.

Шла со всеми на физкультуру - возмущенный физрук выставил ее из зала.

Садилась за черчение, но за общими линиями шли мелкие детали. И карандаш уже не слушался.

Так из ее расписания ушли три предмета, где нужны сила и точность пальцев рук.

- Сначала у ребят было то, что можно считать жалостью «обычных» детей к инвалиду. Насте подвигали стол и стул, пытались помочь, - говорит Елена Карабанова, - сейчас она как все. Но дети чувствуют за нее ответственность. Я ее спрашивала: «Над тобой в школе кто-то смеется?» Она всегда отвечала: «Нет!»

Якутская девочка слишком горда, чтобы признаваться в обидах и боли. Настя старается все делать сама. Но не может сама одеться. Мама Люда приходит забирать ее из школы.

Как-то 8-й «А» отпустили на урок раньше.

Настя попросила одну из подруг позвонить домой. Та кивнула, но почему-то забыла.

Класс оделся и, радостно гомоня, разбежался по домам. Забытая Настя час простояла в школьном холле. Пришла мама. Дочь не плакала. Смотрела в окно и кусала губы.

- Тебе нравится в Москве, у тебя здесь есть друзья? - спросил я Настю, подсев на ее последнюю парту на последнем уроке.

- В общем, нравится. А лучшая подруга далеко, в Якутии. Здесь не могу делиться всеми тайнами. Сегодня говорят одно, завтра могут сказать другое...

Впрочем, свой класс Настя, помедлив, назвала дружным и... «нормальным».

- Она пришла год назад на «Открытую воду» и всех поразила, - вспоминает тренер Наталья Степанова, - девочка без подготовки, без техники на соревнованиях ребят-инвалидов со всей Москвы сразу вошла в призеры!

Насте предложили заниматься в «Олимпийском». Это единственное место в агрессивном и равнодушном мегаполисе, где профессионально учат классно плавать тех, кто лишился рук или ног.

Дорога туда-обратно через город-монстр - это два с лишним часа, вычеркнутых из жизни. Но зато на дорожках знаменитого бассейна - полтора часа жизни, яркой и напряженной.

Настя согласилась.

- Поехали в Чехию на параолимпийские соревнования, - рассказывает Степанова, - кроме Насти, были еще трое моих. Один парень шел на медаль. Он уже был на Олимпиаде. Он здорово проплыл, я отвлеклась на него, и Настя вышла на старт одна. Она упала с тумбы, и ее сняли со старта.

Девочка плакала на плече тренера 20 минут. Потом ее поставили на заплыв. Диодорова пришла не первой, но и последней не стала.

- Я подошла, сказала, что она молодец, здорово улучшила свое время. «Я просто сильно разозлилась»,- ответила Настя. Больше никогда я не видела ее слез.

Тогда девочка впервые в жизни уехала далеко от мамы. Тренер заменила ее на время, и дочь тренера ревновала до скандалов и плача. Настя успокаивала Наталью Викторовну

Там, в Брно, якутская девочка впервые пришла в ресторан. Могла бы есть сама, ногами. «Но, чтобы не смущать окружающих, мы договорились, что ее буду кормить я», - говорит Наталья Степанова.

Потому же Настя не ходит и в школьную столовую - чтобы не «смущать окружающих».

За семь лет через руки тренера единственной в 150-миллионной России детско-юношеской школы олимпийского резерва инвалидов прошли более ста человек. Взлета, подобного Настиному, не было ни у кого.

В ней кипят талант, упорство, спортивная злость. У нее нет жалоб на окружающую действительность и жалости к себе.

Это говорит обаятельная и жесткая блондинка Наташа Степанова, которая не видит никакой ущербности в своих учениках, потому что не привыкла делить людей на «обычных» и «увечных»:

- Я требую со всех, как со здоровых. С Насти тоже. Она выработала свой стиль. Она раскрепостилась. Повзрослела, став за год другим человеком.

Мастер спорта Диодорова бороздит лазурь «Олимпийского» быстрее многих, чьи руки и ноги целы. Она хочет на Игры в Афины. Она может стать самой юной их участницей.

10 тысяч вольт

В немецком Дортмунде, в парке Вестфалленхале, навстречу мне ехал инвалид в электроколяске с дворнягой на коленях, ему улыбались встречные граждане Германии всех цветов кожи.

В американском Анкоридже огромные копы бросали свои «Форды» с «мигалками», чтобы сфотографироваться с парнями 600-мильной гонки инвалидов «Полуночное солнце».

Все чаще мне кажется, что наша страна не любит своих людей. Своих нездоровых она ненавидит.

Трехлетняя Настя Диодорова попала в незакрытую трансформаторную будку в поселке под Якутском, осталась жива после страшного удара током, но ее руки не спасли ни в республиканской больнице, ни в Москве.

Никто не понес наказания, никто не заплатил за изуродованную жизнь.

В богатой столице великой страны Насте Диодоровой выписали специальный компьютер для тех, у кого нет рук. Выписали давно, компьютера у девочки нет.

Она не жалуется. Она прыгает в воду и плывет дельфином.

При рождении ее назвали Евдокией. Что значит «доброе желание».

В два с половиной года родители переписали имя дочери. Она стала Анастасией. Что значит «воскрешенная».

Полгода спустя были трансформатор, 10 тысяч вольт и новая жизнь...