Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Экономика21 ноября 2005 22:00

С проверками приходят реже, но взятки берут больше

К такому выводу пришли экономисты, опросив 2 тысячи российских предпринимателей

На днях Центр экономических и финансовых исследований и разработок обнародовал доклад о том, как живется малому бизнесу в России последние четыре года. Затеянная правительством административная реформа должна была упростить регистрацию фирм, налогообложение, снизить количество проверок... В общем, дать предпринимателям внести свою лепту в удвоение ВВП. Что же из этого вышло, «КП» рассказала научный руководитель ЦЭФИР Екатерина ЖУРАВСКАЯ.

- Что, правда жить стало лучше, жить стало веселее?

- В среднем, безусловно, да. По крайней мере так говорят сами предприниматели, и у нас нет причин думать, что они лукавят.

- А как же их жалобы на препоны со стороны властей, непосильное налоговое бремя и гнет бюрократии...

- Есть фирмы, на которых и сейчас наседают со страшной силой. Но вообще стало легче.

- Это как же?

- Интенсивность проверок сократилась. Например, пожарная инспекция во второй половине 2001 года приходила в 90 процентов фирм, за тот же период 2004 года такие проверки коснулись меньше 50 процентов фирм.

- С трудом верится, что чиновники вдруг стали белыми и пушистыми?

- Да, это не так. 34% фирм инспектировались пожарными за последние 2 года больше двух раз, когда по закону проверки должны приходить не более одного за этот же период. Но ведь ситуация была хуже, когда те же пожарные в некоторые конторы приходили каждый месяц. Зато регистрация фирм стала проще. Если раньше, чтобы оформить ее, нужно было посетить в среднем пять госорганов, то теперь только два.

- А как же пресловутое «одно окно»: пришел, все документы сдал и фирму зарегистрировал.

- Ну это в идеале. Раньше количество окон доходило до 10. Спустя три года мы уже пришли в двум окнам. Треть фирм посещает еще и Пенсионный фонд, треть - статистические органы, остальные идут на поклон в соцстрах.

- А очереди, в которых предприниматели сутками стоят, чтобы добраться к «одному окну»?

- Это минус, но было еще дольше. Зато реформа сократила число видов деятельности, для которых нужны лицензии. Некоторые чиновники до сих пор выдают лицензии, которые выдавать не нужно. За последние полгода таких «ненужных» лицензий было выписано 48 процентов от общего объема. В 2002 году лицензий по всем нормам закона было 50 процентов, сейчас 60. Мелочь, а приятно.

Тарифы выросли

- Взяток тоже меньше стали брать?

- В 2004 году проверять стали меньше, но затраты на незаконные выплаты стали больше.

- Взятки?

- Именно. Еще предприниматели говорят, что существенно усложнилась процедура покупки государственных помещений. Хотя никаких законодательных на то причин не было. Сложнее стало с получением кредитов, предпринимателей беспокоит экономическая нестабильность. Но этих проблем реформы не касались. Занятость в малом бизнесе растет, значит, все больше стало появляться «малышей».

Судиться никто не хочет

- Ситуация по Москве сильно отличается от страны?

- Москва - единственный регион, где с 2001 года резко сократилась доля малого бизнеса. Мелкие конторы массово перерегистрировались из Москвы в Московскую область. По уровню административного давления столица была впереди планеты всей. Но в Московскую область вместе с фирмами перетекли и традиции давления бюрократов на частников.

- Получается, мы с вами сидим и радуемся, что чиновники в последнее время чуть меньше стали нарушать законы, ах, как хорошо.

- Но это ведь действительно хорошо! Малый бизнес мог бы сам ускорить этот процесс и защищать свои права. Если бизнесмены не согласны с результатами проверки, то в суд подают около 0,1 процента. Получается, что у нас в стране судиться с государством себе дороже выйдет.

ДОСЛОВНО

«Во многих регионах мелкий и средний бизнес живет не за счет поддержки региональной и местной власти, а вопреки им».

«Дайте нам конкретные факты (нарушений прав предпринимателей), и по каждому из них будет проведена проверка и принято решение».

(Генпрокурор Владимир УСТИНОВ - на встрече с представителями общественной организации «ОПОРА России»).