Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+21°
Boom metrics
Общество12 апреля 2006 22:00

Директор НИиПИ Генплана Москвы Сергей Ткаченко: Высотки в Москве заменяют колокольни

О будущем столицы рассказывает главный ее градостроитель
Источник:kp.ru

Москва кого-то раздражает, кто-то ею восхищается, кому-то она нравится, но с оговорками. Старый купеческий центр прорастает гигантскими новоделами, на окраинах поднимается кольцо высоток. Проблем у мегаполиса огромное количество. Как Москва будет развиваться, об этом и расскажет человек, который все знает о завтрашнем дне Москвы.

Генплан - не карта с нарисованными домиками

- Сергей Борисович, что есть Генплан Москвы? Линии на карте, философия?..

- У Москвы удел столицы. Деньги все делаются здесь. И все тут для этого устроено. Вот инвесторы всеми правдами и неправдами и стараются пролезть то на территорию памятника, то на особо охраняемые природные территории. Понимаете, Генплан - это не карта с нарисованными домиками. Это закон, принятый городской Думой в прошлом году на 25 лет. Там прописано, куда лезть нельзя. Даже если вы собираетесь построить там жилье и школу с детсадом. Институт Генплана старается соблюсти все эти ограничения. Но в итоге что-нибудь да нарушается.

- ???

- И довольно часто, но, честно сказать, масштаб нарушений все меньше. Вот в Московской области иначе решили эти проблемы. Например, по Генплану 1971 года в Москву с разных сторон из области входили зеленые клинья - парки, скверы, бульвары. Они шли по Подмосковью и доходили до самого центра столицы. Никаких застроек на этих местах не должно было быть. Но в какой-то момент область перестала выполнять советский закон, и там выросли жилые кварталы.

- То есть между нами пролегла видимая граница?

- Да, и мы, к сожалению, не можем увязывать Генпланы Москвы и области. И нам всем это очень мешает. Пока договоренности достигаются с большим трудом.

Автодороги над «железкой»

- А что все-таки удается? Вот есть ли какой гениальный план по спасению транспортной ситуации в Москве?

- Мы потихоньку разгружаем радиальную схему столицы. Начали с третьего транспортного кольца, теперь началось строительство четвертого. Из центра транспортные потоки надо выводить. Сейчас мы проектируем направления по хордам. Например, один отрезок - от Рублевки и до Капотни, следующий пойдет параллельно на севере. И городу выгодно строить дороги. Но, к сожалению, жизнь такова, что все равно в первую очередь пускают проекты, с которых в ближайшем будущем можно получать большие налоги. Сегодня, как видите, активно развивается «Сити».

- Хорошо, а будь у вас нескончаемые деньги, на что бы вы их направили?

- У нас есть, например, проект освоения прирельсовых территорий и огромных пространств, прилегающих к вокзалам, а также места отстоя железнодорожного транспорта, сегодня задействованные только на 5 процентов. Это десятки гектаров!

Итак, над железными дорогами мы строим этакий «стол». Под ним ходят поезда, а вот сверху прокладываем автодорогу. Над ней - парковка на пару-тройку этажей. А лучше всего перенести сюда из центра предприятия - их же все нельзя вывести за черту города. В общем, в Москве примерно девять точек, где можно это реализовывать. Одну назову. Замечательная территория за Павелецким вокзалом. Перенести бы только сам вокзал чуть подальше от центра...

Появятся сотни паркингов

- Куда еще можно перевести транспортные потоки?

- Это как раз другой наш проект. Транспортно-пересадочные узлы - это такие большие муниципальные многоэтажные стоянки. Вот человек едет на машине в центр. Вот-вот он встанет в пробке. Куда проще пересесть в метро и отправиться по делам. Для этого ему и нужна стоянка, где он бросит авто и нырнет в подземку. Паркинги устроим либо у МКАД, либо в пределах третьего кольца. Всего их будет порядка сотни. Строительство может начаться уже в следующем году.

- Получается, все деньги уйдут на то, чтобы усовершенствовать движение?

- Не только. Москва настолько быстро развивается, что катастрофически не хватает мощностей. Необходимо срочно обновлять источники энергии и инженерные сети.

- Ну и в проблемном же городе мы живем!

- Да, Москва - предельно неидеальный город. Моя любимая шутка про то, что, пока Бетховен совсем не оглох, он не начал писать гениальную музыку. То же самое с Москвой. Так сложно, что почти невозможно. И тем не менее что-то удается. Это жутко интересно.

- Кстати, а как насчет стиля? Есть у Москвы свой стиль?

- Есть понятие новомосковского стиля. Это некий историзм: аккуратные наличники, карнизы. В историческую зону города минималистическая архитектура практически не проникает. Хотя Остоженка современна - стеклянная и плоская, получает престижные премии. А что до единообразия... Наш институт ввел в Генплан понятие морфотипа. Это этажность и тип строений, характерный для данного квартала. Запрещено ставить высотку посреди исторического квартала.

- Высотки, наверное, вообще сложно вписать в город?

- А вы знаете, в чем суть высотки? Нет, ну, понятно, что много площади на небольшом участке и так далее. Но смотрите: зона, которую занимает современная Москва - это были села (Свиблово, Марьино, Ховрино, Косино, Никулино...). Посреди села стояла церковь с колокольней. По ней и опознавали село. Так вот роль колокольни и должна выполнять высотка. Башня должна быть узнаваема, уникальна, чтобы по ней можно было ориентироваться в городе...

Когда становится скучно - появляются интересные дома

- Генпланом вы занимаетесь не так долго - два года. И, кажется, у вас есть еще кураж.

- А как же! Я ведь могу быть и свободным художником. При этом буду даже больше зарабатывать, просто имея мастерскую. Но сегодня я градостроитель и занимаюсь проблемами огромного и сложного города. А это непросто... Но иногда становится очень скучно, и тогда появляются такие дома, как наш «Дом-Яйцо» на улице Машкова или дом «Патриарх».

Я ведь еще и практикующий «объемщик». Нами очень много построено - около 60 зданий. Ну, от некоторых отворачиваешься - не будешь показывать внукам, что вон дедушка понаделал. А другими, наоборот, похвастаешься: гляди, что удалось поставить!

Вот на «Патриархе» установили скульптуры. С 50-х годов здания скульптурами не декорировали. Одна фигура - это я сам, такой задумчивый, весь в мыслях о проекте, другие - строители в тогах и касках, потом заказчик с мешком денег... Эти «карикатурки» высоко, не сразу и увидишь. Приходишь с биноклем и стоишь, смеешься, особенно если прототипов узнаешь. Такими они и уйдут в века!

- ...в века! А вот через 30 лет придут и снесут ваше здание, построят выше...

- Ну и что! В книжках останемся. Как раз через 30 лет эти здания станут изучать как памятники эпохи. Не важно, плохие или хорошие....

СПРАВКА «КП»

Сергей Борисович ТКАЧЕНКО, архитектор.

Родился в Москве в 1953 году.

Жил на Ордынке, из окна видел церковь Николы, что в Пыжах, бабушка водила в Третьяковку. Потом переехал в Выхино. Такого рода детские травмы (хотя какая там травма - отдельная квартира!) заставляют художников всю жизнь воссоздавать по крупицам утраченный рай.

Учился в МАрхИ, был секретарем комсомольской организации, а параллельно шил. После опрометчивого дефиле в комитет комсомола в красных брюках, перешитых из маминого пальто, был с поста снят.

Под началом Якова Белопольского делал Дворец молодежи. В 1983-м Ткаченко построил второй (по времени и по величине) в Москве атриум - на 6 этажей в здании Латвийского постпредства на улице Чаплыгина. Это сейчас у нас в каждом ларьке атриум, а тогда - сенсация. Ткаченко уволили, но атриум остался.

В 1996 году построил комплекс «МосЭНКА» на Таганке - «конструктивистский Колизей». В 2002 году построил жилой дом «Патриарх» на Патриарших прудах и «Дом-Яйцо» на улице Машкова.

В 2003 году - комплекс административных зданий на Павелецкой площади. Венчает его башня, выполненная в эстетике сталинских высоток, но без шпиля.

Сегодня по проектам Ткаченко строится около 10 зданий: жилой дом «Коперник», здание Российского фонда федерального имущества в Ермолаевском переулке, офисный комплекс на улице «Правды», жилой комплекс «Сад-Лабиринт» и многое другое.

Чтобы как-то остановить безудержную фантазию Ткаченко, в 2004 году его назначили директором Института Генерального плана...

ЧТО У НАС ПО ГЕНПЛАНУ?

Москва перестанет расползаться за свои теперешние границы.

На реконструируемых территориях, где это только возможно, собираются разбивать новые парки и сады. У столицы будущего должно быть много центров - не только исторический, но и деловой, торговый и проч. Они расположатся ближе к третьему транспортному кольцу и южной части строящегося четвертого.

Промышленность из центра потихоньку выводят, на ее месте строят жилье.

Москва туристическая тоже развивается: организуют новые зоны, где сконцентрируют гостиницы, досуговые и торговые центры.

Появятся экологически чистые тепловые и теплоэлектрические установки.

Транспорт. Реконструируют Северный речной вокзал, аэропорт «Шереметьево». На территориях аэропортов планируют строить бизнес-терминалы. Специальные линии высокоскоростного движения пассажирских поездов появятся на Ярославском, Казанском, Рязанском, Павелецком и Киевском направлениях.

Проектируют и дополнительные полноценные кольцевые и полукольцевые трассы (Внутригородская кольцевая магистраль по улицам Народного Ополчения, Минской, Нахимовскому проспекту, через Коломенское и Печатники; полукольцевая трасса Рублевское шоссе - Аминьевское шоссе - улица Лобачевского - Балаклавский проспект - Братеево - Капотня; Восточное полукольцо).

В срединной и периферийной частях города система дополнена направлениями, создающими кратчайшие связи между районами (путепровод на пересечении улиц Балтийской - Б. Академической с Рижским направлением МЖД, улиц Фестивальной - Талдомской с Октябрьской ж. д., улицы 800-летия Москвы с Савеловским направлением МЖД, мост на пересечении Беломорской улицы с Химкинским водохранилищем).

Спортивные сооружения. Построят спортивный комплекс «Гран-при России» с автодромом по стандарту гонок «Формула-1» и гольф-клубом в Нагатинской пойме, центр Ирины Родниной, аквапарки, бассейны, другие спорткомплексы.

ПРОЕКТ

От МКАД до Ногинска - за 30 минут

Еще одну платную автодорогу строят к востоку от столицы

Новая высокоскоростная дорога станет дублером головного участка трассы М7 «Волга». По данным предприятия «Мосавтодор и партнеры», организатора предпроектной подготовки, сейчас на Горьковском шоссе средняя скорость движения не выше 40 км/час, а в часы пик - еще ниже. В сутки здесь проезжает 100 тысяч автомобилей. Но все изменится, когда построят платный автобан. Движение по нему - бессветофорное, а расчетная скорость - 120 км/час.

Дорога начнется от Косино-Ухтомского микрорайона в Москве и пойдет в обход шести городов: Люберец, Реутова, Балашихи, Железнодорожного, Электроуглей и Обухова. А от г. Железнодорожного построят ответвление, которое свяжет платную дорогу с Егорьевским шоссе (за счет чего и разгрузится город Люберцы). Новая трасса - шестиполосная вплоть до деревни Павлино (этот участок планируют строить в первую очередь). Дальше сужается до четырех полос - по две полосы в каждую сторону. Покрытие дороги сделают асфальтобетонное. Пробки на Носовихинском, Егорьевском и Горьковском шоссе должны рассосаться. А до Ногинска станет возможным доехать за полчаса!

Вообще-то начало дороге собирались дать даже не от МКАД, а от будущего четвертого транспортного кольца. Но пока это только планы. Продлить платную дорогу от Ногинска до города Орехово-Зуево - тоже в перспективе.

Пока идет отвод земель под трассу. На пути попадаются частные землевладения: садовые товарищества, агрофирмы. Их участки просто-напросто выкупают. Дорогу строят полностью на деньги инвесторов. Трасса окупится им лет через 20, после чего перейдет к государству и станет бесплатной.

Когда же по автобану пролетят первые автомобили? Обещают, что уже в 2010 году.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

45 км - протяженность трассы. 120 км/час - расчетная скорость движения. 3 рубля за километр - средняя плата за проезд. 30 - 40 тысяч автомобилей в сутки будут проезжать по платной дороге. 300 миллионов долларов - стоимость проекта.