Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество2 мая 2006 22:00

Самолету Ереван - Сочи не хватило топлива?

Он рухнул в Черное море, не дотянув до аэропорта Адлера каких-то 6 километров
Источник:kp.ru

Никто ничего не видел: был сильный дождь и дикий ветер, да еще и глубокая ночь. Единственный, кто первым понял, что случилась беда, был диспетчер - точка рейса Ереван - Сочи просто бесшумно пропала с экрана локатора...

В 02.38 этот аэробус А-320 «Армянских авиалиний» должен был приземлиться в аэропорту Адлера.

В 02.15 диспетчер аэропорта попросил экипаж: идите на второй круг, погодные условия не позволяют садиться сходу.

Аэробус где-то в черном небе стал разворачиваться, а через минуты на высоте 600 метров он вдруг потерял управление и врезался в штормовое море.

Через час все агентства будут цитировать заявления сотрудников авиакомпании Armavia: аэробус был абсолютно исправен, проверяли перед полетом иностранные спецы, экипаж - опытен, один из лучших...

Что случилось в небе?

Первое, что приходит в голову, - теракт.

Но эту версию сразу стали опровергать не только «воздушные» службы, но и ГУВД Краснодарского края: в море нет плавающих обломков самолета. То есть, он не развалился в воздухе, ушел в воду целиком...

Есть большое маслянистое пятно. Если бы был взрыв, то нефтепродукты, скорее всего, вспыхнули бы.

Кроме того, никто на побережье не видел вспышки в небе.

Не подтвердилась пока и еще одна версия трагедии: смерч.

Эту причину поначалу выдвигал Ереван - руководство компании Аrmavia предположило, что самолет попал в эту бешеную воздушную воронку, ведь на побережье Черного моря смерчи бывают регулярно. В противном случае катастрофа не могла произойти так неожиданно.

- Смерч - это нереально. Наши наблюдательные станции не зафиксировали смерч в эту ночь. Да и какие в мае смерчи! – восклицает синоптик сочинской метеостанции Марина Медведева. – Это природное явление у нас бывает, но лишь в августе. А этой ночью, - продолжает она. - Была нелетная погода... Сильный дождь и плохая видимость.

И третья версия, неофициальная, куда прозаичнее и от того страшнее:

- Самолету просто не хватило топлива, - сообщил нам источник, служащий в одном из военных ведомств Краснодарского края. - Я ручаюсь за эту информацию, она достоверна на 99%.

И пояснил, что некоторые иностранные авиакомпании, возможно, из экономии, по его версии, заправляют машины, что называется «в обрез».

Верить не хочется.

Но проверять придется.

«Тела видно с берега...»

К шести утра спасателям из МЧС стало ясно, что выживших в авиакатастрофе нет.

Лайнер лег на дно на глубину примерно 300 метров. Как обследовать фюзеляж, как попытаться достать из него останки - пока не ясно. Но то, что операция будет сложнейшей, понимают все: подлодка «Курск» лежала на 110 метрах...

Всего пассажиров и летчиков было 113. К 8.00 утра российский корабль береговой охраны извлек из воды 18 тел. Все - полностью обнажены.

- Крушение произошло так стремительно, что с людей посрывало одежду! - объяснили спасатели.

Есть такой эффект: если человек падает из самолета с большой высоты, потоки воздуха раздевают его. Вероятно, более жесткая и беспощадная вода при ударе и погружении тоже сорвала с людей все, до чего дотянулась.

Когда совсем рассвело, плавающие тела стало видно даже с берега, куда волна полночи прибивала погибших.

Они летели хоронить отца

9.15. В адлерском морге начали приезжать родственники погибших.

Трагедия еще и в том, что ехать недалеко: рейс ночной, встречали практически всех, чтобы отвезти домой из аэропорта.

Почти сразу опознали бывшего начальника Главного управления гражданской авиации Республики Армения Вячеслава Яралова. Он с женой Сусанной Халаджян летел на похороны ее отца.

- Горе-то какое... - плачет Зинаида Халаджан. - Мы однофамильцы, но я хорошо знаю их родню, они у нас в поселке Веселом живут. В Сочи их должны были встретить родственники и перевезти через границу в Абхазию, где и будут похороны папы Сусанночки.

В последний момент решила не лететь родная сестра Сусанны Халаджан. У нее схватило сердце...

Повезло!

В том самолете погиб еще один знакомый Халаджан, 26-летний Тарон Хачатрян. Гостил у своего отца и деда в Армении.

- Мама Тарона, Зинаида Лориковна в разводе с мужем, - рассказали нам в школе № 28 поселка Блиново, где Зинаида Лориковна преподавала русский и литературу. - Дедушка и папа Тарона давно звали его к себе в гости. Даже после развода они сохранили добрые отношения.

Мама должна была встретить сына в аэропорту. А тут ей сообщили о несчастье, о том, что нужно ехать опознавать сына. А Тарон - парнишка отличный. Он нашу школу окончил. В институте отучился. В семье был за главного. У Зинаиды ведь еще две дочки есть. Одна – в мединституте учится, а младшенькая - в седьмом классе, в нашей же школе. Тарон совсем недавно из армии пришел. Девушка у него какая красивая, жениться хотел...

«...а мама спешила на свадьбу племянницы»

В аэропорту Адлера с 7 часов утра был создан оперативный штаб. Целый день дежурили «скорые»: врачи приводили в чувства родственников, встречавших ночью злополучный рейс.

Среди них - Маньяк Амазовна Мкртмян. Она встречала свою 65-летнюю маму, которая летела в Сочи на свадьбу племянницы.

Около двух часов дня в адлерском аэропорту приземлился спецрейс из Еревана. На нем прилетели родные и близкие погибших. Их поселили в местной гостинице «Весна». Некоторые так до сих пор и не знают, какова судьба их близких: оказывается, в ереванском аэропорту не прошли таможенный контроль 5 или 6 человек. Их фамилии сейчас уточняются.

Вдруг живы?!..

Татьяна КИРЕЕВА, Елена ИВАНЕНКО, Инна ЖУРАВЕЛЬ («КП» - Краснодар»)

Почему все погибшие оказались раздетыми?

Одежду и обувь находят плавающей рядом с телами пассажиров. Практически все целое - кроссовки, брюки, юбки...

Спасатели пока не могут объяснить этот факт.

- Когда самолет падает с 2-3 тысяч метров и при этом разваливается, тогда с людей действительно срывает одежду, - сообщили "КП" в МЧС Краснодарского края. - На такой высоте самолет разгерметизируется, и человек становится как резиновый, словно вытекает из одежды. Но здесь высота была не такая большая - 600 метров. Возможно, произошла разгерметизация корпуса, а может, с большой силой встретились воздушные потоки. Но вообще, странно все это...

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Виктор Тимошкин, эксперт по авиационной безопасности:

- Аэродром в Адлере непростой. В отличие от равнинных аэродромов, здесь посадка самолетов происходит только со стороны моря, а взлет - только в сторону моря из-за горного хребта на северо-востоке. Самолеты заходят, почти как на палубу авианосца. Перед обычными взлетно-посадочными полосами стоят маяки ближнего и дальнего приводов, через которые пилот проходит на посадку. Здесь их нет, в море они не ставятся. Конечно, при современных технологиях эти маяки большой роли не играют, но служат дополнительным ориентиром.

А автоматика и самолета, и самого Адлера оборудована по высшей категории. Если верить официальным данным, в момент посадки погибшего рейса нижняя кромка облаков была 100 метров, видимость - 1500 метров, - этого вполне достаточно, чтобы благополучно приземлиться. Если, конечно, не было опасных явлений - болтанки, грозы, сдвига ветра.

Здесь могло что-то случиться с управлением. Аэробусы в этом отношении не идеальны, из «сваливания» выходят неуверенно, не любят резких движений. Пять лет назад в США упал аэробус А-300. Так у него просто отломился киль из-за того, что пилот совершил слишком резкий маневр. А киль на этих машинах посажен не на металлическую основу, а на композитный материал - прочный пластик. Это убавляет вес, но не добавляет надежности.

Впрочем, нельзя исключать и человеческий фактор. Но действия экипажа можно будет оценить, только когда найдутся «черные ящики».

Кстати, то, что А-320 упал в море под углом в 60 градусов, - полная чушь. До такой степени накренить эту машину невозможно. 60 градусов - это направление захода на посадку.

Записал Александр КОЦ.

Список пассажиров.

1. Азарян Альберт

2. Костанян Атом

3. Манутова Эльвина

4. Хачатрян Бениамин

5. Петросян Арам

6. Сртлян Элла

7. Григорян Марине

8. Бадалян Лусине

9. Бадалян Армен

10. Геворкян Рубен

11. Дубровин Алексей

12. Менагарова Люся

13. Гаспарян Сергей

14. Арутюнян Гюлина

15. Паноян Элен

16. Гдикян Григор

17. Князян Григор

18. Арутюнян Усик

19. Мкртчян Левон

20. Саакян Лавренти

21. Аршакян Вараздат

22. Овакимян Овик

23. Цатинян Геворг

24. Торосян Джульетта

25. Сакулян Анатолий

26. Чиноян Аида

27. Гюрегян Майрам

28. Акопян Сейран

29. Мангасарян Арарат

30. Налбандян Сильва

31. Бадоян Манук

32. Бадоян Хачатур

33. Кюрехян Вагарш

34. Мамиконян Санасар

35. Багдасарян Альберт

36. Хачатрян Анаит

37. Мирзоян Саша

38. Мирзоян Эличка

39. Мамвелян Асканаз

40. Хачатрян Мария

41. Ваганян Мариам

42. Тонакян Люся

43. Манукян Агарон

44. Тадевосян Сирвард

45. Маилян Гагик

46. Пилипосян Месроп

47. Акопян Айк

48. Мартиросян Арам

49. Арутюнян Арарат

50. Арутюнян Спартак

51. Амаякян Степа

52. Молхасян Карапет

53. Карапетян Ваан

54. Эбзимян Назар

55. Погосян Рузанна

56. Эбзимян Арутюн

57. Кюлян Марта

58. Самсонян Эмма

59. Паруйрян Маис

60. Мкртчян Маркар

61. Петросян Хумар

62. Мкртчян Флора

63. Мартиросян Манук

64. Аветисян Альберт

65. Халатян Амест

66. Авакян Хачатур

67. Варданян Вардан

68. Яралов Вячеслав

69. Халаджян Суссана

70. Кондакчян Альберт

71. Могровян Карен

72. Антонян Айрапет

73. Карапетян Варсеник

74. Карапетян Альберт

75. Аветян Мелине

76. Аветян Гриша

77. Хачатрян Тарон

78. Кочинян Артем

79. Галстян Авик

80. Казарян Мариам

81. Маргарян Арпине

82. Меликсетян Ашот

83. Галечян Аршак

84. Тумасян Артур

85. Акопян Зара

86. Амбарцумян Хм (?)

87. Баласанян Рудик

88. Акопян Арам

89. Ерангулян Владимир

90. Мкртумян Маняк

91. Аракелян Карине

92. Мкртчян Маргарит

93. Саргсян Геворг

94. Мкртчян Артур

95. Севанян Земфира

96. Малхасян Маркар

97. Еранян Абрам

98. Заргарян Жора

99. Абгарян Гамлет

100. Ованнисян Врам

101. Данелян Лусине

102. Егиазарян Марина

103. Галстян Рипсиме

104. Киракосян Арменуи

105. Инджигулян Эдуард

Экипаж аэробуса

1. Командир корабля - Григорян Гриша

2. Второй пилот - Давтян Арман

3. Бортинженер Хачатрян Николай

Бортпроводники:

1. Асратян Марина

2. Григорян Лусине

3. Абелян Анаида

4. Шорометев Рома

5. Арутюнян Армен