ОБЩИЕ ПРАВИЛА
Технология свиста во всех случаях одинакова, а вот результат в зависимости от пальцев будет разным - как если задействовать разные струны на гитаре. Кончики двух пальцев смыкаем углом (примерно 15 - 30 градусов), плотно, но не напряженно. Ставим их чуть ниже кончика языка и как бы подпираем языком нёбо. А теперь дуем изо всех сил. Если ничего не выйдет - не огорчайтесь, сразу редко у кого выходит. В свисте, как в любви, очень важны опыт/тренировка и терпение. Первые результаты могут появиться после сотой попытки. Двумя пальцами научиться свистеть сложнее, чем четырьмя.
СВИСТ ЕСЕНИНСКИЙ
Именно так выглядит описанный поэтом процесс «пальцы в рот да веселый свист» - по крайней мере, судя по сериалу «Есенин». Задействованы мизинцы.
Получается задорно и обаятельно.
СВИСТ ВЫСОЦКОГО
А это любимый способ другого поэта, Владимира Семеновича - судя по архивным театральным фотографиям. Задействованы указательный и безымянный пальцы рук. Это свист хулиганский, с нагловатыми нотками.
СВИСТ ВЛЮБЛЕННОГО
Пальцы переплетаются в сложную на первый взгляд комбинацию. Но ничего страшного в этом нет: работают всего лишь два указательных, остальные служат фоном. Свист - вибрирующий и пронзительный.
СВИСТ МИШКИ КВАКИНА
А так предпочитает свистеть дворовая шпана, вроде той, с кем боролись Тимур и его команда. За счет двойного количества пальцев свист выходит громкий и грубоватый.
СВИСТ ЗАНЯТОГО ЧЕЛОВЕКА
Единственный из всех вариант, где задействована одна рука. Скажем, вы едете на велосипеде, держитесь за руль, но вам вдруг срочно понадобилось свистнуть. Вариант приглушенный, почти заговорщический.
В «КП» от 25 мая мы напечатали заметку о том, как на кинофестивале «Витязь» в подмосковном Серпухове актер Сергей Безруков удивил народ несколькими способами художественного свиста, да еще и объявил, что может научить этому кого угодно.
Мы дозвонились до Сергея Витальевича и спросили, не мог бы он и нас обучить тому, что виртуозно проделывал на экране в сериале «Сергей Есенин».
- Не могу, - вдруг передумал и надулся артист, - и не буду. Это моя профессиональная тайна.
Уважая чужие секреты мастерства, «Комсомолка» решила найти специалиста, который бы подробно объяснил, в чем там сложность и эксклюзивность, а заодно и научил эффектно сотрясать воздух всех желающих.
Далеко ходить не пришлось: такие умельцы обнаружились в редакции. Вот шеф-редактор московского выпуска Алексей СИНЕЛЬНИКОВ, который выступил фотомоделью, и согласился на фотосессию, обучил нас всем секретным приемам. Во время фотосессии в редакции стоял свист, слышный на всем этаже, а Алексею Ивановичу по внутреннему звонили сотрудники «КП» из ближайших кабинетов и просили угомониться - а то, как известно, денег в конторе не будет!
КСТАТИ
Художественный свист - искусство редкое. Недаром Иосиф Кобзон, став в Госдуме председателем Комитета по культуре, выступил за признание художественного свиста полноправным видом искусства - ради сохранения этого редкого жанра. Когда Иосиф Давыдович проводил конкурс молодых исполнителей, он опять говорил о необходимости продвижения свиста как вида музыкального искусства.
ПРИМЕТА
В народе принято считать, что свист - плохая примета. И что если заниматься этим дома, денег не будет.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
«Люди думают, что я - мобильный телефон!»
Александр БАРМИН, мастер художественного свиста, лауреат всероссийских конкурсов артистов эстрады:
- Когда я начинаю насвистывать на улице, люди путают меня с мобильником и хватаются за свои карманы. Есть свист академический, когда артисты выступают с оркестрами, и высвистывают классику - Штрауса, Шуберта, «Битлз» - но таких в мире единицы.
А есть свист бытовой, которым пользуется большинство населения. За день до того, как соберетесь свистеть, не стоит есть селедку - она «высушивает», а исполняя художественный свист, всегда очень хочется пить. Бытовой, самый простой свист для человека - как флейта, которую он всегда при себе носит. Попробуйте и вы свои силы. Наберите в легкие побольше воздуха, сделайте губы трубочкой, и выдувайте воздух, тоже свернув язык в трубочку. Кончик языка упирается в нижние зубы. Голосовые связки здесь участия не принимают. Звуковые переливы идут за счет языка и зубов, а высота тона - за счет объема воздуха во рту. Теперь попробуйте насвистеть свою любимую мелодию!
(Как делает это Александр, можно послушать на сайте barminsvist.narod.ru)