Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+9°
Boom metrics
Звезды26 июля 2006 22:00

Александр РОГОЖКИН: Я больше никогда не вернусь к «национальным особенностям»!

Постановщик культовых фильмов дал интервью «КП» на фестивале в Карловых Варах

У хорошего питерского режиссера Рогожкина есть несколько любимых тем. Ментовская, алкогольная, военная... «Перегон», новая картина автора «Кукушки» и «Блокпоста», демонстрирующаяся сейчас в российском прокате, тоже посвящена войне - малоизвестной странице истории о русских и американских летчиках, занимавшихся транспортировкой полученных по «ленд-лизу» боевых самолетов.

Сам режиссер называет «Перегон» кинороманом и говорит о том, что давно мечтал снять такую многохарактерную картину.

«Перегон» - это провокация!

- «Перегон» - это фильм-провокация. Когда о многом умалчивается, это «многое» становится более очевидным. Я пытаюсь подключать зрителя к «работе» над фильмом. Моя сексуальная фантазия, допустим, не в состоянии пересилить фантазии зрительного зала. Но, пользуясь «провокационным» методом, я могу добиться, что каждый из зрителей будет достраивать сцену до завершения, устраивающего его самого... Романная форма хороша еще и тем, что может включать в себя все жанры...

- В том числе и водевиль? Неожиданно выглядит сцена, в которой один из русских пилотов, не разобравшись, что перед ним женщины, принимается перед ними мочиться.

- Я бы мог объяснить, что у мальчишки плохое зрение... Но все это ненужные костыли! Они только мешают зрителю. Мы не включили в фильм много сцен именно потому, что они слишком все поясняли.

- Вы сами сочиняете сценарии своих фильмов. Они вам легко даются?

- Когда как. «Кукушку», например, сочинил всего за 2 недели. А «Перегон» задумал давно, лет 10 назад, и писал долго, собирая материал. У меня ведь классическое университетское образование, я историк-искусствовед.

Публичный дом во время войны

- Почему вы так и не сняли фильм по знаменитому вашему сценарию «Дом» - о доме терпимости, в котором советские женщины обслуживали американских и английских военных во время второй мировой войны?

- Когда-то мне не дали его снимать, хотя я три раза был в запуске. А потом я вдруг осознал, что так тщательно проработал все в голове, что как бы уже снял его для себя. Сейчас сценарий в руках Алексея Учителя, который, кажется, еще не потерял к нему интерес.

- Вы быстро снимаете?

- Не медленно. Скажем, пилотную серию «Улиц разбитых фонарей» я снял всего за неделю плюс три дня на монтаж. По-моему, я единственный из группы режиссеров, работавших на этом проекте, кто уложился в такие сроки.

«Почему менты не любят эскимо на палочках?»

- Не могу не спросить о знаменитых ваших «национальных особенностях». Будет ли продолжение этого популярного киносериала?

- Кузьмич 40 лет спустя? Мне не интересно возвращаться к тому, что уже сделано. Меня вообще раздражают ремейки. Может, у кого-то есть желание продолжать тему «особенностей», у меня его нет абсолютно.

- А возможность несметно обогатиться не привлекает?

- О чем вы говорите? Об обогащении и речи быть не может. Это обычный наемный труд, гонорар - дальше вы уже не в праве ни во что вмешиваться! Ни прав на ремейк, ни прав на переработку сценария в пьесу у меня нет. Хотя есть идея перенести сюжет «Особенностей...» на сценическую площадку...

- То есть и прав на использование ваших персонажей в рекламе у вас нет?

- Нет. Мне многие говорят, что в Америке я был бы очень богатым человеком. А здесь мне даже процентов за это не платят!.. Наоборот, многие выражения из моих фильмов шагнули в народ. Помню, снимали мы «Кукушку», и ассистент оператора на любую просьбу говорил: «Уже в пути!» Меня это раздражало, пока я не вспомнил, что эта фраза - из моих же «Особенностей национальной охоты в зимний период».

- Говорят, вы и анекдоты придумываете?

- Начиная с «Операции «С Новым годом!» я даже стихи к песням пишу. Не говоря уж о «поговорках» и анекдотах. Ну вот один, написанный для «Улиц разбитых фонарей». В общем, там один спрашивает: «Почему менты не любят эскимо на палочках?» А другой отвечает: «Как почему? Потому что палочки больно выходят!»

Я вообще очень люблю слово, считаю, что в кино оно должно быть сочным и вкусным... Часто балуюсь игрой слов, переиначиваю для себя существующие выражения: «Площадь Восстания» - «пошлость восстания», «гель для душа» - «гей для душа»... Я постоянно нахожусь в процессе выдумывания новых слов. Часть из этого вынашивается мучительно, часть возникает случайно из какой-то оговорки. Помню, однажды во время волнений на футбольном матче на стадионе имени Кирова начальник ГУВД, успокаивая болельщиков, произнес фразу: «Товарищи, я прошу соблюдать порядок и спокойствие на стадионе имени светлой памяти Сергея Мироновича Кирова!» И эта неуклюжая фраза успокоила толпу.

- Ваша «Кукушка» в свое время была продана в США, получила там отличные рецензии, но «российский оскаровский комитет» отказался выдвинуть ее от страны на «Оскара», предпочтя ей провальный «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Разумеется, проиграли все.

- Само словосочетание «российский оскаровский комитет» вызывает у меня улыбку. Американцы прямо просили выдвинуть от страны «Кукушку», представители «Сони Классикс» уверяли, что у картины наибольшие шансы войти в номинацию и победить. Но наши «деятели» решили по-другому. Есть ведь дела и есть «деятельность». Я делаю кино, а «деятельностью» не занимаюсь.

- Согласен: это очень обидно.

- Нет, у меня нет на них никакой обиды. Многие фильмы, получившие «Оскара», забываются очень быстро. Хороший фильм - редкое, штучное явление. Наградами его не поддержишь. Можно лишь вызвать временный интерес...

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Александр РОГОЖКИН родился в Ленинграде 3 октября 1949 года. В 1972 году окончил исторический факультет ЛГУ. Учился на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им. Герцена. Работал художником на Ленинградском телевидении, художником-декоратором на киностудии «Ленфильм». В 1981 году окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова). Первый полнометражный фильм «Ради нескольких строчек» поставил в 1985 году. В 1989-м снял картину «Караул», ставшую сенсацией российского перестроечного кино. Принимал участие в создании пилотных серий телесериалов «Улицы разбитых фонарей» («Менты») и «Убойная сила».

5 лучших фильмов Рогожкина:

«Особенности национальной охоты»

«Операция «С Новым годом!»

«Блокпост»

«Особенности национальной рыбалки»

«Кукушка»