Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Общество29 января 2007 22:00

«Выйду замуж. Офицеров прошу не беспокоиться»

Почему дамы все чаще отвергают предложения руки и сердца человека в погонах?

Однажды на чумазо-мохнатой доске уличных объявлений, залепленной предложениями застеклить балкон и починить холодильник, я увидел листок: «Молодой русский офицер, 28 лет, ищет девушку для серьезных отношений и создания семьи. Игорь». А вскоре читательница «КП» из Санкт-Петербурга прислала в редакцию вот такое объявление: «Молодая женщина 26 лет, с высшим образованием, кв. обеспечена, ищет мужчину для создания семьи (офицеров прошу не беспокоиться)». Я подумал: как же сильно холостяцкая житуха допекла человека, коли он отважился на такое. Потом бывшие сослуживцы из Воронежа, Ярославля, Читы и Хабаровска рассказали мне, что тоже встречали такие же офицерские записки на автобусных остановках, столбах и в газетах. И мне захотелось понять, что же происходит?

200 тысяч «непрестижных» женихов

Знаете, сколько сегодня в России офицеров? Почти 700 тысяч. Примерно полмиллиона из них женаты, остальные - холостяки или разведенные. Это в основном лейтенанты и капитаны. Но все чаще к ним примыкают уже и майоры. Представьте себе эту несметную армию женихов (около 200 тысяч!), которые годами не могут найти себе спутницу жизни. И не потому, что все они уроды, пьяницы или импотенты. Просто они перестали быть элитой. А элита, как вы понимаете, это не только образованность и культура, но и достойная зарплата. Лет 20 назад месячное денежное довольствие «свежеиспеченного» лейтенанта было почти в 2 раза выше, чем зарплата инженера крупного завода. Сегодня «летеха» получает вполовину меньше, чем иной дворник в областном городе или уборщица коммерческого магазина. Давно прошли те времена, когда для девушки было престижно стать офицерской женой, когда все военные училища (похлеще, чем фанатки - концерты Киркорова!) осаждали страждущие романтического замужества леди, готовые ехать с избранником хоть к черту на кулички. Ныне все по-другому. Статус молодого офицера в новой России «опущен ниже плинтуса». Изменились и взгляды девчат на выданье. И даже офицерские дочки, которые во все века считались лучшей партией для лейтенантов, стали все чаще подбирать женихов в иных, более обеспеченных «кругах». В Нижнем Новгороде живет юная девушка (дочь капитана 1 ранга), которая давно дружит с курсантом военно-морского училища. Но связывать свою жизнь с ним она категорически не намерена. Почему?

«Девушки мечтают о сыне банкира»

Анастасия ПЛЕХАНОВА, дочь офицера:

- Я считаю, что сегодня быть женой военного непрестижно. Сейчас молодой офицер не может обеспечить ни себя, ни свою будущую семью. А у девушек ныне большие запросы. Они хотят модно одеваться, ходить в ночные клубы, заниматься фитнесом, ездить за границу. Жены офицеров такого себе не могут позволить. Современная девушка мечтает выйти замуж за какого-нибудь сына банкира. Чтобы у избранника были квартира, дача, машина и полный карман денег.

Любовь и кошелек

Кто-то из людей старших поколений наверняка заворчит, попрекая Анастасию: дескать, вот вам типичный образец новой генерации невест, порожденной «обществом потребления». Мол, в наше время только ЛЮБОВЬ, а не толщина офицерского кошелька, определяла выбор девушки, решившей связать свою судьбу с лейтенантом. Только сдается мне, это миф. Прошлое частенько идеализируется. Жены советских офицеров часто жили как обеспеченные барыни. Во многом ради такой жизни они за военных и выскакивали. Что правда, то правда: в «то время» офицерский кошелек не был таким тощим, как сейчас. А по сумме бытовых льгот государство возвышало офицера почти на самую вершину социальной пирамиды. Вряд ли кто-то поверит в святой образ невесты, которая безоглядно «клевала» на гусара в погонах, не думая о деньгах и жилье. Самая беззаветная и чистая женская любовь (при всех политических режимах) замешана и на этой прагматичной мыслишке. Так чем же отличаются офицерские жены прошлого века от нынешних?

Какой она была?

Вот обобщенный портрет офицерской жены советских времен.

«Родовая» горожанка из обеспеченной семьи (и с щедрым приданым). У нее модный гардероб и внушительный набор украшений.

Высшее образование.

Она живет с мужем и детьми в пристойно меблированной квартире со всеми удобствами (ее офицер получил уже через 2 года, как встал в очередь).

Когда мужа переводили в отдаленные гарнизоны, там также проблема с жильем решалась быстро. А за съемную квартиру платила часть.

Если в гарнизоне не было работы, она не расстраивалась - ей выдавали справку, которая позволяла засчитывать вынужденную безработицу в трудовой стаж.

У мужа были большие соцльготы - 50% платы за квартиру и телефон, муж покупал ей путевку в санаторий за 25% цены и вез к морю бесплатно. Она имела право бесплатно получать лекарства.

В ее семье были два-три ребенка. Когда муж выходил на пенсию, размер ее не позволял супруге бедствовать.

Какой она стала?

А теперь взглянем на такой же обобщенный портрет супруги нынешнего офицера.

Она из провинциального райгородка. Ее родители едва сводят концы с концами.

Она не сумела поступить в вуз (и тем более на платное обучение). Пробилась лишь в техникум. Работала на швейной фабрике (зарплата - 4 - 5 тыс. рублей).

Вышла замуж за офицера по любви, но без приданого.

Муж-лейтенант (оклад - 6 тыс. рублей) снял квартиру, так как в части ему ее не дали (дали только служебную через 3 года). За жилье из семейного бюджета приходится платить 5 тыс. рублей. На остальное жить.

В шкафу - два-три платья и несколько дешевых китайских кофт. Единственное золотое колечко досталось от бабушки.

Когда мужа перевели в другой гарнизон, и там пришлось снимать квартиру. Часть приплачивала 1,5 тыс. рублей, а нужно было отдавать 4 тысячи (добавляли из своего кармана).

Работы в гарнизоне не было. Три года сидела дома с ребенком.

По новым законам трудовой стаж ей не засчитывался. Лишь на четвертый год муж смог устроить ее телефонисткой в штаб. Стало жить чуть легче, но о машине и даче она даже не мечтает.

За путевку в санаторий Минобороны дает ей всего три «минималки» - 3,5 тыс. рублей (чего хватает на 2 дня отдыха).

Лекарства платные. О втором ребенке не думает - «не потянуть». Мужу светит пенсия 6 тыс. рублей.

Своя квартира после увольнения мужа будет лет через 10.

«Все меньше рыцарей средь них»

В советскую пору «кадровая машина» худо-бедно, но придирчиво отбирала в курсанты лучших из лучших (брака было немного). А в училищах и академиях основательно лепили из них «белую кость» армии. Кроме устройства танка или самолета, будущие офицеры усваивали этикет, учились танцам, могли отличать Пушкина от Байрона, а Репина от Дега. Они знали, что в форме запрещается появляться на улице с сигаретой или авоськой, что живот не должен выпирать из-под шинели, как астраханский арбуз. Что нельзя долбить в уши дам солеными матюгами и высмаркиваться перед ними двумя пальцами. Еще лет 20 назад основную массу офицеров составляли выходцы из интеллигентных городских семей (а процентов 30 лейтенантов были сыновьями военных). В последние годы все стало меняться: в офицеры ринулись бедные провинциалы, у которых было мало шансов пробиться в гражданский вуз. А нынешняя бедная и изуродованная 15-летними недореформами военная школа неспособна уже сделать из паренька с глубоко въевшимися провинциальными манерами элитного командира. Офицерский корпус все больше становится рабоче-крестьянским, все меньше офицерских династий. Так что проблема тут не только в деньгах и быте (что, повторяю, важно). Но ведь факт, что и офицеры стали другими.

Каждый второй - холостой

Давайте взглянем на проблему с точки зрения социологии. По данным Общественной палаты РФ:

53% лейтенантов не могут завести семью,

54% молодых женатых офицеров не имеют в семьях детей,

30% офицеров и прапорщиков не в состоянии содержать свои семьи на уровне прожиточного минимума, то есть находятся за чертой бедности.

К этой невеселой картине добавлю еще один принципиально важный штрих: более 50% молодых офицеров уже через год-два после женитьбы становятся разведенцами. Главные причины - опять-таки материально-бытовые. Но если во времена КПСС развод для партийного офицера (а почти все офицеры были партийными) часто заканчивался крахом карьеры, то сейчас командиры его разве что слегка пожурят. Молодые офицерские семьи нередко распадаются еще и потому, что юные лейтенанты перед выпуском спешат взять в жены первых приглянувшихся девчат, лишь бы не жить бобылем в гарнизонной «дыре», где невесты в большом дефиците. А потом оказывается, что скороспелые боевые подруги покидают их, не выдержав лишений армейского быта.

ЖЕНСКАЯ ЛОГИКА

«Только дуры выходят за лейтенантов»

Елена БЕЛОУСОВА, бывшая жена офицера:

- Однажды я совершила великую глупость, став женой лейтенанта. Его в 2004 году распределили на Алтай, в небольшую «засекреченную» часть. Когда мы приехали в гарнизон, Дмитрий снял угол в частном доме, потому как даже комнаты в офицерском общежитии не нашлось.

Не нашлось и работы для меня (моя специальность - менеджер по телерекламе). Муж с утра до ночи пропадал на службе. Меня стала заедать скука. Представьте себе молодую, красивую, цветущую женщину, которая стала превращаться в замученную деревенскую бабу, обреченную на «троеборье» - варка, стирка, помои. Нередко приходилось самой колоть дрова тяжеленным топором. Я вынуждена была постоянно считать рубли, не имея возможности помочь мужу. К тому же почти четверть его получки приходилось отдавать за жилье (того, что приплачивала часть, не хватало).

Мне было стыдно ходить в обносках на концерт заезжих артистов или в гости к сослуживцам. Я зверела. Мне стало страшно смотреть на себя в зеркало. Началась грызня через день. Недолгое замужество закончилось разводом.

Собрала чемодан и вернулась к родителям. Хорошо, что хоть ребенка не успела родить. Зачем плодить нищету?

Вот так многие молодые офицеры остаются без семейной опоры - только их командиры знают, как скверно это сказывается на качестве службы, а в итоге на боеготовности войск. И это уже не их личная, а государственная проблема.

МУЖСКАЯ ЛОГИКА

«Папа, подкинь деньжат!»

Петр ГАЛКИН, бывший офицер ВМФ (Балтийск):

- Быть сегодня женой офицера - это подвиг. Я отдал флоту 27 лет, но сейчас не представляю, как можно содержать семью (говорю о лейтенантах и капитан-лейтенантах, т. е. основе флота и армии) на жалкие 6 - 10 тысяч рублей? Это из области фантастики. Без помощи родителей тут не обойтись. Я знаю случаи, когда родители-пенсионеры помогали и помогают материально своим детям-офицерам и их женам, мужья которых уже носят звания капитанов 2 ранга! Я не понимаю такую страну, которая одинаково оценивает труд дворника и командира корабля 3 ранга (или батальона).

Продолжение в следующем номере.