Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды6 июня 2007 22:00

Все Печорины нашего времени

Сериал «Печорин» на Первом канале - уже пятая попытка экранизировать лермонтовского «Героя нашего времени». Как сложилась судьба исполнителей главной роли?
Игорь Петренко стал «лишним человеком» в сериальной версии «Героя нашего времени».

Игорь Петренко стал «лишним человеком» в сериальной версии «Героя нашего времени».

Какая радость для учительниц литературы: на Первом канале сейчас крутят новый сериал «Печорин» по произведению Лермонтова. Его «Герой нашего времени» - великолепный материал для захватывающей психологической мелодрамы, а такое режиссеры не пропустят. По Лермонтову еще в советские времена наснимали приличное количество фильмов. И у актеров, воплотивших хрестоматийный образ Печорина на экране, жизнь сложилась почему-то непросто. Можно сказать - соответственно образу.

Самым первым Печориным в кино стал Николай Прозоровский. Он сыграл у режиссера Владимира Барского в трилогии «Герой нашего времени» (киноповести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань») в 1927 году. Прозоровскому пришлось немало постараться, чтобы передать душевные метания Печорина. Кино-то было тогда еще немым. Впрочем, образ аристократа-циника, уставшего от банальностей жизни, был, наверное, очень близок актеру. Ведь сам он вышел из семьи аристократов. Род Прозоровских - один из самых знатных на Руси - известен аж с XV века и берет свое начало от царской династии Рюриковичей. Видимо, именно это обстоятельство и наложило свой отпечаток на судьбу Прозоровского. Актера дворянского происхождения не слишком охотно приглашали на главные роли. Печорин и еще Гринев в фильме «Капитанская дочка» по повести Пушкина - вот и все, что есть в активе. А в основном Прозоровский перебивался эпизодами, мотался по разным киностудиям страны. Сейчас наскрести информацию о Прозоровском - большая проблема. «Был такой, умер в 1935 году», - столь скупыми сведениями потчуют кинематографические энциклопедии. Ну плюс еще список фильмов, в которых принимал участие.

Не очень удачно сложилась творческая судьба и у Анатолия Вербицкого, воплотившего образ Печорина в фильме «Княжна Мери» (режиссер - Исидор Аненнский, 1955 год). Еще мальчишкой он пришел в театр с твердым намерением стать актером. Несколько лет Вербицкому пришлось сооружать декорации в столярных мастерских, дожидаясь, когда ему позволят участвовать в спектаклях. Первое время он играл в массовке. После окончания Школы-студии МХАТ был зачислен в труппу прославленного театра и даже стал получать приглашения сняться в кино. Однако главными ролями его особо не баловали. Вербицкий так и не смог в полной мере реализовать талант. Остро переживая свою невостребованность, он однажды взял да открыл вентиль газовой плиты на кухне. Покончил с собой.

Третий Печорин - актер Владимир Ивашов, снявшийся в трилогии по мотивам «Героя нашего времени» у Станислава Ростоцкого (1965 год), - тоже не смог схватить удачу за хвост. В фильме Ростоцкого ему удалось передать невероятную красоту чувств в романтических сценах. Но его Печорина зрители восприняли равнодушно. Для многих Ивашов так и остался актером одной роли - Алешей из «Баллады о солдате». В какой-то момент Ивашова просто задвинули на задний план. Ролей в кино не было, из театра его уволили. От безденежья популярный некогда актер был вынужден устроиться разнорабочим на стройку. Таскал шифер и шлакоблоки. Надорвался, открылась язва, из-за которой он и умер в 1995 году.

Не мог пожаловаться на невостребованность Олег Даль, сыгравший Печорина в фильме Анатолия Эфроса («Страницы журнала Печорина», 1975-й). Он снялся в 27 фильмах, и его обожала вся страна. Кстати, Даль решил стать актером как раз после того, как прочитал в школе «Героя нашего времени». «Я обязательно сыграю Печорина!» - пообещал себе Даль. И через 15 лет его мечта исполнилась. У него все складывалось замечательно: и в карьере, и в отношениях с людьми. А как боготворили его женщины! Но сам Олег Даль почему-то заранее хоронил себя, убивал - истинно печоринской хандрой и водкой. Свою смерть он предчувствовал, а может, и стремился к ней. Он, например, «зашивался» от пьянства и через некоторое время снова начинал пить, хоть его и предупреждали, что это очень опасно. Его пытались остановить, а он говорил: «Не надо меня врачевать - мне ничего не поможет, ведь я не хочу больше ни сниматься, ни играть в театре». В своем дневнике он писал: «Стал часто думать о смерти. Удручает никчемность...» В марте 1981 года Даль отправился в Киев на кинопробы. Пришел к другу и сказал: «Вот, приехал умирать к тебе». Наутро его действительно нашли мертвым в гостиничном номере...

Игорь Петренко, сыгравший Печорина в новом сериале у Котта, с этой тенденцией не соотносится. У него все блестяще и в карьере, и в любви. «Печоринское проклятие» ему не грозит, ведь он создал совсем не такой образ, к которому мы привыкли со школьных уроков литературы. Печорин у Петренко получился не мрачным анахоретом, баюкающим свое презрение к миру, а довольно веселым, легким и симпатичным циником. И это правильно. Времена-то изменились. Значит, должны меняться и герои.