Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+11°
Boom metrics
Колумнисты16 октября 2007 22:00

Деньги есть. А где танки?

Торговцам российским оружием скоро придется опять сверлить дырки для орденов на своих парадных пиджаках.

Торговцам российским оружием скоро придется опять сверлить дырки для орденов на своих парадных пиджаках: в этом году они выручили от продажи боевой техники за рубеж рекордную сумму - более $6,5 млрд. (в 2006-м было $6,1 млрд.). Армии Индии и Китая уже на 60 - 70% оснащены российскими танками, самолетами, системами ПВО. Совсем недавно индусы решили купить у нас еще 40 истребителей и 350 танков. А портфель экспортеров аж трещит от перспективных контрактов с десятками других стран, готовых выложить $20 - 22 млрд. Вроде бы радоваться надо: Россия прочно удерживает лидирующие позиции на мировом оружейном рынке, валят гигантские доходы в казну, заводы не стоят без дела, не пустуют рабочие места.

Но, с другой стороны, получается, что российская оборонка в поте лица крепит военную мощь иностранных государств, а наша армия в сравнении с «жирными» экспортными поставками получает крохи. Вот и в этом году войска должны были получить 9 истребителей. Получили 3. Был обещан 91 танк - имеем 31.

За последние 10 лет российские власти дважды пытались перевооружить армию - в 1996-м и 2001-м были приняты спецпрограммы. И обе провалились. По одной и той же банальной причине - не хватило денег. А в 2006-м появилась новая Госпрограмма вооружения на 2007 - 2015 годы. Под нее отвалили почти 5 трлн. рублей. Из них 4 трлн. - Министерству обороны. В пересчете на американскую валюту это примерно $160 млрд. Военное ведомство получило возможность тратить на боевую технику по $20 млрд. в год!

Плюс еще $10 млрд., которые идут на закупку и модернизацию вооружений из военного бюджета.

Что можно поставить в войска за такие деньжищи? Заглянем в «прайс-лист» нашей оборонки. Танк стоит $2 млн., боевая машина пехоты - $450 тыс., истребитель - $17 млн., вертолет - $8 млн., зенитно-ракетная система (типа С-400) - $60 млн., большой противолодочный корабль - $85 млн., дизельная подлодка - $110 млн., атомная подлодка - $1,5 млрд.

Казалось бы, при таком невиданно щедром финансировании военная техника должна плыть в войска тучными «косяками», как рыба на нерест. Только вот оказывается, что генералы до сих пор не смогли договориться с оборонщиками о правилах расчетов за продукцию.

Минобороны не устраивают законы рынка: оно требует от производителей, чтобы танк, заказанный в конце 2006 года по цене 42 млн. рублей за штуку, стоил столько же и в конце 2007-го, и в начале 2008-го (а он стоит уже 57 млн. рублей). Но военные заводы не хотят компенсировать за свой счет удорожание металла, электричества, труда рабочих. А государство приказать им пахать себе в убыток тоже не может. Но не хочет и возмещать разницу между старыми и новыми ценами.

Вот и получается, что оборонщикам куда выгоднее иметь дело не со своими покупателями, а с иностранными, которые выкладывают за ту же продукцию куда больше денег.