Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
КОНСУЛЬТАЦИИ9 января 2008 22:00

Как сдать неудачный подарок - компьютер?

Права потребителя с юристом Анной Добрюхой

В подарок на Новый год мама купила мне компьютер. Она предупредила продавцов, что не разбирается в технике, и просила подобрать вариант с хорошей видеокартой (как я сказал). Ей предложили ноутбук Apple Macintosh с якобы суперпростой операционной системой. Дома выяснилось, что не запускается ничего, предназначенное для обычных компьютеров с Windows, - ни игры, ни программы, и видеокарта стоит самая слабая в классе! Продавцы не предупредили, что это другой формат, требующий специального программного обеспечения. Сейчас, когда мы пытаемся сдать ноутбук, продавцы заявляют, что он исправен и возврату не подлежит. Что нам делать?

(По электронной почте.)

На вашей стороне - п. 3 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей»: если продавец был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара, то обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.

Таким образом, если мама предупреждала, что компьютер нужен для обычных, наиболее распространенных программ, игр и т. п., то ей должны были предоставить соответствующий вариант из имеющихся в продаже. Именно на это вам следует сейчас ссылаться в магазине.

Передайте продавцам письменную претензию. Укажите, что по закону в таких случаях на возврат денег отводится не более 10 дней (ст. 22 Закона «О защите прав потребителей»). Также отметьте, что если ваше законное требование не будет выполнено, то вы обратитесь с жалобой в соответствующие надзорные органы (в первую очередь в Роспотребнадзор).

! Обратите внимание: на практике может возникнуть сложность с подтверждением того, о чем ваша мама просила продавцов при выборе товара. Чаще всего в таких случаях используются свидетельские показания очевидцев, присутствовавших при совершении покупки.

Если у вас таких нет - не отчаивайтесь. Нередко продавцов убеждает вернуть деньги настойчивое, уверенное поведение покупателя в сочетании с грамотно составленной письменной претензией.

Что делать, если ботинки развалились после окончания гарантии?

В декабре я купил зимние ботинки. Сейчас стала отходить подошва. На товарном чеке написано, что гарантия действует 14 дней. Насколько это правомерно? Как мне быть?

Денис.

Срок действия гарантии производитель вправе определять по своему усмотрению, так что даже такой минимальный период - 14 дней - не нарушение.

! В то же время покупателям стоит помнить полезное правило: претензии можно предъявлять и после окончания гарантии, если недостатки товара обнаружены в разумный срок в пределах двух лет после приобретения (п. 5 ст. 19 Закона «О защите прав потребителей»).

Так что вы можете смело требовать возврата денег за некачественную обувь либо замены на новую пару, ссылаясь на указанный п. 5 ст. 19 и на ст. 18 Закона («Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»).

Имейте в виду: после окончания гарантии продавец вправе требовать, чтобы покупатель за свой счет провел экспертизу качества товара. Однако при подтверждении производственных недостатков (некачественный материал, нарушение технологии изготовления и т. п.) магазин обязан возместить покупателю расходы на экспертизу.

Пишите нам на почтовый адрес «КП» (с пометкой «Права потребителя») или на e-mail: dobruhak@kp.ru