В конце декабря 2007 года исследовательский центр портала SuperJob провел опрос среди 1500 жителей столицы. Спрашивали людей об их отношении к метро. И оказалось, что 63 процента едущих в подземке испытывают чуть ли не панический страх при одной лишь мысли о том, что надо спускаться в метро. Да и оставшиеся 37 процентов не сказать что с радостью вверяют себя бездушным лентам эскалаторов.
Ну и что делать? Публикуем составленный социологами рейтинг самых распространенных фобий пассажиров и способы борьбы с этими напастями.
Страх первый: «Затопчут»
Метро так перегружено, что в часы пик люди по полчаса идут к эскалатору какие-то 30 метров. Не дай бог кому-то плохо станет - затопчут...
Как бороться
Во-первых, надо знать часы пик: в метро они с 7 до 9 и с 17 до 20. Если есть возможность, лучше это время переждать.
Маленькая хитрость: перед тем как ступить на эскалатор, пропустите 2 - 3 ступеньки, тогда будете ехать не в толпе, а относительно свободно.
Учтите: обычно самая большая давка в первом и последнем вагонах. Старайтесь в них не соваться.
Совет психолога
Станислав КОЗЛОВСКИЙ, кандидат психологических наук, психологический факультет МГУ:
- Постарайтесь мысленно отгородиться от толпы, думайте не о своем страхе, а о чем-нибудь приятном.
КСТАТИ
В подземке опаснее всего шум
Безопасным для психики считается уровень шума до 60 децибелов. Если шум громче, подскакивает давление, повышается тонус мышц, человек напрягается... Так вот, уровень шума в вагоне метро - 80 - 90 децибелов! По данным столичного управления Роспотребнадзора, в часы пик шум на станциях «Павелецкая» и «ВДНХ» достигает 105 дБ, на «Краснопресненской» - 104 дБ.
ВОЗЬМИ НА ЗАМЕТКУ
Замечания, жалобы и предложения по работе подземки принимают операторы круглосуточной «горячей линии» столичного метрополитена по телефону (495) 937-99-97 для абонента «Метро». Если вы хотите получить на свою жалобу ответ, сообщите ваш телефон или адрес.
Страх второй: «Ограбят»
Постоянно приходится прижимать сумку к груди и одновременно контролировать карманы: того и гляди, обчистят...
Как бороться
Карманники чаще всего «работают» с пассажирами, которые читают стоя. Поэтому постарайтесь не подставляться: читайте либо сидя, либо прислонившись к двери. Сидя у дверей, не доставайте мобильник или КПК. Воришки очень любят вырывать их из рук прямо перед закрытием дверей и безнаказанно улепетывать, пока вы проклинаете судьбу в ушедшем вагоне. Всю технику - фотоаппарат, мобильный, КПК - прицепляйте металлической цепью: к ремню или руке. Цепь должна быть крепкой на рывок лишь до определенного предела: если за вещь дернет по-настоящему сильный человек, можно и без руки остаться. Не забывайте: в каждом вагоне есть кнопка экстренного вызова милиции. Случилось ЧП - жмите. Обязательно сообщайте о находящихся в вагоне агрессивно настроенных подвыпивших «товарищах». Совет психолога - Жертвами преступников как раз и становятся те, кто не соблюдает этих элементарных мер безопасности. Так что если вы примете эти советы к сведению, то бояться вам совершенно нечего. Страх третий: «Пристанут бомжи-попрошайки» Пьяные бомжи и попрошайки пристают к пассажирам в вагонах. Воняют, жутко выглядят, да еще и за руки все время хватают... Как бороться - Лучшее средство от попрошаек - не обращать на них внимания, - пояснили «Комсомолке» в УВД на Московском метрополитене. - И уж, конечно, не давать им денег. Пьяные бомжи чаще встречаются в поездах, курсирующих по Кольцевой. Поэтому если есть возможность ехать по радиальной ветке, на Кольцевую лишний раз лучше не переходить. Совет психолога - Если бомж встал рядом и ничего не просит - просто отойдите, чтобы не насиловать свою психику, не испытывать дискомфорт. А если деньги начинают буквально вымогать, не провоцируйте попрошайку. Чтобы он не подошел именно к вам, не встречайтесь с ним взглядом. И не лезьте в сумку, чтобы достать книгу или газету, когда в вагоне попрошайка, он наверняка расценит это как желание «помочь» и тут же бросится к вам. 9 - 10 млн. пассажиров ежедневно перевозит столичное метро, тогда как комфортно, без давки, в нем могут перемещаться не более 6,5 миллиона человек. Около 50 тыс. пассажиров столичного метро ежегодно обращаются к врачам. Чаще всего люди жалуются на повышенное давление, одышку, боли в сердце и головокружение. 370 человек забиваются в вагон столичной подземки. Иногда бывает и больше... 340 человек вместимость вагона метро. Страх четвертый: «Столкнут на рельсы» Страшно: подходишь к путям, а сзади толпа - и давят, и давят... Кто-нибудь, того и гляди, так и нырнет на рельсы. Ну или голову дверью прищемит - дурачком останешься... Как бороться В час пик старайтесь не подходить близко к краю платформы. Не заступайте за черту, которая тянется вдоль платформы. Если толпа все же вынесла вас к краю платформы, встаньте боком, а не лицом к рельсам. Тогда, получив толчок, вы имеете куда больше шансов устоять на ногах. Чтобы не ударило закрывающейся дверью, не надо «вбиваться» в переполненный вагон. Если слышите «Осторожно, двери закрываются», не пытайтесь заскочить внутрь. Совет психолога Галина СОЛДАТОВА, профессор психологии МГУ: - Спускаясь в метро, не отключайте сознание, как это часто делают многие люди. Дайте себе установку, что в любой момент может произойти что-то неожиданное. Не надо зевать! Часть вашего внимания должна тратиться на отслеживание ситуации. Страх пятый: «Заразят» На поручнях можно поймать кожную болячку, например чесоточного клеща. Или чихнет кто-нибудь в лицо - и здравствуй, больничная койка... Как бороться В 2006 году корреспонденты «Комсомолки» вместе с экологами специально спустились в подземку, чтобы выяснить, можно ли подцепить в метро какую-нибудь заразу (см. «КП» от 10 ноября 2006 г.). Можно успокоиться: никакого превышения допустимых норм приборы не зафиксировали. Подхватить заразу от поручней вагонов или перил эскалатора практически невозможно. Совет психолога - Если вы боитесь «поймать» в метро кожное заболевание, носите перчатки. Или без необходимости не беритесь за поручни. Если страх заразиться никак не удается победить, то это уже фобия, нужно обращаться к психотерапевту. Страх шестой: «Теракт» Как эффективно можно проверить поток людей в час пик?! Там бомбы сумками носить можно!.. Как бороться Безусловно, главное - быть бдительным. Нельзя игнорировать брошенные сумки или подозрительных граждан. Надо сразу обращаться к дежурному по станции, ближайшему милиционеру или, если вы в вагоне, связываться с машинистом. Совет психолога - Уберечь себя от теракта в метро невозможно. Относитесь к этой угрозе так же, как к возможности погибнуть, например в авиакатастрофе. Да, угроза есть, но вероятность, что жертвой окажетесь именно вы, согласитесь, ничтожно мала! Поэтому постарайтесь просто не думать об этом. КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА Практикующий психотерапевт Владислав Зверьков: - Да, действительно, общий психологический градус у людей в метро пониженный, депрессивный, с элементами напряженности и агрессии. Причин несколько. Во-первых, идет непрошеное вторжение в личное пространство человека, и это воспринимается с напряжением. Скученность людей в сочетании с ее неизбежностью - значительный фактор стресса. Во-вторых, обслуживание пассажиров в метро довольно агрессивно: это и угрюмые сотрудники, контролеры, милиционеры; это и угрожающие сообщения, напоминающие о повышенной опасности этого вида транспорта, по сути агрессивная звуковая (и нередко визуальная) реклама, насильственно вторгающаяся в души ничем не защищенных людей на тех же эскалаторах. Еще многие пассажиры или наслышаны, или становились свидетелями или даже жертвами конфликтов - заурядных перепалок, трагедий (падение на рельсы, травмирование на эскалаторе) и даже преступлений, например краж. Но при всем этом наше метро объективно самое красивое в мире! А страхи, которые с ним связаны, скорее лишь отражают общий эмоциональный настрой москвичей, устающих от жизни в мегаполисе. А В ЭТО ВРЕМЯ Чем мы дышим в метро Воздух в столичной подземке, увы, не чище, чем на улице. Многие воздухозаборники стоят около дорог, а значит, в метро попадают выхлопы авто, сажа, частички реагентов, которыми посыпают дороги, пыль. В странах Запада, как правило, воздух, подаваемый в метро, проходит через фильтры и обрабатывается ионизаторами воздуха. У нас такого пока нет. Поэтому на многих станциях, особенно в центре, концентрация диоксида азота и углекислого газа в 1,2 - 1,4 раза выше предельно допустимых норм. Но есть и хорошая новость! В ближайшие два года все станции столичного метро оборудуют ультрафиолетовыми обеззараживателями воздуха. Сейчас подобные устройства уже работают в переходе на станции «Павелецкая», а также на семи эскалаторах центральных станций. Новинка снижает риск распространения болезней, передающихся по воздуху. ВОПРОС ДНЯ А вас чем Москва пугает? Владимир ВОЙНОВИЧ, писатель: - Она меня удручает. Когда-то я очень любил Москву. А сейчас здесь сплошные пробки на улицах и сплошная давка в метро. Все время хочется сидеть дома и даже не выглядывать в окно. Станислав ГОВОРУХИН, депутат Госдумы, кинорежиссер: - Прежде всего тем, что растет семимильными шагами. Такими темпами недолго и до коллапса. Михаил ГРУШЕВСКИЙ, юморист: - Незадолго до Нового года нам с женой после долгого перерыва пришлось добираться до театра на метро. Тогда я понял, что в метро передвигаться ногами еще тяжелее, чем на машинах по дорогам. Но самое страшное - угодить в туннель во время пробки. Загазованность такая, что можно умереть. Окажись в такой ситуации Хичкок, думаю, он бы снял еще один шедевр. Юлия ЛАТЫНИНА, писательница: - Меня пугает тем, что Москва представляет собой классическую зримую иллюстрацию того, чем кончается коррупция, связанная с точечной застройкой. Если так пойдет дальше, дороги встанут, света на все дома не хватит, а вода не будет подниматься выше третьего этажа. Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства: - Я тоже боюсь ездить в метро. Там возникает физическая боязнь того, что тебя просто сомнут! Вторая страшная вещь московского метро - бомжовская вонь. В целом условия перевоза в общественном транспорте унизительны. Наполнение салона - 11 человек на квадратный метр свободной площади пола! Михаил ДЕЛЯГИН, экономист: - Боятся ездить в метро, по-моему, в основном женщины среднего класса, пользующиеся машиной более трех лет. Я лично принудительно спускаюсь в метро раз в неделю. Но в час пик бывают опасения, что может порваться лента эскалатора. Больше всего я боюсь аварий на дорогах и немотивированной агрессии. В том числе этнической и со стороны милиционеров. Это невозможно предвидеть и уклониться тоже сложно. Илья ОЛЕЙНИКОВ, соведущий телепередачи «Городок»: - Только пробками. Больше ничем. Крошка Гу, читатель сайта KP.RU, Москва: - Огромным количеством собачьих отходов везде и всюду! Снега сейчас нет, и все газоны усеяны ужасными кучами! Противно! Когда уже начнут брать штрафы с владельцев собак?
Карманники чаще всего «работают» с пассажирами, которые читают стоя. Поэтому постарайтесь не подставляться: читайте либо сидя, либо прислонившись к двери.
Сидя у дверей, не доставайте мобильник или КПК. Воришки очень любят вырывать их из рук прямо перед закрытием дверей и безнаказанно улепетывать, пока вы проклинаете судьбу в ушедшем вагоне.
Всю технику - фотоаппарат, мобильный, КПК - прицепляйте металлической цепью: к ремню или руке. Цепь должна быть крепкой на рывок лишь до определенного предела: если за вещь дернет по-настоящему сильный человек, можно и без руки остаться.
Не забывайте: в каждом вагоне есть кнопка экстренного вызова милиции. Случилось ЧП - жмите. Обязательно сообщайте о находящихся в вагоне агрессивно настроенных подвыпивших «товарищах».
Совет психолога
- Жертвами преступников как раз и становятся те, кто не соблюдает этих элементарных мер безопасности. Так что если вы примете эти советы к сведению, то бояться вам совершенно нечего.
Страх третий: «Пристанут бомжи-попрошайки»
Пьяные бомжи и попрошайки пристают к пассажирам в вагонах. Воняют, жутко выглядят, да еще и за руки все время хватают...
Как бороться
- Лучшее средство от попрошаек - не обращать на них внимания, - пояснили «Комсомолке» в УВД на Московском метрополитене. - И уж, конечно, не давать им денег. Пьяные бомжи чаще встречаются в поездах, курсирующих по Кольцевой. Поэтому если есть возможность ехать по радиальной ветке, на Кольцевую лишний раз лучше не переходить.
Совет психолога
- Если бомж встал рядом и ничего не просит - просто отойдите, чтобы не насиловать свою психику, не испытывать дискомфорт. А если деньги начинают буквально вымогать, не провоцируйте попрошайку. Чтобы он не подошел именно к вам, не встречайтесь с ним взглядом. И не лезьте в сумку, чтобы достать книгу или газету, когда в вагоне попрошайка, он наверняка расценит это как желание «помочь» и тут же бросится к вам.
9 - 10 млн. пассажиров ежедневно перевозит столичное метро, тогда как комфортно, без давки, в нем могут перемещаться не более 6,5 миллиона человек.
Около 50 тыс. пассажиров столичного метро ежегодно обращаются к врачам. Чаще всего люди жалуются на повышенное давление, одышку, боли в сердце и головокружение.
370 человек забиваются в вагон столичной подземки. Иногда бывает и больше...
340 человек вместимость вагона метро.
Страх четвертый: «Столкнут на рельсы»
Страшно: подходишь к путям, а сзади толпа - и давят, и давят... Кто-нибудь, того и гляди, так и нырнет на рельсы. Ну или голову дверью прищемит - дурачком останешься...
Как бороться
В час пик старайтесь не подходить близко к краю платформы. Не заступайте за черту, которая тянется вдоль платформы.
Если толпа все же вынесла вас к краю платформы, встаньте боком, а не лицом к рельсам. Тогда, получив толчок, вы имеете куда больше шансов устоять на ногах.
Чтобы не ударило закрывающейся дверью, не надо «вбиваться» в переполненный вагон. Если слышите «Осторожно, двери закрываются», не пытайтесь заскочить внутрь.
Совет психолога
Галина СОЛДАТОВА, профессор психологии МГУ:
- Спускаясь в метро, не отключайте сознание, как это часто делают многие люди. Дайте себе установку, что в любой момент может произойти что-то неожиданное. Не надо зевать! Часть вашего внимания должна тратиться на отслеживание ситуации.
Страх пятый: «Заразят»
На поручнях можно поймать кожную болячку, например чесоточного клеща. Или чихнет кто-нибудь в лицо - и здравствуй, больничная койка...
Как бороться
В 2006 году корреспонденты «Комсомолки» вместе с экологами специально спустились в подземку, чтобы выяснить, можно ли подцепить в метро какую-нибудь заразу (см. «КП» от 10 ноября 2006 г.). Можно успокоиться: никакого превышения допустимых норм приборы не зафиксировали. Подхватить заразу от поручней вагонов или перил эскалатора практически невозможно.
Совет психолога
- Если вы боитесь «поймать» в метро кожное заболевание, носите перчатки. Или без необходимости не беритесь за поручни. Если страх заразиться никак не удается победить, то это уже фобия, нужно обращаться к психотерапевту.
Страх шестой: «Теракт»
Как эффективно можно проверить поток людей в час пик?! Там бомбы сумками носить можно!..
Как бороться
Безусловно, главное - быть бдительным. Нельзя игнорировать брошенные сумки или подозрительных граждан. Надо сразу обращаться к дежурному по станции, ближайшему милиционеру или, если вы в вагоне, связываться с машинистом.
Совет психолога
- Уберечь себя от теракта в метро невозможно. Относитесь к этой угрозе так же, как к возможности погибнуть, например в авиакатастрофе. Да, угроза есть, но вероятность, что жертвой окажетесь именно вы, согласитесь, ничтожно мала! Поэтому постарайтесь просто не думать об этом.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Практикующий психотерапевт Владислав Зверьков:
- Да, действительно, общий психологический градус у людей в метро пониженный, депрессивный, с элементами напряженности и агрессии. Причин несколько. Во-первых, идет непрошеное вторжение в личное пространство человека, и это воспринимается с напряжением. Скученность людей в сочетании с ее неизбежностью - значительный фактор стресса.
Во-вторых, обслуживание пассажиров в метро довольно агрессивно: это и угрюмые сотрудники, контролеры, милиционеры; это и угрожающие сообщения, напоминающие о повышенной опасности этого вида транспорта, по сути агрессивная звуковая (и нередко визуальная) реклама, насильственно вторгающаяся в души ничем не защищенных людей на тех же эскалаторах.
Еще многие пассажиры или наслышаны, или становились свидетелями или даже жертвами конфликтов - заурядных перепалок, трагедий (падение на рельсы, травмирование на эскалаторе) и даже преступлений, например краж. Но при всем этом наше метро объективно самое красивое в мире! А страхи, которые с ним связаны, скорее лишь отражают общий эмоциональный настрой москвичей, устающих от жизни в мегаполисе.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Чем мы дышим в метро
Воздух в столичной подземке, увы, не чище, чем на улице. Многие воздухозаборники стоят около дорог, а значит, в метро попадают выхлопы авто, сажа, частички реагентов, которыми посыпают дороги, пыль. В странах Запада, как правило, воздух, подаваемый в метро, проходит через фильтры и обрабатывается ионизаторами воздуха. У нас такого пока нет. Поэтому на многих станциях, особенно в центре, концентрация диоксида азота и углекислого газа в 1,2 - 1,4 раза выше предельно допустимых норм.
Но есть и хорошая новость! В ближайшие два года все станции столичного метро оборудуют ультрафиолетовыми обеззараживателями воздуха. Сейчас подобные устройства уже работают в переходе на станции «Павелецкая», а также на семи эскалаторах центральных станций. Новинка снижает риск распространения болезней, передающихся по воздуху.
ВОПРОС ДНЯ
А вас чем Москва пугает?
Владимир ВОЙНОВИЧ, писатель:
- Она меня удручает. Когда-то я очень любил Москву. А сейчас здесь сплошные пробки на улицах и сплошная давка в метро. Все время хочется сидеть дома и даже не выглядывать в окно.
Станислав ГОВОРУХИН, депутат Госдумы, кинорежиссер:
- Прежде всего тем, что растет семимильными шагами. Такими темпами недолго и до коллапса.
Михаил ГРУШЕВСКИЙ, юморист:
- Незадолго до Нового года нам с женой после долгого перерыва пришлось добираться до театра на метро. Тогда я понял, что в метро передвигаться ногами еще тяжелее, чем на машинах по дорогам. Но самое страшное - угодить в туннель во время пробки. Загазованность такая, что можно умереть. Окажись в такой ситуации Хичкок, думаю, он бы снял еще один шедевр.
Юлия ЛАТЫНИНА, писательница:
- Меня пугает тем, что Москва представляет собой классическую зримую иллюстрацию того, чем кончается коррупция, связанная с точечной застройкой. Если так пойдет дальше, дороги встанут, света на все дома не хватит, а вода не будет подниматься выше третьего этажа.
Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:
- Я тоже боюсь ездить в метро. Там возникает физическая боязнь того, что тебя просто сомнут! Вторая страшная вещь московского метро - бомжовская вонь. В целом условия перевоза в общественном транспорте унизительны. Наполнение салона - 11 человек на квадратный метр свободной площади пола!
Михаил ДЕЛЯГИН, экономист:
- Боятся ездить в метро, по-моему, в основном женщины среднего класса, пользующиеся машиной более трех лет. Я лично принудительно спускаюсь в метро раз в неделю. Но в час пик бывают опасения, что может порваться лента эскалатора. Больше всего я боюсь аварий на дорогах и немотивированной агрессии. В том числе этнической и со стороны милиционеров. Это невозможно предвидеть и уклониться тоже сложно.
Илья ОЛЕЙНИКОВ, соведущий телепередачи «Городок»:
- Только пробками. Больше ничем.
Крошка Гу, читатель сайта KP.RU, Москва:
- Огромным количеством собачьих отходов везде и всюду! Снега сейчас нет, и все газоны усеяны ужасными кучами! Противно! Когда уже начнут брать штрафы с владельцев собак?