Премия Рунета-2020
Москва
+13°
Boom metrics
Общество21 апреля 2008 22:00

Такси в Москве дороже, чем в Париже!

Почему за 15-минутную поездку водитель требует 900 рублей?
Источник:kp.ru

- Але, мне нужно доехать от Павелецкого до Курского вокзала!

- 900 рублей.

- Девушка, вы в своем уме?! Там ехать-то минут 15!

- Такие тарифы. И не только у нас.

Такой диалог между клиентом и службой заказа такси - дело обычное. Мы решили разобраться, откуда возникают такие сумасшедшие цены и придет ли этому конец.

Европа отдыхает

Средняя цена поездки на такси в Европе - 1,1 - 1,2 евро (40 - 45 рублей) за километр. 60% машин - удобные и надежные «Мерседесы».

- В Европе и Америке цена поездки не зависит от марки машины, - пояснила «Комсомолке» исполнительный директор службы «Командир. Такси» Наталья НОВИКОВА. - «Форд» приедет или «Пежо» - не важно. В Москве же принципиальное значение имеет не только марка машины, но и год ее выпуска! Все от расслоения клиентов: многие просто не сядут в пятилетний «Рено».

Поэтому тарифы тоже отличаются, как земля и небо. В большинстве фирм счетчик начинает крутиться только после получаса езды, но... Можно ехать 15 минут, а слупят сразу как за полчаса - 300-400 рублей минимум. В некоторых фирмах самой короткой поездкой почему-то и вовсе считается часовая. И минимальная оплата - от 1000 - 1200 рублей! Откуда такие цены?

- У нас слабо развито такси эконом-класса, - поясняет Юлия ЕФИМОВА, зам. директора фирмы «Такси 956». - Большинство перевозок на короткие расстояния осуществляют «бомбилы». В Москве сложилась ситуация, что такси работает практически только по вызову.

Как выяснилось, потребители услуг такси в Москве делятся на три категории. Самая большая - относительно небогатые горожане, которым «главное - доехать». Они-то и ездят либо на «бомбилах», либо - изредка - на такси эконом-класса. Эти клиенты никогда не спрашивают диспетчера, какая машина приедет на вызов. Вторая категория требует машины бизнес-класса вроде «Опель Вектра» или «Хендай Соната». Цена поездки на таких авто - от 700 до 1200 рублей за час, и меньше чем на час их, как правило, не взять. Третья категория - VIPы. Этим подавай «БМВ» 7-й серии, «Ауди А8», «Мерседес» S-класса. Час поездки - от 1200 рублей. Еще есть несколько фирм, предоставляющих машины представительского класса - вроде «Майбаха» или «Бентли». Минимальный заказ - три часа плюс час доставки. Цена за первый час - 70 - 80 тысяч рублей. За каждый последующий - еще 18 - 20 тысяч.

Рынок держат «бомбилы»

- Развитию рынка такси и снижению цен мешают «бомбилы», - уверен исполнительный директор Московского транспортного союза Юрий СВЕШНИКОВ. - Они демпингуют, предоставляя некачественные и даже небезопасные услуги. Если такси, как правило, иномарки, причем нестарые, то «бомбила» может купить за гроши «копейку» и ездить на ней, пока не рассыплется, а потом сбросить в овраг. «Бомбилы» не платят налоги, не следят за машинами, у них нет диспетчеров, докторов - для проверки состояния здоровья перед рейсом, нет автомехаников... Ничего нет. Зато и себестоимость услуг крайне низкая.

Одна из причин дороговизны столичного такси в том, что таксист, как правило, не имеет своей машины, а берет ее в аренду. Средняя стоимость аренды - 1000 - 1200 рублей в сутки (столько таксист отстегивает фирме). Плюс 15 - 20% стоимости заказа он отдает диспетчерам. Плюс платит за бензин и ремонт автомобиля.

Впрочем, не все так просто. Некоторые «бомбилы» в Москве организовались в самую настоящую мафию. У таких есть и диспетчеры, и «крыша».

Курская битва

Битва с «бомбилами» идет давно. Но безуспешно. Самые крутые разборки случались в 2003 - 2005 годах на Курском вокзале. Здесь легальные и нелегальные таксисты устраивали настоящие побоища - с обрезами, бейсбольными битами, разбиванием лобовых стекол и переворачиванием машин. В драках участвовали по 70 - 80 человек. Победили нелегалы. Сейчас клиентов прямо на перроне хватают они, а таксисты жмутся перед вокзалом.

В «Шереметьево-1» победили таксисты легальные. Победа далась дорого. В том же 2005 году был застрелен директор такси-фирмы «Москэб» Феликс Нейман. До этого пали от пуль руководители лобненского такси, имевшие стоянки у «Шереметьево-2».

Площадь у трех вокзалов удалось поделить мирно. Легальные таксисты здесь ждут клиентов в машинах, а «бомбилы» хватают на перронах.

По словам самих «бомбил», они платят милиции. Средняя дневная такса за возможность работать на московском вокзале - 500 рублей. Так или нет - судить не беремся. Но сам факт, что непонятные мужики, явно не встречающие родственников с поезда, хватают тебя за рукав уже на перроне, заставляет задуматься...

«Мы налоги платим «братве»

«Услуги такси. Круглосуточно». И номер мобильного телефона. Таких объявлений полно в любой газете. Нет ни названий, ни номеров лицензий. Это - «левые» диспетчеры. Они регистрируются как «информационно-консультационная компания». А то и совсем не регистрируются. У таких нет ни таксопарка, ни водителей. Они лишь дежурят на телефоне, принимают заказы и сбрасывают их «бомбилам». А потом берут по 10 - 20% от суммы заказа. По одному из таких телефонов я позвонил. На вызов приехала, как ни странно, не разбитая «шестерка», а новенький «Опель Зафира».

И за рулем был не привычный «шахид», а интеллигентный русский мужчина средних лет.

- Час - 400 рублей, - пояснил водитель, представившийся Николаем. Сам он, как выяснилось, из Пензы. Живет и «бомбит» в Москве уже шесть лет.

- Нормальные «бомбилы» уже давно работают через диспетчера или дежурят на «точках», - говорит Николай. - Я раньше из «Домодедово» людей возил. Все наши там подольским ребятам платят. Ну да - «братве». Кто дежурит в «Шереметьево» - платит красногорским или солнцевским. А сейчас я человек свободный - только диспетчеру отстегиваю. А он не жадный: 80 рублей за час работы по каждому заказу. Можно, конечно, никому не платить и ездить наобум, но тогда ни у вокзала, ни у торгового центра просто так клиента не добудешь. В лучшем случае колеса проколют. Все людные места давно поделены!

Нелегалов прижучат?

Чтобы выдавить «бомбил» с рынка, столичные власти придумали Закон «О такси в городе Москве». Он успешно прошел два чтения в гордуме, в мае ожидается третье. Если закон примут, в столице появится брэнд «Московское городское такси». Все фирмы, которые войдут в реестр перевозчиков и смогут действовать под этим брэндом, получат налоговые льготы.

- Еще будут созданы специальные городские стоянки такси, которыми смогут пользоваться только водители из реестра, - поясняет Юрий Свешников. - Кстати, в реестр при желании смогут войти и сами бывшие «бомбилы». Достаточно только соблюсти несколько правил:

* встать на налоговый учет;

* ездить на машинах с двигателем стандарта не ниже «Евро 2»;

* сдать экзамен на знание Москвы;

* доказать нормальное владение русским языком.

- Если закон примут, легальные таксисты окажутся в привилегированном положении, - уверена Наталья Новикова. - Возможно, выравняются тарифы, и такси станут доступнее.

А нелегалов хотят запугать штрафами в 10 - 25 МРОТ (1000 - 2500 рублей) и насылать на них милицию - Управление по борьбе с экономическими преступлениями. Но те не унывают.

- Ничего не изменится! - уверен «бомбила» Николай. - Большинство наших - лимита, как я. Даже регистрации нет и на машине по доверенности ездим. Какая легальность, какой налоговый учет? Да и зачем? Деньги, что ли, лишние?

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

По данным НИИ автомобильного транспорта, экономически обоснованная норма - 2 - 3 такси на 1000 жителей мегаполиса. По этой норме столице необходимо до 25 тысяч такси.

В столице действует более 300 легальных такси-фирм с парком более 9000 автомобилей.

По данным Московского транспортного союза, по улицам Москвы ежедневно ездят около 40 тысяч «бомбил».

КОММЕНТАРИИ ...

...ЭКОНОМИСТА

Налицо сговор фирм Евгений ГОНТМАХЕР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:

- Я уверен, что имеет место сговор такси-фирм - держать цены на определенном уровне. Если кто-то попытается их снизить - просто убьют! Вторая причина - традиционная наглость московских таксистов. В Штатах ты платишь по счетчику, а у наших принято, еще не посадив пассажира в машину, торговаться, набивая цену.

Причина низких цен на такси в странах Запада - развитость общественного транспорта. В Нью-Йорке и Париже, например, метро очень развито, станции есть повсюду, в поездах чисто, преступность удалось искоренить. Ездить в метро и автобусах там вполне комфортно, поэтому ими пользуются даже богатые бизнесмены. Общественный транспорт - реальный конкурент такси, поэтому таксисты вынуждены снижать цены.

...ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

Дорого, потому что нет конкуренции Михаил ЗЫКОВ, член Общественного совета организации предпринимателей «ОПОРА России»:

- Такси в Москве дорогое, потому что все выгодные точки - вокзалы, аэропорты, центральные улицы - поделены. От Центрального телеграфа вы меньше чем за 100 долларов на такси не уедете! Конкуренции, разных по цене предложений, просто нет. А если кто-то захочет возить с прибыльного места дешевле - тут же появится прикормленный чиновник или милиционер и бизнес укоротит. При этом сверхприбылей такси-фирмы не имеют. Их расходы тоже велики, в том числе и на «крышу», которая позволяет работать, скажем, на каком-то вокзале в монопольном режиме.