Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+4°
Boom metrics
Общество15 мая 2008 22:00

Гей-скандал в Тамбове: Город лишили «хорошенького» мэра

Наш корреспондент попытался разобраться, за что на самом деле арестовали местного градоначальника

С тамбовским губернатором Олегом Бетиным мы говорили по-мужски, откровенно. Как натурал с натуралом...

- Я против извращений, - настаивал губернатор. - Принципы православия должны быть незыблемы. Люди, занимающиеся публичной политикой, обязаны быть высоконравственными. А Косенков бросил тень на власть. На всю российскую власть в целом!

Эта страшная мысль явно не давала Бетину покоя.

- Надо чистить это... (красивое слово рвалось из губернатора, но приличный синоним был все-таки найден) поганое гнездо! Я об этом уже официально заявил. И центральные СМИ, кстати, тоже пора почистить (Бетин внимательно посмотрел на меня). «Голубых»-то у вас полно!

Я растерянно пожал плечами.

- Есть сайт геев и лесбиянок, - вдруг улыбнулся губернатор. - Знаю, после моего выступления о Косенкове они сильно на меня рассердились...

- Но толерантность... - у дверей вдруг вспоминаю я.

- Что?! - вспыхнул Бетин и как-то недобро зашагал ко мне через весь просторный губернаторский кабинет. - Толерантность?! К черту! Гомиков надо рвать. И по ветру бросать их куски!

- Точно! На куски! - поддакнул я губернатору. И мы с чувством пожали друг другу руки. У нас, суровых российских гетеросексуалов, так уж принято: в вопросах педерастии блюсти единодушие и не допускать никакого либерализма!

Глядел на раздраженного губернатора Тамбовской области, грозившего «голубым» беспощадной войной, и ошалело думал: да что же здесь, в бедном Тамбове, такое творится!

Как мэра «окружение засасывало»

История с арестом главы города Тамбова Максима Косенкова, которого обвинили в похищении своего бывшего любовника, конечно, потрясала воображение. «КП» подробно писала о версии следствия - как 20-летний украинский гражданин - некто Виталий Бабия - бросил любовника-мэра и уехал к своей девушке в Москву, как водитель и охранник Косенкова ловят паренька на Цветном бульваре и силой усаживают в машину. Как увозят его обратно в Тамбов и держат в плену несколько дней в доме градоначальника...

Поразительно, что все эти страсти происходят не в какой-нибудь опустившейся Голландии или окаянном Сан-Франциско. «Голубая» мелодрама разыгралась в брутально-пацанском Тамбове, где геи должны быть настолько глубоко законспирированы, насколько им хочется жить.

И тут на тебе - мэр Тамбова вроде бы как... Кхе-кхе! И весь город, как ни странно, был в курсе. Даже подхихикивал: «Не завязывай шнурков, если рядом Косенков!»

Перед командировкой в Тамбов я на одном из «голубых» интернет-блогов (спокойно - мой интерес был чисто профессиональный) нашел вот такой прошлогодний диалог московских геев:

Колбасик

- А я в Тамбове!

Даня

- О боже! Ну и как там?

Колбасик

- Мэр Тамбова - гей!

Даня

- Да?! Откуда ты знаешь?

Колбасик

- Это всем известно. Неоднократно был замечен. В ночных клубах и ресторанах. Тут все об этом спокойно говорят... А что тут такого?

merryboy

- Какой чудесный мэр, да еще и гей... Прям в Тамбов захотелось! Очень в моем вкусе товарищ - хорошенький. Не усну теперь!

goodwin25

- Представил себя супругой мэра Тамбова?

Но ехал я в этот прославленный город вовсе не за этим. Выяснять, гей Косенков или нет и каким способом мэр имеет своих горожан, мне решительно не хотелось! Даже после разговора с губернатором... Не просто противно. Глупо как-то...

Меня озадачивало другое. Уже из-за решетки Косенков вдруг заявил, что накануне ареста встречался с некими кремлевскими высокопоставленными лицами. И что из-за претензий мэра на губернаторство он и оказался за решеткой. Ему мало кто поверил, но тамбовский губернатор неожиданно ответил уж очень эмоциональной пресс-конференцией. Назвав слова мэра чушью, Бетин заявил, что зачистит «гадюшник» мэра.

«Я имел в виду окружение Косенкова, которое довело его до такой жизни. Какой поп, такой и приход!» - объяснит потом в интервью «КП» губернатор.

- Вы хотите сказать, что мэра окружали гомосексуалисты? - прямо спросил я.

- Да, - кивнул губернатор. - Есть там все. Кураторы, поддержка...

Но врагов тамбовской нравственности не выдал.

- Когда-то Максим был другим человеком! - вздохнул Бетин. - Внимательным, предупредительным... Все изменения происходили постепенно. Он набрал людей по мотивам личной преданности. В конце прошлого года я говорил с ним о его отставке. Он умолял, говорил, что исправится. Но окружение засасывало...

Получалось какое-то безумие! Неужели в российской вертикали власти вместо привычного антагонизма - «силовики - либералы» наклевывалась новая разновидность чиновничьей грызни - «геи - натуралы»?!

Мелькнул призрак всероссийского гей-парада на Красной площади...

«А вот этого не может быть!» - твердо решил я.

Как назло, в аэропорту меня встречали небесно-голубые буквы «Тамбов» и городской герб того же забавного цвета. На газонах цвели тюльпаны, на деревьях висели радужные шарики.

Для Черноземья город вообще-то выглядел очень даже гламурно. Клумбы, новые детские площадки, чистые улицы. И хотя этот коммунальный макияж соседствовал с разбитыми дорогами и тротуарами, заботливая рука мэра чувствовалась.

Как едко писала одна из местных газет (журналиста, говорят, за эту ядовитость тут же уволили): «Наш город стал чище и красивее благодаря тому, что в нашем мэре преобладает женское начало».

Но теперь для тамбовцев настали нервные времена. Из-за позорной шумихи вокруг ареста Косенкова город напоминал рабочего Челябинского трубопрокатного завода, которого застукали в объятиях фрезеровщика Ивана Дулина.

- Стыдно-то как, - вздыхает местный таксист. - Мне друзья-сволочи из других городов обзвонились, смеются: «Мы-то думали, что ты тамбовский волк, а ты, оказывается, противный!»

И вместо ожидаемой брани в адрес мэра-баловника вдруг...

- А Максима жаль - подставили его!

И так на тамбовских улицах говорят почти все. Фраза «Максимка хороший - его подставили» здесь стала почти диссидентским лозунгом. Более того, Тамбов сразил меня европейской толерантностью. В отличие от губернатора горожан личная жизнь мэра решительно не волновала.

- А нам по... какого он цвета! - хмурятся местные мужики. - Главное, он мэр хороший. Пишешь жалобу - крыша течет, воды нет или еще что, проблему решал мгновенно. Да такого мэра у нас отродясь не было! У него рейтинг, как у Путина (социологи, кстати, это подтверждают. - В. В.). За это и опозорили мужика!

Версия народная - подставили

Когда я погружался в удивительный мир тамбовского чиновничьего серпентария, мне поначалу многое напоминало... Архангельск. Там сверхпопулярный мэр Донской, как известно, угодил за решетку, в пух и прах рассорившись с губернатором. Причем причина была банальная - бойкий архангельский мэр метил на губернаторское кресло. Но в подковерной схватке проиграл, может, потому и попал в тюрьму по несуразной статье - «подделка диплома».

Но в Тамбове все оказалось намного сложнее. Ну хотя бы потому, что мэров в городе... два.

Столь хитрая система власти случилась из-за федерального эксперимента, который проходит здесь обкатку. Официального главу города в Тамбове избирают депутаты, чтобы тот в ранге главы города возглавлял городскую Думу. А вот с постом реального градоначальника здесь поступают еще более продвинуто. На эту должность назначается «сити-менеджер», который нанимается по контракту. Первым «контрактником» в 2005 году и оказался 30-летний Максим Косенков, который, таким образом, стал самым юным мэром России.

И это, кстати, не самое любопытное в феерической биографии Косенкова. Судите сами. Еще будучи школьником, он обучается в Институте парламентской культуры при Политологическом институте в Санкт-Петербурге. Затем - Северозападная академия государственной службы...

«Тогда он познакомился с Собчаком, - вспоминает дедушка Косенкова Владимир Васильевич, которого я обнаружил в родном дворе мэра греющимся на лавочке под весенним солнцем. - И ему, 18-летнему пацану, предложили пост в питерском Комитете по делам молодежи. Но мы решили - рано ему еще по столицам разъезжать...»

И Косенков вернулся в Тамбов. Но как! В 19 лет Максим - сотрудник мэрии. В 20 - начальник отдела. В 21 - председатель комитета. В 22 - начальник аппарата мэрии. В 25 - вице-мэр Тамбова. В 29 - вице-губернатор области(!). В 30 - мэр Тамбова.

Ну а если к этому добавить, что Косенкова во времена невинной юности сам Борис Ельцин назначил главой «потешного» молодежного правительства, биография становится вовсе пугающей.

Среди местных чиновников, разумеется, поползли грязные слухи о «кураторах Максима». Но горожане переиначили их по-своему. С сочувствием к мэру.

«Сначала они (упоминаются, кстати, достаточно известные в Тамбове имена. - В. В.) испортили Максима, а стал мешать - опозорили!» - ворчат тамбовцы, в большинстве своем областную власть явно недолюбливающие.

Местные политологи говорят об этой скользкой теме более осторожно.

«Разумеется, в Тамбове нет никакой «голубой» мафии! - усмехается заместитель председателя совета областной Общественной палаты, доктор политических наук Владимир Пеньков. - Думаю, губернатор со своими проклятиями в адрес гомосексуалистов просто не совладал с нервами. Он чувствует себя преданным - эта ситуация рикошетом бьет по нему. А город у нас маленький - все все знают... В профессиональном окружении Косенкова работали преимущественно женщины, а замы у Максима - опытные хозяйственники с отличной репутацией...

(Любопытно, что эти самые «хозяйственники» так и не решились прокомментировать слова губернатора о «гадюшнике» - не рискнули даже ради защиты своей «отличной репутации». - В. В.)

«Но я уверен, что не всегда кадровые решения насчет Косенкова принимались только в Тамбове, - неожиданно заметил Пеньков. - Его двигали по классической советской системе: если ты не был нигде первым лицом, дальнейшего роста у тебя не будет. Возможно, поэтому Косенков с поста вице-губернатора и перешел в мэрию. С прицелом на будущее...»

По одной из версий, именно эта закулисная поддержка развратила Косенкова окончательно. И он потерял всякую осторожность...

Хотя сначала все выглядело благопристойно. До «лозунга» губернатора «Надо рвать гомиков!» еще три безоблачных года. Лоббирует назначение Косенкова именно губернатор Бетин.

А юный мэр рьяно берется за обустройство города - строит детские площадки, асфальтирует улицы... Правда, скоро стало заметно - Косенков старательно копит политические очки. Причем с детской непосредственностью. На улицах появились плакаты с его обращениями к горожанам держать город в чистоте, во время городских праздников от имени мэра старикам раздаются шоколадки. Мэр старательно светился в прессе и на телеэкранах, пользуясь любым поводом.

«С Косенковым начало твориться что-то странное, - вспоминают в его окружении. - Иногда он просто исчезал. Позволял себе экстравагантные поступки. Например, он запросто прерывал официальное мероприятие, включал телевизор и любовался своим очередным телеинтервью».

Но, к особому раздражению областных властей, победу над алчными транспортниками (они пытались поднять стоимость проезда по городу в полтора раза) местная пресса приписала исключительно мэру... Скоро социологические опросы показали, что рейтинг Косенкова уже атакует планку в 80 процентов.

«Мне тут говорят, что из меня бы вышел неплохой губернатор, - похвастался как-то Косенков в узком кругу...»

«Ему в уши нажужжали, что он великий, - недовольно морщится губернатор Бетин. - И он поверил в это! Бывало, начальники управления областной администрации не могли его найти. Он, сити-менеджер, часами не отвечал на звонки! Владыка как-то в сердцах про него сказал: «Неправославный он человек!»

Но именно тогда в тихом Тамбове стали происходить необычайные вещи. Например, к мэрии вдруг пришли «студенты» протестовать против разворовывания мэром средств на нацпроекты. Как потом выяснилось, это были люди из... Москвы. Точнее - из московского молодежного движения «Россия молодая».

«Примерно за сутки нам сказали, что акция будет проводиться в Тамбове против мэра города, - рассказал потом в интервью одному из российских журналов бывший участник движения Роман Садыхов. - Приехали. Выбрали тему: мол, он не выполняет нацпроекты. Как сказали нам организаторы, в городе после этого начнется какое-то шевеление со стороны администрации...»

Ничего себе шевеление...

Но чем дальше, тем больше конспирологические версии становились сомнительными. Все, похоже, было намного проще. И вот почему.

Версия житейская - сам виноват

Тамбовской власти в любви всегда удивительно не везло.

Первый секретарь райкома партии Швындин, например, чуть не сел за совращение несовершеннолетней. Второй секретарь Владимир Нестеров вылетел из партии за попытку изнасилования коллеги прямо после сессии Верховного Совета РСФСР.

Местного «Макаренко» (его именем названа одна из гимназий) убили его же ученики, по стойким слухам, за растление мальчиков...

Но пришли «вегетарианские» времена - и толерантный Тамбов долго и незлобиво наблюдал за странной жизнью эффективного мэра. Градоначальник шалил в клубах (по слухам, иногда даже в женском платье), вокруг него роились странные типы...

«Я как-то смотрю концерт в честь Дня города, - хихикает соседка по особняку Косенкова (куда, по версии следствия, мэр заточил своего «сексуального раба»). - А в телевизоре крупным планом тот самый украинец, за которого Максима потом посадили! Сидит в первом ряду, рядышком с мэром... Ну как голубки! Я еще удивилась - смелый же парень, этот Косенков!

- То есть в плену мэр никого не держал?

- Да что вы! Они же два года душа в душу жили. Паренек этот сам через забор к мэру лазил, когда ключи терял! В выходные они снасти перебирали, на рыбалку ходили...

- Вот только этот любовник мэра мне никогда не нравился, - вздохнула женщина. - Сразу было видно - себе на уме. Весь в наколках, глаз хитрый... Похоже, использовал он Максима и уехал. А тот за ним. Это же дела семейные - при чем здесь милиция? Разве я не права?

Я не знал, что ответить.

«Толерантность? К черту!» - кричал во мне голос тамбовского губернатора. А с другой стороны...

Уверен, не зря прокуратура целую неделю не заявляла об аресте мэра. Возможно, в Москве также ломали голову - вытаскивать ли из этой идиотской истории самого молодого (а когда-то самого перспективного) мэра страны?

Кто пролоббировал решение «казнить» - уже не важно.

«Важнее, чему учит эта печальная история, - размышляет местный знаток элиты Пеньков. - Максим, конечно же, недозрел до мэра, и его слишком бурная карьера сломала ему психику. Но в российских регионах сейчас колоссальный кадровый голод. А кто за спиной у областных руководителей?

- Неужели за их спиной Косенков? - неудачно пошутил я.

И с грустью почувствовал себя безнадежным гомофобом.

P.S. В канун православной Пасхи в Тамбове на «оскверненный» пост мэра назначен Петр Черноиванов. Областные власти особо подчеркнули, что он православный и набожный семьянин.