Премия Рунета-2020
Саратов
+22°
Boom metrics
Общество23 мая 2008 10:00

Проверь себя на ЕГЭ по русскому языку!

Демонстрационный вариант 2008 года
Источник:kp.ru

Демонстрационный вариант ЕГЭ по русскому языку 2008 года

Часть 1

А1 В каком слове количество букв и звуков совпадает?

боюсь 2) пахать 3) каюта 4) съесть

А2В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

килОметр

кладОвая

отобралА

без инструктажА

А3 В каком предложении вместо слова ДИПЛОМАТ нужно употребить ДИПЛОМАНТ?

Леонида Ивановича считали настоящим ДИПЛОМАТОМ в общении в окружающими людьми.

Успех внешней политики государства во многом зависит от опыта и таланта ДИПЛОМАТОВ.

Ты говоришь как ДИПЛОМАТ, но дело не идет на лад.

ДИПЛОМАТЫ Московского конкурса артистов балета приняли участие в заключительном концерте.

А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова более пятиста человек инженеры

Наисложнейший в день именин

А5 Укажите грамматически правильное предложение предложения

Опасаясь, что среди русского дворянства распространится мода на дуэли,

они были строжайше запрещены Петром I

по указу Петра I запрещались не только поединки, но и публичные оскорбления.

Вышел указ Петра I о запрещении поединков.

Петр I запретил поединки специальным указом.

А6 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

Экономисты говорят о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет.

К числу достижений лаборатории следует отнести то, что в ней успешно завершен сложнейший научный эксперимент.

Если необходимые меры будут приняты, все закончится благополучно.

Последнее, на чем следует остановиться, - это композиця романа.

Прочитайте текст и выполните задания А7-А12

1)... (2) Вся другая информация (звуки,изображения) для обработки на компьютере должна быть преобразована в числовую форму. (3) Аналогичным образом на компьютере обрабатывается и текстовая информация: при вводе в компьютер каждая буква кодируется определенным числом, а при переводе на внешние устройства по этим числам строятся соответствующие изображения букв. (4) Это соответствие между набором букв и числами называется кодировкой символов. (5) Все числа в компьютере представляются с помощью нулей и единиц, а не десяти цифр, как это привычно для людей. (6) ... компьютеры обычно работаю в двоичной системе исчисления.

А7 Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Персональные компьютеры – это универсальные устройства для обработки информации.

Компьютер может обрабатывать только информацию, представленную в числовой форме.

Вся информация, предназначенная для долговременного пользования, хранится в файлах.

Информация в компьютере хранится в памяти или на различных носителях, например на гибких и жестких дисках.

А8 Какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

прежде всего,

Однако

Кроме того,

Иными словами,

А9 Какие слова являются грамматической основой во втором (2) предложении текста?

информация для обработки

информация должна

информация должна быть преобразована

информация преобразована

А10 Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

Сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

сложносочиненное

сложное бессоюзное

сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А11 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРЕОБРАЗОВАНА из второго (2) предложения текста.

действительное причастие

страдательное причастие

краткое прилагательное

деепричастие совершенного вида

А12 Укажите значение слова КОДИРУЕТСЯ в предложении 3.

воспроизводится в определенной последовательности

постоянно повторяется

записывается в виде текта

переводится из одной системы знаков в другую

А13 В каком слове есть суффикс -ЧИК-?

шкафчик

мячик

пончик

огурчик

А14 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В первых картинах И.Н.Никитина есть некоторая упрощё(1)ость: фигуры выхваче(2)ы из темноты неопределё(3)ого пространства лучом яркого света и существуют вне связи со средой.

1) 1 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

А15 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

спец..алист, р..комендация, изб..рательный

кр..терий, употр..бить, г..сударственный

т..рритория, оп..раться, предст..вление

мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

А16 В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?

пр..увеличивать, пр..одолеть, пр..града

бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать

о..далённый, на..треснутый, на..пиленный

из..мать, дез..нформация, от..граться

А17 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

догон..шь, озадач..вший

разбуд..шь, омыва..мый

беспоко..шься, подстред..нный

шепч..шься, расчист..вший

А18 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. претерп..вать

Б. привередл..вый

В. алюмини..вый

Г. успока..ваться

1) А,Б,Г 2) А,Б,В 3) В,Г 4) А,В

А19 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И?

Чем нравом кто дурней, тем более кричит и ропщет на людей: н(1) видит добрых он, куда н(2) обернется, а первый сам н(3) с кем н(4) уживется.

1) 1,2 2) 2 3) 2,3 4) 3,4

А20 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.

Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО)ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.

Страсть к чтению у Башкирцевой была ненастына, способность работать – громадная, ПРИ(ТОМ) пищей для ее ума были (КАК) БУДТО все предметы.

(ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккино.

А21 Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутсия в предложении:

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначила новый этап в развитии науки и техники.

1) 1 2) 2,4 3) 1,3 4) 1,4

А23 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Язык поэзии (1) как известно (2) не может быть обыкновенным, так как необыкновенен способ изъясняться ямбами, хореями. Поэтому поэзия – это (3) можно сказать (4) чудо претворения обыденного слова в слово поэтическое.

1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

А24 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

Индивидуальность писателя проявляется в предпочтении того или иного цветового эпитета.

Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.

Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

А25 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Музыка П.И.Чайковского волнует слушателей: композитор с мастерством психолога глубоко проникает в сложный и противоречивый внутренний мир человека и средствами своего искусства раскрывает духовно-эмоциональную жизнь людей.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию второй части.

Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Киеве на высокой горе на берегу Днепра установлен памятник (1) князю Владимиру (2) во времена княжения (3) которого (4) состоялось крещение Руси.

1) 1,2 2) 2 3) 3,4 4) 1,2,3,4

А27 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

По ночам к реке подвозили лес (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов.

1) 1,3,4 2) 1,4 3) 2,3 4) 1,2,3

А28 В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного преложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица.

Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину.

Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы.

Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

Прочитайте текст и выполните задания А29-А31;В1-В8; С1

Мы учились с Ним в одном классе во время войны в далеком волжском городе. (2) Он был третьегодник, я догнал Его в четвертом классе в 43-м году. (3) Я был тогда хил, ходил в телогрейке, огромных сапогах и темно-синих штанах, которые мне выделили по ордеру из американских подарков. (4) Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты. (5) Всё же я продолжал гордиться своими штанами: тогда не стыдились заплат. (6) Кроме того, я гордился трофейной авторучкой, которую мне прислала из действующей армии сестра. (7) Однако я недолго гордился авторучкой. (8) Он отобрал у меня ее. (9) Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. (10) И не только у меня, но и всего класса.

В школе нам каждый день выдавали завтраки – липкие булочки. (12) Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо. (13) Я, как и все, заворачивал булочку в тетрадный листок и клал в сумку.

(14) Его голубые глаза каждый день встречали меня за углом школы.

– Давай,-говорил Он, и я протягивал Ему свою булочку, на которой оставались вмятины от моих пальцев.

- Давай, - говорил он следующему, а рядом с Ним работали Лёка и Казак.

Я приходил домой, и мы с младшей сестрёнкой ждали тётю. (18) Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку. (19) Иногда она ничего не приносила.

(20) Однажды она сказала мне:

- Нина приносит завтраки, а ты нет. (21) Рустам приносит, и все ребята с того двора, а ты съедаешь сам.

(22) Я вышел во двор и сел на поломанную железную койку возле террасы. (23) В сером темнеющем небе над липами кружили грачи. (24) Чем питаются грачи? (25) Насекомыми, червяками, воздухом? (26) Им хорошо. (27) А может быть, у них тоже есть кто-нибудь такой, кто всё отбирает себе? (28) Низко над городом шли пикировщики. (29) Что будет со мной?

(30) Всю ночь тётя стирала. (31) Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.

(32) На следующий день за углом, сотрясаясь от отваги, я схватил Его за пуговицу и ударил. (33) Через несколько секунд я лежал в снегу, Казак сидел верхом на мне, а Лёка совал мне в рот мой же завтрак.

(34) – На, смелей,кусни!

(35) На другой день, когда кончился последний урок, я положил тетрадки в сумку и оглянулся. (36) Казак, Лёка и Он сидели вместе на одной парте и улыбались, глядя на меня. (37) По моему лицу они, видимо, поняли, что я снова буду отстаивать свои завтрак. (38) Будь что будет. (39) Пусть они меня бьют, я буду делать это каждый день.

(По В.П.Аксёнову)

А29 В каком предложении текста наиболее полно выражена мысль о том, что в преодолении бытовых трудностей военного времени мальчик увидел противостояние врагу?

Предложение 12: «Староста нес их наверх в большом блюде, а мы стояли на верхней площадке и смотрели, как к нам плывет из школьных недр это чудесное блюдо.»

Предложение 18: «Тётя возвращалась с базара и приносила буханку хлеба и картошку.»

Предложение 31: «Вода струилась за ширмой, плескала, булькала, Гитлер захлёбывался в мыльной воде, тётя давила его своими узловатыми руками.»

Предложение 4: «Штаны к тому времени я уже износил, и на заду у меня красовались две круглые, как очки, заплаты».

А30 Какой (-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 32-36?

рассуждение и повествование

повествование

описание и рассуждение

описание

А31 В каком из перечисленных предложений употребляются контекстные антонимы?

1 2) 11 3) 17 4) 21

Часть 2

Ответы нужно записывать словами

В1 Укажите способ образования слова ОТОБРАЛ (предложение 8).

В2 Из предложений 22-29 выпишите относительное местоимение

В3 Из предложения 33 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4 Среди предложений 22-29 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите его номер.

В5 Среди предложений 22-37 найдите предложения с обособленными обстоятельствами. Напишите номера этих предложений.

В6 Среди предложений 32-39 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным уступительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7 Среди предложений 6-12 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и лексических повторов. Напишите номер эого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29-А31, В1-В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов №1 справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8 «Масштабы Его власти описываются В.П. Аксёновым уже в самом начале текста. Прежде всего это выражается втом, что в тексте употребляется местоимение, заменяющее имя собственное. А в предложении 14 эффект достигается с помощью такого средства выразительности, как . Образ Его неотделим от фигур верных вассалов, которые следуют Ему во всем. Даже манера говорить у них общая: их реплики включают (предложения 15,34). при этом такое синтаксическое средство выразительности, как (предложения 15-16), подчёркивает повторяемость, отлаженность их действий... Тем значтельнее бесповоротное решение героя-рассказчика, которое выражает («будь что будет»)».

Список терминов:

риторическое обращение

книжная лексика

синтаксический параллелизм

глаголы в повелительном наклонении

эпитет

фразеологизм

антонимы

метонимия

риторический вопрос

Ответы:

Часть 1

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А1

1

А17

1

А2

3

А18

4

А3

4

А19

3

А4

1

А20

1

А5

4

А21

3

А6

1

А22

4

А7

2

А23

4

А8

4

А24

2

А9

3

А25

3

А10

1

А26

2

А11

2

А27

4

А12

4

А28

3

А13

1

А29

3

А14

2

А30

2

А15

4

А31

4

А16

1

Часть 2

№ задания

Ответ

В1

приставочный

В2

кто

В3

Сидел верхом

В4

26

В5

32, 36

В6

39

В7

7

В8

8,4,3,6

Критерии оценки: Задание В8 оценивается по шкале от 0 до 2 баллов. 2 балла – нет ошибок; 1 балл: допущена 1 ошибка; 0 баллов: допущены 2 и более ошибок