Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Политика9 июня 2008 22:00

Беларусь и Россия не могут снять кино о Брестской крепости

На создание картины выделено 11 миллионов долларов, но вокруг сценария и права на прокат картины идут нешуточные бои.

А идея была красивая - в день начала Великой Отечественной, 22 июня, два президента в 4 часа утра встречаются в героической цитадели, и с первым ударом колокола запускается работа над исторической картиной: "Хлопушка! Мотор!"

Для воплощения этой идеи еще в декабре 2007 года Совмин Союзного государства решил выделить 11 миллионов долларов. Белорусы уже внесли в союзный бюджет свои 4 миллиона (35% от общего бюджета). Но уже сейчас понятно, что 22 июня съемки фильма не начнутся, хотя его показ планировали к 65-летию освобождения. В чем же дело?

--Мы не можем начать работать, потому что пока не договорились, кому будет принадлежать картина, - ответил "Комсомолке" директор киностудии "Беларусьфильм" Владимир ЗАМЕТАЛИН. - Договор, который прислал нам председатель телерадиовещательной организации Союза Игорь Угольников, отбирает у "Беларусьфильма" права на прокат картины. Угольников предлагает нам… цитирую: «передать исключительные права…» Перечисление прав на двух с половиной страницах. Получается, что вложив в производство 4 миллиона долларов, мы не получим ни копейки от проката. Нам только заплатят за производство фильма «Брестская крепость», причем нашими же деньгами. По договору, правда, это почему-то всего 2,5 миллиона, вместо 4-х (!). Я не имею права подписать такой договор, хоть меня и считают человеком, который тормозит создание фильма.

- Кажется, таким образом киностудия потеряла права на фильм Михаила Пташука "В августе 1944-го"?

- Именно так. Сегодня права на этот фильм, снятый в Беларуси белорусским режиссером, принадлежат каналу НТВ, и прибыль от его проката получает канал НТВ. И ни копейки Беларусь! А все потому, что так был составлен договор. Права на прокат фильма получило некое ООО "Инвайс", принадлежащее жене депутата Российской Госдумы Владимира Семаги. Он помогал Михаилу Пташуку деньгами, когда их не хватало, чтобы доделать картину, и даже сам снялся в небольшой роли. "Инвайс" продало права НТВ и исчезло. Чтобы разобраться в этой детективной истории, пришлось заводить уголовное дело. Но факт остается фактом - «Беларусьфильм» не имеет прав на фильм «В августе 44-го».

- А какой договор подпишет киностудия?

- Договор, согласно которому, вложив 35 процентов в создание картины, мы будем иметь 35 процентов от проката. Даже если в картине один процент белорусского вклада, мы претендуем на один процент от проката. Именно так, и никак иначе, национальная киностудия работает сегодня. И мы уже зарабатываем миллионы рублей прибыли. В 2007 году экспорт белорусских картин увеличился в пять раз. Такие картины, как «Майор Ветров» и «В июне 41-го», окупились после первых же показов.

- Говорят, что вокруг сценария тоже разгорелись нешуточные страсти…

- …Хотя бы потому, что авторам сценария согласно смете надо заплатить 160 тысяч долларов. Но такие деньги можно заплатить, только если сценарий претендует на «Оскар» или Канны!

- А автор кто?

- Авторы первоначального сценария - Игорь Угольников и российский актер Владимир Еремин, вы его можете знать по ролям в сериалах. Но против этого сценария еще на стадии общественного обсуждения восстали ветераны. В нем основные защитники Брестской крепости - отряд чеченцев. Новый сценарий написал белорусский драматург Алексей Дударев. Но договор не подписан, сценарий не утвержден, а лето - сезон, когда, снимается кино, проходит. В процесс создания фильма вынужден был вмешаться даже президент Лукашенко, потому что вопрос очень серьезный.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Председатель телерадиовещательной организации Союза России и Беларуси Игорь УГОЛЬНИКОВ:

«Судьбу картины будем решать у Бородина!»

- Работа не начата, поскольку «Беларусьфильм» не подписал договор. 17 июня этот вопрос мы будет обсуждать у Павла Павловича Бородина. Но в любом случае 22 июня в Брестской крепости не прозвучит команда «Мотор!».

- «Беларусьфильм» отказывается подписывать договор, который лишает киностудию права на прокат картины...

- Я не буду давать интервью по телефону.