Премия Рунета-2020
Москва
+12°
Boom metrics
Общество23 июля 2008 22:00

Меняются люди и боги, но вечен ремонт на дороге

Корреспондент «КП» устроился на работу укладчиком асфальта [видео]
Источник:kp.ru
Работник спит - зарплата идет.

Работник спит - зарплата идет.

Фото: Александр БОЙКО

Чтобы узнать, почему в Москве постоянно перекапывают улицы, корреспондент «КП» устроился на работу укладчиком асфальта

По Москве сейчас ни пройти ни проехать! Чуть ли не на всех улицах и дорогах - бесконечная стройка. То асфальт меняют. То бордюры переставляют туда-сюда, хотя вроде бы недавно их же и устанавливали. Машины закипают в пробках... Чем вызван этот хронический ремонт? И почему дороги все равно лучше не становятся? Неужто и впрямь для строителей, как говорят в народе, главное - «освоить средства»? Корреспондент «КП» попытался это выяснить, устроившись укладчиком асфальта.

Асфальт кладем на пыль и крошки

Черт, горячо! Асфальт за несколько секунд нагревает пятки даже через подошвы кед. Я с лопатой и в оранжевом жилете. В метре проносятся машины. Воздух синий от выхлопов, дышать нечем. Мой напарник Ержан еще и курит. Как он не вырубится от недостатка кислорода?

В бригаде одни кавказцы и азиаты. Россиян на сезонную работу не заманишь. На меня смотрят настороженно. Устроиться сюда в разгар сезона нереально, места давно «зарезервированы». Рабсилу нанимают целыми бригадами. Но я вышел на несколько дней вместо знакомого таджика. Мы ровняем только что привезенный асфальт.

- Водитель в пробку попал, смесь остыла немножко. Бегом, мля, ровняйте, бегом! - покрикивает бригадир Саня.

Я единственный, кроме него, в бригаде русский, и Саня расщедривается на объяснение.

- Смесь эта - асфальтобетонная, должна быть +120 градусов. А сейчас она меньше сотни. Класть нельзя, по идее: асфальт весной может растрескаться. Но тогда всю машину выбрасывать. А это убытки. Так что будем кидать как есть.

Мы кладем остывающую смесь на волнистую, как стиральная доска, дорогу. С нее специальной машиной - фрезой - только что сняли старый асфальт. Эта щербатая дорога теперь называется «основание». Где-то мы успели сделать подгрунтовку - полить «основание» жидким битумом. А где-то просто кладем новый асфальт прямо на песок и крошки старого. Смесь-то остывает, торопиться надо!

- По-другому не успеваем, - поясняет потом бригадир. - И в дождь, бывает, приходится класть. Тогда асфальт потом очень быстро отслаивается, но это уже не моя проблема. Сегодня здесь работаю, завтра там. Бригадиры везде нужны!

Раскидав машину асфальта, садимся перекурить. Каток ровняет будущую дорогу. Он должен пройтись по свежему асфальту не меньше 10 раз, но Саня решает - и восьми хватит. Время - деньги.

Как надо экономить

Фреза тем временем снимает старый асфальт со следующего куска дороги. Толщина среза задается на компьютере - вся техника у нас - иномарки.

- Если нужно сэкономить, асфальтобетонную смесь срезаем на сантиметр или два меньше, чем надо, - поясняет мне словоохотливый бригадир. - Тогда слой свежего асфальта будет тоньше. Конечно, при проверке толщину нового асфальта легко установить. Но заказчик - кто нам деньги платит - может и глаза закрыть. Не задарма, конечно...

...Ох, тяжело-то как! Мы с Ержаном пытаемся свернуть с места бордюр. Он весит, наверное, килограммов 150.

- Саня, а че их менять, они же новые?!

- А мы все не меняем, только разбитые. Остальные просто поднимаем повыше, вместе с асфальтом. Хотя по бухгалтерии, может, меняем все.

Саня поясняет, что начальство его может «здорово зашибать» на стройматериалах.

- Видишь битумную эмульсию? Она по смете наверняка в два раза дороже стоит. А мы взяли подешевле и похуже, - прикуривает новую сигарету бригадир. А еще ее водичкой можно разбавить, как пиво. И щебень можно взять по разной цене, и асфальтобетон. На любой стройке воруют, иначе не бывает!

Работа насмарку

Ночь. Мы кладем асфальт при тусклом свете фонарей. Работники, если честно, из нас хреновые. Бригадир то и дело показывает, что и как нужно делать. 20 тысяч в месяц за такую тяжелую работу - смешные деньги, но начальству, как видно, проще сэкономить. На качестве. Ибо ждать его от моих коллег, приехавших из дальних аулов, не приходится. Бригадир, конечно, следит и матерится, заставляя исправлять «косяки», но за всеми не углядишь.

Заканчиваем около пяти утра. Ставим оградку, закрывая полосу для движения, и идем к метро. Точнее, все идут, а я бреду. Болят мыщцы, о существовании которых я даже не подозревал...

На следующий вечер бригадир бешено матерится.

- Эти уроды нашу ограду отодвинули и поехали! А асфальт-то не застыл! Теперь колея будет...

На черном, еще не высохшем асфальте - следы шин. Ну что за люди эти водители? Не могли два-три дня подождать?

- В Москве всегда так будет, - философствует Саня. - Наплевать людям друг на друга, торопятся все... А дорогу все равно через два-три года переделывать.

Ха, отличный подход! Халтурим, «экономим» материалы - все равно дорога одноразовая! Так выходит? Уволившись из бригады, я продолжил поиски ответа на свои вопросы в чиновничьих кабинетах.

Грязь вместо бетона

- Качество ремонта дорог за последние 10 лет улучшилось, - обнадежила меня начальник дорожной инспекции ОАТИ (Объединенной административно-технической инспекции Москвы) Елена ВОРОПАЕВА. - Почти 75% дорог ремонтируется с использованием современных материалов - щебеночно-мастичных смесей. Они дороже обычных, но держатся в два раза дольше.

Жизнь налаживается? Не совсем. Хваленые современные технологии не всегда соблюдаются. В этом году, например, в Северном округе инспекторы ОАТИ заставили переделывать плохо отремонтированную улицу Немчинова и Красностуденческий проезд. В Центральном округе - Большую Переяславскую, на Северо-Востоке - улицу Вешних Вод. Все переделки - за счет самих фирм. Плюс - штрафы, от 3 до 50 тысяч рублей.

Интересно, помогает? Сажусь с инспекторами в «Газель» - передвижную лабораторию ОАТИ. Едем проверять улицу Люблинскую. Здесь несколько дней назад положили асфальт. Он черный, еще без разметки. Наш водитель достает специальный прибор - керноотборник и... начинает бурить в асфальте «скважину»! Грохот заглушает шум машин. Водитель вырезает и достает из дороги цилиндрический кусок асфальта - керн. Потом - еще один, из другой полосы. Вдруг в одном месте асфальт хороший, а в другом - дрянь?

Везем керны в лабораторию ОАТИ на Таганской улице. Здесь асфальт прессом проверяют на прочность. Выясняют, сколько в нем битума, минеральной крошки и щебня. После проверки выясняется - все путем. Толщина асфальта - как в проекте прописано. Состав - как по ГОСТу положено. Но...

- Мы проводим лишь выборочные проверки, - поясняет Елена Воропаева. - К каждой дороге инспектора не поставишь. Основной контроль ведет заказчик - в каждой префектуре свой. И заказчик заинтересован, чтобы ремонт был качественным. Ведь если он сделан плохо, власти города больше не доверят заказчику распределять средства.

Заказчики, как правило, - это госучреждения при префектурах. Их много, несколько десятков.

Контроль контролем, но дорожники все равно умудряются ремонтировать как попало. В феврале этого года, например, специалисты ОАТИ сделали 47 проб грунтов из-под асфальта с московских улиц. И в четырех пробах вместо бетона и щебня нашли... грязь, песок и битый кирпич! Стоит ли удивляться, что асфальт быстро проваливается?

- Дорожники нередко дают взятки - как правило, тем, кто непосредственно контролирует ход работ - ведущему инженеру, начальнику отдела... Это и в советские времена было, и сейчас есть, - говорит профессор кафедры экономики дорожного хозяйства Московского автодорожного института Евгений ГАРМАНОВ. - В итоге при строительстве и щебень могут положить некачественный, и песок не чистый, а с глиной... Хотя в последние годы качество дорог стало получше! Все-таки новые технологии и западная техника спасают. А причина бесконечного ремонта проста...

80% дорог перегружены

- Мы постоянно чиним дороги, потому что они перегружены! - уверен профессор Гарманов. - Обычно капитальный ремонт дороги проводится через 12 - 15 лет, но в Москве его нужно делать через 4 - 5.

По данным московской ГИБДД, исчерпали свою пропускную способность 80% московских магистралей. Машин по ним проезжает в 2 - 4 раза больше, чем планировалось при строительстве. Дальше будет еще хуже. Уже сейчас, по данным тех же гаишников, в столице 3,8 миллиона автомобилей. Плюс до 400 тысяч ежедневно въезжают из Подмосковья. В конце года число машин в Москве, по прогнозу, достигнет 4 миллионов. Машин из Подмосковья тоже меньше не станет... Нагрузка на дороги вырастет, а значит, и разрушение пойдет активнее. Плюс Москва активно строится, и по дорогам вовсю ездят 20-тонные самосвалы со стройматериалами. И асфальт они разбивают - будь здоров!

Виноваты природа и... шипы на колесах

Еще одна причина разбитости дорог - глобальное потепление климата. Это анекдот? Нет.

- 30 оттепелей за зиму - это никуда не годится! - вздыхает профессор Гарманов. - Переход температуры через 0 градусов просто убивает дороги. При плюсовой температуре снег тает, вода попадает в трещину на асфальте. Ночью вода застывает, превращается в лед и трещину расширяет. И так - десятки раз. Что от дороги останется? В Европе и Америке, кстати, климат более «гуманный», и там дороги целее.

В середине февраля в Москве была именно такая «нулевая» погода. Всего за неделю, с 11 по 17-е, инспекторы ОАТИ обнаружили на дорогах 2844 ямы и выбоины!

Ученые и инспекторы ссылаются и на плохие московские грунты. Ведь под нами все перерыто: метро, подземные переходы, бомбоубежища. Неудивительно, что асфальт постоянно проваливается - даже если сделан отлично. Ему просто не на чем держаться!

А еще, по мнению Евгения Гарманова, наши дороги страдают от антигололедных материалов. «Химия» разрушает асфальт. Но ведь и без нее нельзя, иначе дорога - каток и быть аварии.

«Помогают» разрушаться дорогам и сами водители. В июле портал DRIVE.RU провел исследование и выяснил: каждый тридцатый московский водитель летом ездит на зимних шинах. Каждый сороковой - на шипах! А шипы быстро разрушают размякший на солнце асфальт.

Получается, в плохом состоянии дорог и бесконечном ремонте виноваты все и никто отдельно?

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Максим ЧУДИН, начальник управления ремонта дорог ГУП «Доринвест»:

- У нас, да и у всех заказчиков, всегда есть претензии к исполнителям работ. Причем ко всем! Ну, например, почти все они нарушают сроки. Асфальт холодный, бывает, кладут - штрафуем, заставляем переделывать. Случается, ловим на том, что толщина асфальтобетона у них меньше, чем по проекту. В последнее время настоящий бич - качество асфальтобетона. По документам он вроде нормальный, все сертификаты есть, а положили - на нем битумные пятна, как проплешины, вылезают. А они опасны - коэффициент сцепления колес с дорогой ниже. Тут уж надо с заводами разбираться.

КОММЕНТАРИЙ МЭРИИ

Марина ОРЛОВА, пресс-секретарь Департамента ЖКХ и благоустройства Москвы:

- Главная причина разрушения дорог - это наш климат. За зиму температура переходит через ноль минимум 50 раз! Такого нет ни в Финляндии, ни в Канаде, с которыми нас сравнивают. Москве нужен специальный, особо прочный асфальт, и его разработку мы заказали сразу в нескольких НИИ. Ученые создали уже около десятка различных вяжущих добавок в асфальтобетон. Они апробируются, самые эффективные будем применять. Мы, кстати, добились, чтобы любой асфальт, который ввозят в Москву, был сертифицирован. Так что работа идет, все видят, что дороги в Москве становятся лучше.

МНЕНИЯ

Профессор МАДИ Евгений ГАРМАНОВ: Ограничьте парк машин

- В Москве надо административными мерами на 10 лет ограничить парк машин, не регистрировать новые. Их уже намного больше, чем город может вынести. А все эти 10 лет нужно активно строить новые и ремонтировать старые дороги.

Руководитель дорожной инспекции ОАТИ Елена ВОРОПАЕВА: Хотите ездить - терпите ремонт

- Дороги - словно живой организм, они рождаются, болеют, старятся и умирают. Если хотите, чтобы они жили долго, их надо регулярно ремонтировать.

Виктор ТРАВИН, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев: Не надо валить на погоду

- Менять надо не асфальт, а чиновников, которые отвечают за дороги. Ведь очевидно же, что бесконечный ремонт им выгоден, это отличный способ отмывания денег. А новые управленцы должны обратиться к ученым и заказать вечный асфальт - чтобы лежал и в жару, и при вечной мерзлоте и ремонтник не мог все валить на погоду.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Для прочности в покрытие добавят резину

В ближайшие годы, возможно, ремонтировать московские дороги станут пореже. Сейчас на улице Волочаевской, что в Юго-Восточном округе, ведется эксперимент. Там в асфальтобетон кладут специальную добавку с прорезиненными элементами. Благодаря этому вода внутрь дорожного покрытия практически не проникает. А значит, дорога не проседает, не проваливается, т. е. почти не разрушается!

- Мы в течение года наблюдали за этой дорогой и выяснили - трещин практически нет, - говорит руководитель столичного Департамента ЖКХ и благоустройства Андрей ЦЫБИН. - Да, асфальт с такими добавками дороже обычного почти на 20%. Зато он намного прочнее, а значит, и ремонтировать дорогу можно реже.

За чудо-асфальтом будут наблюдать еще год. Если выяснится, что он действительно лучше обычного, его будут класть и на других улицах.

Второе ноу-хау: с этого года капремонт большинства столичных магистралей ведется по-новому. Асфальтобетонная смесь кладется не в один, а сразу в два слоя. Специалисты надеются, что благодаря этому дорога продержится не 3 - 5, а 6 - 7, а то и все 10 лет.

Вселяет надежду и другой факт. С мая прошлого года начал действовать принцип: кто дорогу убирает, тот и ремонтирует. Ведь именно она, организация-уборщик, первой видит все ямы, сколы и трещины. Ей выгоднее отремонтировать маленькие, только что появившиеся ямки и трещинки, чем потом тратить деньги на ремонт больших канав.

По данным ОАТИ, уже этой зимой большинство дырок на дорогах заделывалось в течение суток.

Автор ждет ваших откликов на нашем сайте.

Как вы считаете, что нужно сделать, чтобы у нас были нормальные дороги?