Премия Рунета-2020
Воронеж
+22°
Boom metrics
Общество8 сентября 2008 22:00

Воронежская семья взяла восемь приемных детей

Валентина и Виктор Жидковы брали только ребят со сложной судьбой [видео + фотогалерея]
Источник:kp.ru

Семья стала расти, когда бывшие военнослужащие 10 лет назад переехали с Урала в село Воронцовка под Павловском.

Когда мы приехали к Жидковым, в семье вовсю шла подготовка к празднику - дню рождения одной из старших девочек. Слово «мама», кажется, доносилось отовсюду. Даже маленький щенок и тот прохода не давал главной Маме семьи Валентине, выпрашивая лакомый кусочек.

- Мам, мы за тортами, - подбежали к Валентине Юрьевне Яна, Катя и Юра.

- Мамуль, а салаты чем заправлять? - интересовались Рубина и Юля.

- Ма-аа-маааа! - звал на помощь, всхлипывая от слез, шестилетний Димулька.

- Вот так у нас каждый день! - улыбается Валентина. - Присесть не дадут! Димка опять о ступеньку споткнулся! Он у нас два месяца и все никак ее не освоит. Придется снести, чтобы ребенок не страдал. Он бегать очень любит, не стоит на месте.

Что такое тишина, Валентина и Виктор Жидковы и не помнят. Ведь у них 10 детей! 20-летняя Аня и 17-летняя Ксюша - родные дочки супругов. Остальные - приемные. Семья стала расти, когда бывшие военнослужащие 10 лет назад переехали с Урала в село Воронцовка под Павловском. Купили здесь дом, обзавелись хозяйством, открыли свой продуктовый магазин. Но для полного счастья чего-то все равно не хватало...

Первенец

Саша был «незапланированным» ребенком.

- Пять лет назад я с мужем и с моей сестрой поехала в Павловск, - вспоминает Валя. - У нее тогда был маленький ребенок, и для продажи квартиры ей требовались какие-то документы из органов опеки. Мы сидели в коридоре и ждали, когда подготовят нужные бумаги. И тут из кабинета услышали разговор...

Работники органов опеки громко обсуждали судьбу несчастного мальчика. Из обрывков беседы Валентина и Виктор поняли, что ребенка зовут Саша. Он круглый сирота. Младенцем его оставили под дверьми больницы. Малыш попал в дом малютки, откуда его сразу же взяли в семью приемные родители. До пяти лет у Саши были мама и папа. А потом мать умерла, отец снова женился, и новая супруга ребенка не взлюбила...

- Три года она всем доказывала, что он болен, невменяем, - продолжает историю Виктор Жидков, - и в итоге отправила его в детдом...

- Дальше мы уже не могли слушать этот рассказ, - говорит Валентина. - Мы вбежали в кабинет и в один голос сказали: «Можно мы возьмем Сашу?» И взяли.

Так у Ани и Ксюши появился восьмилетний братик. Когда Сашу везли в новый дом, родители волновались как никогда.

- Как будто мы новорожденного первенца забирали из роддома, - описывает свои ощущения Валя. - В голове все время крутился вопрос: справлюсь, не справлюсь?

Мальчик сразу же вписался в семью. Все домочадцы моментально к нему привязались и уже не представляли, как жили без него раньше.

- Мы привыкли друг к другу всего за месяц, - вспоминает многодетная мама. - Постепенно же впускаешь человека в свою душу, в свою жизнь. Но я заметила, что к каждому следующему ребенку привязываешься все быстрее и быстрее. Наверное, со временем отношение меняется, и опыт прибавляется.

Три сестры

И супруги стали подумывать о том, чтобы взять в семью еще одного ребенка. Тем более Саша просил братика. Валентина и Виктор отправились в Воронеж в детский интернат за сыном.

- Когда мы приехали туда, директор детского дома раскрыла перед нами толстенную папку с досье на всех детей, - рассказывает Валентина. - Она коротко говорила о каждом ее подопечном, а потом вдруг остановилась на сестрах Симоновых. «Их никогда не заберут... - с сожалением сказала нам директор. - Сестер нельзя разлучать, по закону все три должны попасть в одну семью».

Сердце не выдержало. И Сашу поставили перед фактом - у него будут три сестрички. Но обещание взять братика оставалось в силе.

- Яночка, Катюша и Настенька оказались очень добрыми девчонками, хорошими помощницами и весьма способными! - говорит Валентина Жидкова. - Участвуют в соревнованиях по бадминтону, показывают хорошие результаты, приносят грамоты. Тренер их очень хвалит. Сейчас уже и не скажешь, что у девочек было такое тяжелое детство...

Сестры попали в детдом с тяжелейшим воспалением легких с улицы, когда им было шесть, восемь и девять лет. Сколько себя помнят, девочки жили там, ночевали в картонных коробках даже в лютые морозы, питались черствым хлебом и каждый день зарабатывали милостыней на еду и бутылку для своих родителей...

- Самым сложным для нас оказалось приучить их кушать нормальную пищу и ложиться ночью спать, - говорит Виктор. - Они кроме булок ничего не ели. Бывало, поставишь на стол корзину фруктов, а они ничего не берут. Наверное, месяц мы приучали девчонок к яблокам. А потом они, видимо, распробовали и втроем за лето съели четыре мешка!

«Теперь она дома, где ее любят»

А вскоре у Саши за короткое время появились сразу два братика. И две сестрички!

- Где-то через годик мы решились еще на одного ребенка, - улыбается Валентина. - Обещали братика, значит, надо держать слово! В интернате нам рассказали о Юре. Ему очень тяжело приходилось в детдоме. Коллектив его не принимал. А он очень ранимый, нежный мальчик. К той жизни он был абсолютно не приспособлен. А в семье он раскрылся. Юраша - главный механик в нашем доме. Чинит все велосипеды и мопеды в семье. А еще он постоянно балует нас свежепойманной рыбкой. Дети всегда так радуются, когда он приносит новый улов!

Полной семья Жидковых стала, когда супруги поехали за шестилетним Димой в богучарский интернат.

- Я помню, как шла по коридору, а на меня со всех сторон смотрели дети, - рассказывает Валентина Юрьевна. - Но одна девочка просто впилась в меня своим взглядом. Потом она подошла ко мне. Выяснилось, что ее зовут Рубиной, ей 14 лет и она очень-очень хочет, чтобы у нее были папа и мама. Разве мы могли отказать ребенку? После девочка мне призналась, что раньше жила, как будто в страшном сне. А теперь она наконец проснулась. Она дома, где ее любят и ждут.

По просьбе Рубины вместе с ней на лето приехала погостить Юля, ее лучшая интернатская подружка.

- На следующий день Юля пришла ко мне и говорит: «А можно и я у вас останусь?» Но на тот момент у нас уже был «полный комплект». По закону, чтобы взять приемного ребенка, в нашей семье должно было быть не больше восьми несовершеннолетних детей. Но если девочка так хочет, разве можно ей сказать нет!

В отделе опеки Жидковым пошли навстречу. Сейчас Юлю оформляют на старшую дочь Валентины и Виктора Анну.

Семейный кодекс

В начале лета Жидковы переехали в новый 12-комнатный дом дореволюционной постройки. Он намного больше и просторнее прежнего, хоть и требует ремонта. Ребята сейчас помогают родителям делать «перестройку», обживают свои «апартаменты».

- Меня постоянно спрашивают, как я с ними справляюсь? А я не представляю, как бы сейчас справлялась без них! - смеется Валентина. - Тарелку с кружкой каждый моет за собой сам. Стирает стиральная машинка. Белье дети потом развешивают. Вечером дежурный домывает оставшуюся посуду.

Кстати, дежурство - особый пункт в «семейном кодексе» Жидковых. От ежедневных обязанностей никто не освобождается, даже родители.

- Юра на каком-то этапе понял: «Мама, зачем тебе дежурить? Ты и так каждый день дежурная!» - говорит Валентина. - Но правила одинаковы для всех. Есть в семье и еще один неприкасаемый закон, за нарушение которого тут же последует наказание.

- Мы сразу объясняем детям, что пить, курить, врать, воровать, нецензурно выражаться они больше не будут, - рассказывает Виктор. - Что говорить, все ребята приходят к нам с багажом не самых хороших привычек... Разрешишь одному, упустишь сразу всех. Хорошо, что мальчишки и девчонки очень смышленые. Пусть не сразу, но в итоге все понимают.

- Просто они видят, чувствуют наше отношение к ним, - перебивает мужа Валентина. - Наш дом становится и их домом, местом, где их будут ждать, что бы ни случилось. Мы при каждой встрече говорим ребятам нежные слова, стараемся приласкать, обнять, поцеловать. Дети настолько недолюбленные, что мгновенно реагируют на доброту и любовь. Взять, к примеру, Димочку. Он постоянно подходит к нам и просит погладить ему спинку. Малышу никто не отказывает - все знают, ему сейчас как никогда нужны человеческое тепло и забота.

КОМПЕТЕНТНОЕ МНЕНИЕ

Тамара ЧЕРНЕНОК, директор воронежской школы-интерната № 1 для детей-сирот:

Чаще всего забирают трех- четырехлетних детей

- В последнее время в несколько раз выросло число семей, которые готовы брать ребенка из детдома. Например, только в прошлом году у нас усыновили, взяли под опеку и забрали в приемные семьи не меньше 55 человек. Кроме того, дети стали возвращаться к своим биологическим родителям. Хотя пока таких случаев не так много. Также в 2007-2008 годах стали меньше усыновлять. Зато больше берут в приемные семьи, ведь в этом случае государство выплачивает родителям зарплату и ежемесячное пособие на содержание ребенка.

- В каком возрасте детей чаще всего забирают в семью?

- Конечно, в самом маленьком. Все просят трех-четырехлетних. Сейчас в нашем интернате дошкольников и учеников младших классов очень мало. А вот классы с пятого по десятый переполнены. Потому что со взрослыми детьми трудно найти общий язык. С одной стороны, это уже сформировавшиеся личности. С другой, не все ребята хотят уходить из интерната. Они привыкли к такой жизни, им здесь комфортно. Дети уже понимают, что они вряд ли станут родными в новой семье.

Тем не менее я считаю, что приемные родители и опекуны средним и старшим ребятам просто необходимы. Ведь, когда интернатовцы заканчивают у нас учиться, им порой некуда пойти. Они остаются на улице.

- Как часто и почему детей возвращают в интернат?

- В этом году мы получили обратно 12 детей. Родители не смогли привыкнуть к ним, не справились с воспитанием, передумали. Причин может быть масса. Недавно к нам привели девочку, которую удочерили еще в 99-м году!

- Если наших детей усыновляют иностранцы, то в основном кто они?

- В основном итальянцы. Раньше было много заявок из США. Но всем известны печальные случаи, которые случались в Америке с усыновленными русскими детьми... И мы перестали с ними сотрудничать. Дело в том, что мы не получаем из этой страны отчетов, ничего не известно о дальнейшей судьбе ребенка. А вот в Италии все по-другому. К нам постоянно приезжают оттуда, показывают фотографии, отчеты, письма детей. Кстати, итальянцы усыновляют в основном «сложных» детей, которых в российские семьи не взяли бы.

- Что вы можете посоветовать людям, которые собрались взять ребенка в свою семью?

- Никогда не пытайтесь переделать ребенка. Вы должны принять приемных детей такими, какие они есть. Оценивайте по поступкам. Не ждите, что они будут хорошо учиться в школе. Если ребенку это неинтересно, попытайтесь направить его в искусство, музыку, спорт, танцы. Развивайте увлечения! Иначе дети начинают обманывать семью, прогуливать уроки... Надо дать ребенку понять, что вы его друг, чтобы он вам доверял.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

1300 детей-сирот сегодня числятся в региональном банке данных по Воронежской области.

204 ребенка воспитывают в 83 приемных семьях.

7695 рублей в месяц получают приемные родители за каждого ребенка.

По данным Главного управления образования Воронежской области.

Фотогалерею смотрите здесь