Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Москва14 января 2009 22:00

Кризис на Рублевке: Картошку по 720 руб. за кило богатеи уже не берут

В «заповеднике миллионеров» стали экономить

СКИДКИ, РАСПРОДАЖИ, АКЦИИ

«Вы хороший финансовый директор? Теряете работу? Позвоните нам».

Билборды вдоль Рублевского шоссе пестрят рекламой кадровых агентств. А ведь еще пару месяцев назад на этих плакатах красовались шикарные BMW и новинки от Картье. Неужели и гламурной публике пришлось потуже затянуть пояса? Въезжаем в элитную деревеньку Жуковка. В центре - пафосные рестораны и бутики. На витринах алеют призывы: «скидки», «распродажи», «специальное предложение».

- В этом году распродажи начались на удивление рано, - говорит администратор местного магазина одежды Альбина ХМЕЛЬНИЦКАЯ. - До января никто ждать не стал - цены снизили уже в ноябре. Думаю, это связано c общим уменьшением продаж. Люди стали экономить на одежде, автомобилях...

Впрочем, на скидки решились не все: может, по старинке боятся этим оскорбить клиентов? А некоторые даже решили сыграть ва-банк: наоборот, подняли цены. Дескать, отовариваться в самом дорогом магазине Европы - это статус. Это то, чем жертвовать нельзя... Речь про политику продуктового гастронома «Жуковка гурме». Цены тут просто антинаучны. Картошка стоит 720 рублей за кило. Притом мелкая, смотреть противно. Зато из Франции. С пометкой «специально для пюре». Килограмм капусты тянет на 450 рублей. И ладно бы ее лично вырастила Мадонна. Но нет. Спасибо подмосковному колхозу!

- Перестал народ-то ходить? - интересуемся у улыбчивой продавщицы, которая с невозмутимым видом перекладывает овощи (клиентов нет - что ей еще делать?).

- Просто еще не вернулись с каникул. - Женщина оглядела пустой зал. - Хотя после повышения цен стали брать меньше. И еще...

Продавщица придвинулась с заговорщическим видом и выпалила на одном дыхании:

- Покупатели стали смотреть на ценники! Раньше брали не глядя. А теперь по списку и сетуют: дескать, на прошлой неделе было дешевле...

ГЛАМУРНАЯ ПУБЛИКА ВОЗМУЩЕНА

Похоже, с очередным повышением цен владельцы магазина перегнули палку. Пока одни посетители лишь сетуют, другие бурно возмущаются. Особенно много таких среди тех, кто бывает в своем рублевском поместье наездами. Так, издательница Вероника Белоцерковская, которая прикатила из Монте-Карло в родную Жуковку, долго вспоминала и материлась в блоге:

«Вернулась из Москвы. Во-первых, б...ь, я возмущена. Я уже забыла все про е...е русские продуктовые магазины. Ну я, конечно, девушка с покупательной способностью, из серии «Чего хочу, то получу», но есть некоторые отягощения. Ну, помню я, что сколько стоит. И страшно злюсь, когда меня обманывают. В четверг как-то спонтанно выяснилось, что у меня дома дикое количесвто гостей. Я «больной белочкой» кинулась в ближайший магазин. Пока я в абсолютной панике металась, кидая все в корзинку, не смотрела на цену. Заплатила. Прибежала домой. И тут до меня дошло. Я заплатила, б...ь, 28 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ! ТЫСЯЧУ ДОЛЛАРОВ ЗА ОБЕД! В Монте-Карло мне все то же самое обошлось бы в 120 евро! Рассказываю и мрачно удивляюсь. У меня в корзине были репка, кролик, две утки по 400 рублей за сто граммов. Это вообще что за странная фигня, давать стоимость за сто граммов? (В магазине действительно цены на рыбу и мясо указаны за сто граммов. - Авт.) Эти утки сюда из Франции, чего, бизнес-классом летят и по дороге жрут дорогой коньяк? Я этого не понимаю... Мы лет пять назад дико ржали с Уличем, покупая пирожки у бабульки на ныне уничтоженном рублевском рынке. Я спрашивала: «Бабуль, а чего пирожки по триста рублей? Это ж за гранью...» - «Деточка, а это пирожки для тех, кто Родину продал». А я вроде ничего и никому не продавала...

ГУВЕРНАНТКИ ИЗ АНГЛИИ НЕ НУЖНЫ

Кстати, о местном рынке. Вместо него лишь несколько палаток. Торгуют в основном соленьями-вареньями и домашним творожком.

- С этой зимы взяли моду торговаться! - сокрушается местная торговка Эльмира. - Прямо сбивают цену, сил нет. Уступаю и двести рублей, и триста...

Баночка малинового варенья уходит теперь «всего» за четыреста рублей. Литровку маринованных лисичек за полторы тысячи уже не берут.

Вынуждены пойти на уступки и рестораторы.

- В целом гостей стало меньше процентов на двадцать, - говорит замдиректора ресторана «Царская охота» Михаил БАЛАБАНОВ. - Но постоянные клиенты ходят. Чтобы поддержать их энтузиазм, мы специально разработали парочку блюд по смешной цене.

Под антикризисными блюдами значатся «оладьи из телячьей печени» и «куриные потрошки, обжаренные с чесноком». Стоят яства 650 рублей. Если учесть, что цены на закуски в ресторане стартуют от тысячи, действительно по-божески. И вообще получается, что на Рублевке выгоднее питаться в ресторанах, чем дома. Если посчитать стоимость продуктов, прибавить расходы на обслугу... Дело в том, что миллионеры не нанимают «отечественный персонал» по сходной цене. В качестве горничных выписывают филиппинок и лаосок. Мода такая. Дескать, эти девушки трудолюбивы и покорны. По-русски ни бум-бум, а значит, сплетен можно не бояться. Выписать филиппинку стоит 200 тысяч рублей плюс зарплата 60 тысяч в месяц. Пока, по словам руководителей агентств, которые занимаются «поставками» филиппинок, спрос на них не упал.

- А вот гувернанток из Англии и Франции заказывать перестали, - сетует менеджер агентства по подбору персонала «Ms Poppinc» Александра КОЛЯЕВА. - Раньше это было очень популярно, а последнее время звонки единичны. Конечно, можно понять: услуги такой гувернантки обходятся более 100 тысяч рублей в месяц (а еще надо оплатить ее проживание в Москве, питание, перелет и сам заказ).

КРИЗИС ИХ НЕ РАЗОРИЛ, А ОТРЕЗВИЛ

На самом деле, по мнению тех же рестораторов и владельцев магазинов, кошельки у обитателей Рублевки не похудели.

- Тут каждый может себе позволить на ужин бутылочку бордо за 18 тысяч рублей, - говорит директор винного погреба в торговом центре на Рублевке Валерий КОЗЛОВ. - Но в последнее время народ стал задумываться: а зачем? Оно им нравится? Не факт. Привлекает ценник. Так вот сейчас люди стали оринтироваться на вкус. И если бутылка стоит порядка 3 тысяч рублей - это уже не повод ее игнорировать.

Одним словом, кризис не столько разорил, сколько отрезвил жителей Рублевки. Такое впечатление, что кто-то сгоряча выкрикнул: «А король-то голый!» Ему, конечно, не поверили, но сомнения-то закрались.

НАШ КОММЕНТАРИЙ

Кризис вылечил «отрыжку нефтяной экономики»?

Торговцы роскошью мрачнее тучи: по всем экономическим прогнозам, их продажи в 2009 году упадут. Минимум на 15%. В шикарные рублевские бутики в этом году почти не завезли новые коллекции от иностранных кутюрье: объем заказов снизился на 30 - 40%. Заметно сокращаются продажи автомобилей «Бентли» - в 2008 году их было продано 180 (против 230 в 2007 году), а в следующем году автодилеры ждут дальнейшего падения продаж.

«В 2009 году темпы роста рынка люксовых товаров определенно сократятся, - таков вердикт экспертного исследования, проведенного агентством «Интегрум», - уже сейчас становится все меньше людей, способных покупать супердорогие товары, а скоро богачи и вовсе станут узкой прослойкой населения, проживающей в европейской части России».

- Когда владельцы компаний имели бешеную рентабельность, продажи росли и эти люди могли позволить себе многое, - считает руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений ГОНТМАХЕР. - Они демонстрировали всем признаки своего благополучия, а оно оказалось видимым. Отрыжка нефтяной экономики, как я говорю.

Так, может, оно и к лучшему, что богатые люди больше не будут сорить деньгами направо и налево и хотя бы начнут проверять стоимость своих лобстеров по кассовым чекам?

ВЗГЛЯД ЭКСПЕРТА

Андрей МИЛЕХИН, президент исследовательского холдинга «Ромир»: «Транжирить становится немодно»

- Согласно нашим исследованиям люди с очень высоким уровнем дохода увеличили траты на товары первой необходимости в два раза. Причем максимальный рост начался именно с лета. Это похоже на некий вызов: мы не будем тратить меньше. Если обычные люди отказываются от ряда продуктов, переходят на оптовые закупки, то жители Рублевки - нет. Зато миллионеры стали экономить на товарах роскоши. И не потому, что их бизнес покачнулся. Дело в том, что появилась социальная тревожность. Плюс транжирить становится немодно. Думаю, эта тенденция сохранится на протяжении нескольких лет.

МНЕНИЯ

ЗА

Писательница Ева ЛАНСКА, супруга владельца сети

«Мосмарт» Михаила Безелянского (миллионера, входящего в первую сотню «Форбс»):

- Кризис сильно отразился на всех. Я была две недели в Куршевеле. Так вот французы обескуражены: пустые бутики, никто ничего не покупает. Никаких попоек, которыми славился курорт. Куда ни зайди - все чинно и благородно. Люди говорят о семье и искусстве - вот как кризис подействовал на мораль. Что, наверное, единственный плюс. Я тоже не позволяю себе трат - не покупаю картины. Знаю также, что многие отказались от ранее арендованных яхт - предпочитают терять авансы (а это порядка 50 - 100 тысяч долларов), чем доплачивать и путешествовать.

ПРОТИВ

Яна РУДКОВСКАЯ, продюсер:

- А я пока еще не ощущаю кризиса. Может быть, потому что в Новый год никто особо и не экономил. По крайней мере из моих знакомых. Поэтому пока я не собираюсь урезать свой бюджет и менять привычки.