Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+16°
Boom metrics
Звезды1 апреля 2009 22:00

Дедюшко и Хмельницкий сыграли свою смерть в фильме «Тарас Бульба»

1 апреля - 200 лет со дня рождения Гоголя [видео + фото]
Анна ВЕЛИГЖАНИНА
Анна ВЕЛИГЖАНИНА

А 2 апреля состоится премьера фильма Бортко, который еще до выхода вызвал много споров

Жизнь Гоголя была полна мистики, странных совпадений, трагических поворотов. И, похоже, даже после смерти писателю нет покоя. Сейчас, когда отношения Украины с Россией напряжены, имя Гоголя используют как политическое орудие. Например, на Украине издали собрание сочинений писателя, убрав там везде слово «русский».

Фильм «Тарас Бульба» режиссера Владимира Бортко еще до премьеры вызвал бурные споры. И далеко не художественные - режиссера обвиняют в том, что фильм получился «прорусским», с нападками на католиков, антисемитскими нотками, националистическим оттенком... О том, какие идеи вложил Бортко в свой фильм, как проходили съемки, рассказываем сегодня.

«Лучшее, что я снял!»

- Владимир Владимирович, вас обвиняют уже чуть ли не в русском национализме. Вы как-то по-своему интерпретировали Гоголя?

- Взгляд Гоголя на патриотизм и его отношение к Родине полностью совпадает с моим! Мы не лезли в политику, просто хотели передать дух произведения. Но при переводе художественного текста на язык кино что-то меняется. Как получилось - пусть скажут зрители. Но только сначала пусть посмотрят! А то фильм еще никто не видел. А Интернет полон разборов!

- Те немногие, кто уже видел фильм, упрекают вас и в жестоком натурализме - особенно в сцене казни Остапа.

- Казнь Остапа - центральная сцена фильма. Артист Вдовиченков, когда его хотели поставить на табуреточку, сказал: «Вы что, с ума сошли? Я же приехал сюда играть, а не на табуретке стоять». И остался на цепи висеть. И я понимаю почему. По сюжету отец видит мучения сына, а потом говорит: «Добре, сынку, добре». Сцена жестокая - чтобы было понятно, почему он это говорит. Он видит, что терпит сын! Гоголь написал: «Не будем смущать читателей картиною адских мук...» Но нам-то что делать? У нас кино! Мы должны показать.

- Ну да, и как Бульбу на костре сжигали... Это как снимали?

- Разожгли костер и сожгли к чертовой матери артиста Ступку! Естественно, делали так, чтобы он не сгорел. Но был ветер, ему бросало в лицо огонь. Тяжело. Богдан Ступка, по-моему, блистательно справился с ролью! Ему было сложно - и сознание того, что это Гоголь, и сознание того, что это финальная сцена. И слова: «Ну что, съели, подлые ляхи. Знают уже дальние и ближние народы, что поднимется с русской земли свой царь, и не будет силы, которая не покорилась бы ему». А тут вступает Безруков и говорит голосом Гоголя: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу?!» Конец фильма. И конец повести.

Выбрал польку

- Но не конец спорам! Представляю, сколько всего на вас обрушится!

- Пожалуй, это самая главная работа в моей жизни. Думаю, лучше ничего я не сниму, а значимее - точно. Это же очень серьезно. Идет разговор о судьбе народа, причем впрямую. Не так: знаете, вы можете догадаться, что это о русских, - а на уровне общения с народом впрямую!

- Почему Ступка стал Бульбой?

- Только благодаря таланту. Больше ничего не было - ни взяток, ничего. Только талант!

- А полячку, из-за которой Бульба сына убил, кто сыграл?

- Магда Мельцаж, польская актриса. Очень красивая девушка, умная. Снималась до этого в одном польском кинофильме. Взяли полячку не потому, что, не дай бог, девушки у них красивее. Но менталитет ощущается сразу. А это важно.

- Во время работы Гоголь не снился?

- Лучше бы девушки приснились! А Гоголь приходит ко мне днем. Маленький такой, с чубчиком, с усиками. И говорит: «Все ли ты сделал? Есть ли еще порох в пороховницах? Не прогнулась ли еще козацкая сила?» Я ему отвечаю: «Есть еще порох в пороховницах. Не прогнулась еще козацкая сила».

- А снимали на Украине?

- Да, конечно. В Западной Украине - Каменец-Подольский, Восточная Украина - Киев, Запорожье, Аскания-Нова, Крым. Мы хотели снять Бахчисарай, и вдруг появляется странная организация «Меджлис крымско-татарского народа», представители которой сказали: зарежемся, но не дадим снимать. Я открываю конституцию Украины, ищу там «Меджлис крымско-татарского народа». Нет такового. Я думаю, что местному СБУ (это как наша ФСБ) стоит заняться организацией, которая угрожает смертью. А с народом - идеальные отношения, все хорошо.

- В массовке снимались украинцы?

- Конечно. С теми же лицами, которые были еще 400 лет назад.

Фильм стоит $16 млн.

- Были непредвиденные обстоятельства на съемках?

- Знаете, бухгалтеры пишут: непредвиденные расходы. По масштабу это превышает американский фильм «Александр». Тот стоил за 100 миллионов, а у нас 516 миллионов рублей, то есть 16 миллионов долларов. Это третья часть бюджета «Острова».

- Украина давала деньги на съемки?

- Они что, сумасшедшие? Это на 100 процентов русский фильм. Продюсеры - канал «Россия» и кинокомпания «Централ Партнершип».

- У вас был конфликт из-за трюков?

- У меня был постановщик трюков Ник Палуэлл - он делал фильмы «Храброе сердце», «Последний самурай», «Гладиатор». Он у нас тоже сделал много, но на съемках поработал неделю. Дальше мы с ним разошлись по идейным соображениям. Я вообще люблю сам все делать. И ставил трюки в «Тарасе Бульбе», но с помощью специалистов из Словакии, Украины, России. Участвовали 100 каскадеров!

- Никто не пострадал?

- Ни одна лошадь, ни один человек. Михаил Боярский только сломал себе два пальца. Он пытается сделать все сам. Там есть трюк, когда он держит в руках два копья и, управляя лошадью ногами, на полном скаку летит вперед. Это уникально. Он это сделал. Но в следующем трюке должен был вести одной рукой трех лошадей на полном скаку, а лошади в отличие от танков плохо управляемы...

Там нет национализма!

Вот что говорит гоголевед Юрий МАНН:

- Повесть «Тарас Бульба» украинофильская - Гоголь любил украинскую культуру, юмор, но считал себя русским писателем. Никаких националистических оттенков в произведении «Тарас Бульба» нет. Но герои Гоголя действительно с неприязнью относились к католикам, не симпатизировали евреям. Традиции были такие. Думаю, Бортко покажет картину объемную, более соответствующую исторической правде.

Богдан СТУПКА: «Патриотизм Бульбы крайний, самурайский»

- Я играл в фильме запорожского козака, украинца. Я играл про свою Родину, только сегодня она называется Украиной. Бульба - патриот, который любит Родину. И эта любовь настолько сильна, что... заводит в тупик - и своих детей, и войско свое потерял, и самого сожгли. Для него была самая высокая честь - умереть в бою. Это патриотизм такой крайний, самурайский. По-человечески, наверное, я бы с сыном так не поступил. Это очень трагическое произведение Гоголя.

- А на Украине будут этот фильм показывать?

- Да, 2 апреля премьера. Все ждут. Хотят посмотреть.

- Я разговаривала с Бортко, он сказал, что вы играли мощно.

- Так написано у Гоголя. Я старался. Я никогда не думал, что могу это сыграть. Поэтому я с таким комплексом ходил: какой же я Бульба? Во-первых, у Гоголя написано «20 пудов». А пуд - это 16 кг. А если 20 пудов, это 320 кг. Это гипербола, я думаю, гоголевская. Я для роли немножко поправился, на 4 кг.

Съемки были сложными. Лошади, грязь, болото, обрывы, буераки. Однажды меня лошадь сбросила, чего-то она испугалась, и я ей под задние ноги упал... Чуть она меня не затоптала. Если бы не каскадер Саша Филатов, который накрыл меня тут же, рискуя собой... Потом я уже одевался, только сидя на лошади. Теперь решил, что никогда не буду сниматься там, где лошади!

- Вы украинец. Как вы думаете, фильм в свете нынешнего российско-украинского конфликта что даст?

- Я не политик. Это политики решают. Я играл про Родину. Где Запорожская Сечь находится?! Может быть, не хватает сейчас патриотизма ни вам, ни нам?

Может, перевелись уже такие люди, как Тарас Бульба?

- Если перевелись, это хорошо или плохо?

- Я думаю, что, с одной стороны, это плохо, а с другой стороны, зачем воевать? Тарас Бульба был в звании полковника. А можно найти какие-то мирные решения, уважать друг друга. Надеюсь, фильм получится миротворческим: объяснит нашим народам, что война - это страшно. И лучше дружить, чем враждовать!

О МИСТИКЕ

Дедюшко и Хмельницкий сыграли свою смерть

- Все ли актеры в фильме говорят своими голосами?

- Нет, не все, к моему великому сожалению. Ушедший от нас Боря Хмельницкий не успел озвучить. Его озвучил Джигурда. У него похожий голос.

- Мистика была?

- Было несколько мистических моментов. Момент первый. Козаки в конце в бою умирают. В том числе умирает козак Дедюшко, которого подняли на пики, потом бросают вниз. А дальше идет гоголевский текст: «И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам». Красивый текст. И во время съемки на словах «и вылетела молодая душа» вдруг появляется журавль в небе, начинает кругами ходить. Показалось, что-то такое с небес слетело... Оператор успел снять. После фильма ушел от нас в реальной жизни актер Дедюшко.

А Боря Хмельницкий у нас произнес последние в своей кинематографической жизни слова перед своей реальной смертью. Они звучат так: «Сдается мне, паны-братья, что хорошей смертью умираю. Семерых зарубил, восьмерых конем затоптал. Так пускай же вечно цветет русская земля!» Всё, после этого Боря ничего в кино не сказал, не сыграл, через 2 недели умер. И когда все будут смотреть - его семья, товарищи, - поймут, в чем дело... Сказал последние слова: «Сдается мне, паны-братья, что хорошей смертью умираю». Действительно так. Он славно пожил, хорошо сыграл свою роль и умер. Как настоящий мужчина, настоящий герой.

Вообще актеры замечательно показали козаков. У Гоголя написано: козаки пошли, козаки пришли, козаки были недовольны, козаки смеялись... А что такое козаки? Козаки - это кто? Как они пошли, пришли и т. д. Это надо как-то делать, показывать. И вот я обращаюсь к известнейшим и популярнейшим артистам наших стран (хотя народ один и тот же, тем не менее страны две), например, к моему другу Михаилу Боярскому. Он говорит: «Я почту за честь сыграть козака». А в сценарии маленькое упоминание какое-то... Мы раздвигаем все эти рамки. Тем не менее и Миша Боярский, и Хмельницкий, и Дедюшко, и замечательные артисты киевские Лесь Сердюк, сын Ступки Остап, наш Иван Иванович Краско делали этих самых людей, которые выражают собой Запорожскую Сечь.