Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Экономика13 мая 2009 22:00

Проверки отменили, а малому бизнесу легче не стало?

«Комсомолка» решила проверить, как послабления малому бизнесу реализуются в Москве

- А почему у вас не на каждой катушке с нитками этикетка имеется? А почему здесь бирка в товар не вшита? Вы знаете, что сейчас за это очень строгое наказание? Штраф от 30 до 50 тысяч рублей. Чего делать-то будем?

- А что можно сделать?

- Ну я ведь могу и по-разному в протоколе написать. Как злостное нарушение оформить или строгим выговором отделаться. От вас все зависит...

Предприниматель, который рассказал мне эту историю, отделался легким испугом. Дал инспектору 5 тысяч рублей и никакие штрафы не платил. В кризис с такого рода «кошмаром» власти решили бороться. Мэр Юрий Лужков выпустил указ об отмене всех проверок малого бизнеса в Москве в 2009 году. Похожие указы выпустили и некоторые губернаторы. А чуть позже послабления сделали и на федеральном уровне. С 1 мая вступили в силу поправки в закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Теперь проверяющие органы могут приходить к бизнесменам лишь раз в три года (раньше - 2 года), а внеплановые проверки проводить только с санкции прокурора.

ИНСПЕКТОРА ТОЖЕ ХОТЯТ КУШАТЬ

Говорить о проверках в открытую большинство бизнесменов не хотят.

- Лучше анонимно, потому что знаю: как только ты назовешься, завтра же приходит проверка, - заявил «КП» один из опрошенных бизнесменов. - Не хочется провоцировать.

В приватной беседе бизнесмены рассказали, что никаких особых изменений они не ощутили.

- Как ходили, так и ходят, - говорит Сергей М., чья фирма занимается производством стройматериалов. - И налоговики, и пожарные. Никаких послаблений мы не чувствуем. Инспектора ведь тоже хотят кушать. Пришли, получили деньги, ушли.

- Пока позитивных сигналов нет, проверяющие так и ходят, - подтверждает глава «Деловой России» Борис Титов. - Сегодня нас донимают вопросами, связанными с занятостью и охраной труда. Идет активное административное давление на то, чтобы не увольнять людей. Но ведь так тоже нельзя. Это приводит к неэффективности предприятий и в конечном итоге к их банкротству.

- В мае я могу отметить небольшое затишье, - заявила владелец фирмы по производству продуктов питания из Москвы. - Но не могу сказать, насколько это закономерное явление или просто потому, что майские праздники. Надеюсь, что это серьезно. Затишье позволит сконцентрироваться в кризисе на решении сложных текущих вопросов, а не отвлекаться на излишний сбор бумажек. Так или иначе стабильно работающие предприятия уже неоднократно все проверки проходили. Зачем искать черную кошку в темной комнате, тем более когда ее там нет?

И правда, проверки давно утратили свой сакральный смысл. Ведь пожарный инспектор приходит в компанию совсем не для того, чтобы убедиться, что все в порядке. Он целенаправленно ищет «косяки» с целью содрать штраф, а затем выпросить взятку. Случались и курьезы, когда компанию штрафовали за то, что на телефонах не было надписи «При пожаре звонить 01». Что делать инспекторам, отлученным от дел?

- Во-первых, сократить их не мешало бы, - считает Борис Титов. - Во-вторых, они должны заниматься своей основной деятельностью, а не только проверками.

- Кощунство - проводить проверки во время кризиса, - говорит Дмитрий К., продающий бытовую технику в одном из столичных торговых центров. - Многие люди не могут расплатиться за аренду. А если их еще и проверками кошмарить, так они совсем загнутся.

ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ «МАЛЫШЕЙ»

Многие предприниматели уже научились самостоятельно защищаться от недобросовестных инспекторов.

- Не могу сказать, что нас сильно мучают, - у нас ничего не срубишь, - заявила корреспонденту «КП» Анна С., владелец частного медицинского центра в Москве. - Наняли хорошего директора, которая навела порядок, - теперь подкопаться не к чему. А вот раньше к нам приезжали 25-летние инспектора на «Мерседесах» и требовали денег. Она их быстро отучила: сразу к себе в кабинет заводила и проверяла их полномочия. Оказывалось, что прав на проверку у них было гораздо меньше, чем говорили.

Но и опытный управленец не панацея. Помощь бизнесу нужна в другом. По словам предпринимателей, есть два типа лазеек, которыми активно пользуются чиновники. Во-первых, законы меняются так часто, что уследить за ними очень сложно, особенно малому бизнесу.

- К примеру, не получается следить за изменениями трудового законодательства, - говорит Александр З., он торгует текстильной продукцией на одном из московских рынков. - Скажут, что трудовой договор некорректно составлен, вместо рабочих дней указаны календарные или наоборот. Говорят, до 2 лет тюрьмы могут впаять. Нужно хорошего юриста держать, чтобы за всем следил, а чем я ему платить-то буду?

Тем не менее права работников нужно соблюдать. Во-вторых, мешают и явные несуразности в законах, которые остались чуть ли не с советских времен.

- Чтобы делать анализ крови, надо получить лицензию на ведение лабораторной деятельности, - говорит Анна, владелец медцентра. - А она предусматривает, что в поликлинике должно быть как минимум три аппарата для проведения разных анализов. А зачем, если давным-давно существует единый комбайн-прибор, который все анализы делает? Стоит он 300 тысяч долларов. Нам что, три таких покупать? Получается ловушка, выгодная чиновникам.

Может, лучше властям решить эти коллизии, которые помогают недобросовестным инспекторам, чем массово отменять все проверки? Ведь иметь дело с горе-врачами или с палатками, где торгуют протухшими продуктами, москвичам не хочется.

- Есть серьезный риск, - считает представитель общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Дмитрий Лесняк. - Вот представьте: два ларька с шаурмой. В одном правила худо-бедно соблюдают и продают нормальное мясо. А в другом торгуют собачатиной. Конкурентные преимущества, естественно, получит второй, потому что там шаурма будет дешевле.

Но это уже совсем другая история.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В МОСКВЕ

Всего в малом бизнесе в столице заняты более 2 млн. человек. Малым считается предприятие, выручка которого не превышает 400 млн. рублей в год. А вот предельное число работников в различных отраслях колеблется. К примеру, в рекламном бизнесе «малышом» считается агентство, в котором работают менее 15 человек, а в строительном - менее 100 человек.