Премия Рунета-2020
Москва
+19°
Boom metrics
Москва17 мая 2009 22:00

Московские пробки предсказали еще в 1914 году

«Комсомолка» изучила фильмы и открытки прошлого века. Оказалось, что там в точности изображена современная столица
Источник:kp.ru

Заглянуть в будущее - мечта каждого. Но для того, чтобы узнать, как будут выглядеть городские пейзажи много лет спустя, необязательно изобретать машину времени. Достаточно посмотреть старые фантастические фильмы и картины художников-футуристов. Они, как выяснила «Комсомолка», предвидели все. Ну или почти все...

БОЛЬШАЯ СТАЛИНСКАЯ СТРОЙКА

Первый фильм, в котором зрители могли увидеть пейзажи будущей Москвы, был вовсе не научно-фантастическим. Комедию «Новая Москва» (режиссер Александр Медведкин) в 1938 году снимали как иллюстрацию сталинского Генплана радикальной перестройки столицы, то есть по реально существовавшему проекту реконструкции города. В начале 30-х годов Москва в архитектурном плане мало чем отличалась от самой себя образца начала века. Не было ни метро, ни высоток, ни ВДНХ. Но масштабные идеи уже витали в воздухе. Оставалось только дать им визуальное воплощение. По сюжету фильма деревенский парень Алеша и его товарищи создали модель новой Москвы. Алеша отправляется в столицу, чтобы представить эту модель на выставке. Финальные кадры ленты показывают, что же напридумывали для столичных пролетариев. Здесь вам и Новый Арбат, и широкие проспекты, и Крымский вал с мостом в районе Парка культуры. Вся эта красота вырастает на местах ветхих лачуг, зданий времен Николая II, храмов и церквей. «Идеологически чуждую» архитектуру в фильме уничтожают взрывами. Но, даже несмотря на то, что кино снимали, используя эскизы советских архитекторов, сбылось не все. Главный недострой - здание Дворца Советов, которое планировали возвести на месте храма Христа Спасителя. Огромное сооружение с гигантской статуей Ленина на крыше задумывалось как главный символ победы социализма в отдельно взятой стране. Но не срослось. Здание начали строить, но успели только заложить фундамент. Грянула война, а после нее всем было уже не до помпезности.

Кстати, судьба фильма была печальной.

- На следующий день после премьеры в газете «Правда» вышла разгромная рецензия, - говорит киновед, член Союза кинематографистов РФ Сергей Кудрявцев. - И картину положили на полку. Точные причины неизвестны: то ли кино не понравилось Сталину, то ли режиссеры Пырьев и Александров (авторы «Трактористов» и «Волги-Волги» соответственно. - Ред.) сплели интригу, опасаясь появления конкурента.

Следующего фильма с футуристическими панорамами столицы зрителям пришлось ждать без малого полвека. В начале 80-х на советские экраны вышли две детские киноленты - «Гостья из будущего» режиссера Павла Арсенова и «Лунная радуга» Андрея Ермаша, в которых авторы фантазировали на эту тему. Самое интересное, что их фантазии начали сбываться!

БАШНЯ «ФЕДЕРАЦИЯ» ИЗ 1983 ГОДА

Скромные по тем временам возможности для создания спецэффектов не позволили развернуться фантазии режиссера «Лунной радуги». Но несколько кадров из фильма можно смело назвать пророческими. Взять хотя бы округлую высотку из стекла и бетона (см. фото). Да это же башня «Федерация» в «Москва-Сити»! Получается, киношники предсказали появление делового района столицы еще в 1983 году.

- Творческие люди часто могут предвидеть логику развития того или иного направления искусства, - объясняет искусствовед Ирина Ярцева. - Например, в архитектуре часто бывает так, что новый материал уже изобретен, а применения ему еще не нашли. Вот художники и придумывают, как бы им распорядиться. Правда, прогнозы «Гостьи из будущего» явью пока еще не стали - ничего похожего на Институт времени и КОСМОЗОО в Москве нет. Зато о появлении летающих флипов (то есть воздушного такси) столичные чиновники говорят чуть ли не раз в квартал. Заработать оно вроде бы должно не позже 2011 года. Учитывая, что действие фильма происходит в 2084 году, у властей еще есть время сказку сделать былью.

ЗАТОРЫ И «ДЕТСКИЙ МИР»

Были предсказатели не только среди режиссеров. Советское фантастическое кино все-таки не сравнить с американским - бюджеты не те. А вот художникам ничто не мешало включить фантазию на полную мощь. В далеком 1914 году живописцы из мастерской товарищества «Эйнем» нарисовали серию открыток «Москва будущего». Мастера постарались изобразить, какими будут столичные пейзажи 200 лет спустя. Но не прошло и века, как картинки с открыток стали воплощаться в жизнь. Например, монорельс. Дореволюционные художники к поездам, ходящим по воздуху, питали явную слабость. Угадали - монорельс в Москве открылся в 2004 году.

Другое занимательное совпадение - вид Лубянской площади. Появление здесь здания «Детского мира» предсказать смогли в точности, можно даже подумать, что открытку рисовали с натуры. Вот только «Детский мир» построили 43 года спустя, в 1957-м. Предвидели в товариществе «Эйнем» и огромное количество автомобилей, наводнивших Москву в 90-е. «Самодвижущиеся коляски», правда, выглядят причудливо - это либо кабриолеты, либо моторные сани. Зато пробки воспроизведены точно: движение на выдуманном проспекте напоминает современную Ленинградку, а число припаркованных на Театральной площади авто явно не уступает нынешнему.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Андрей СОЛОВЬЕВ, заведующий кафедрой архитектуры Московского государственного строительного университета:

- Все описанные предсказания - это, конечно, свидетельство таланта сделавших их людей. Но этот талант стоит на твердой научной основе и широком кругозоре. Линии, очень похожие на монорельс, к примеру, в 1914 году уже существовали в Берлине. Разумеется, художники-футуристы того времени не могли об этом не знать. Предположили, что в Москве рано или поздно построят что-то подобное, и не ошиблись. С «Детским миром» ситуация иная. Здесь, думаю, как раз архитекторы ориентировались на изображение на открытках. Красивое сооружение, отчего не построить такое же? Легко объяснить и похожесть современной архитектуры на фантастические фильмы 80-х годов. К тому времени подобные небоскребы уже были во многих городах мира, хай-тек прочно вошел в моду.