Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Общество30 августа 2009 22:00

Министр Фурсенко, к доске!

Накануне учебного года «Комсомолка» предоставила возможность главному учителю страны Андрею Фурсенко самому побыть школяром и выполнить задания, которыми традиционно нагружают учеников 1 сентября

Место проведения: вертолет, летящий из Хабаровска в Биробиджан, где министр образования и науки проводил августовские педсоветы, высота - 2 тысячи метров.

Время: 2 часа ночи по московскому времени (9 утра по местному).

«КАК Я ПРОВЕЛ ЛЕТО»

- Андрей Александрович, обычно в первые дни сентября ученики пишут сочинение «Как я провел лето». Для вас сделаю исключение - приму сочинение не письменно, а устно...

- А у меня лета и не было. Все время работа, - задумался министр.

- Единым госэкзаменом занимались? - задаю наводящий вопрос.

- Да. Сейчас будем подводить итоги. В целом, считаю, кампания прошла нормально. Думаю, когда уйдет эмоциональный фон, мы увидим, что гораздо большее количество людей попали в те учебные заведения, куда прежде только мечтали попасть. Это касается не только ребят из столичных городов, но и со всей России.

По последним опросам общественного мнения, многие из тех, кто вовлечен во вступительную кампанию-2009, удовлетворены ЕГЭ как формой проведения экзаменов. Я имею в виду и родителей, и учеников, и учителей. Теперь главное - посмотреть, как ребята, поступившие в вузы, будут учиться.

- То есть вы не почувствовали волну недовольства ЕГЭ? Или, наоборот, почувствовали, но готовы держать удар, чтобы система устоялась и заработала по-настоящему?

- «Держать удар» - не совсем правильная формулировка. Мы процесс перевели из экспериментального в штатный режим. Как в любом штатном режиме, в нем есть определенные недоработки. Используя терминологию, которую мы слышали вчера на авиационном заводе, можно сказать: испытательные полеты кончились, начинаем изготавливать серийные самолеты. Это отдельный процесс, который требует большого, скрупулезного труда.

Работы в этом году у нас будет ничуть не меньше. Мы должны добиться того, чтобы результаты ЕГЭ были еще раз проверены, подтверждены учебой ребят, которые поступили в вуз. Мы будем думать, как сделать так, чтобы в следующем году было гораздо меньше вопросов по поводу того, почему тот или иной человек попал в тот или иной вуз, а другой не попал.

- По-вашему, ЕГЭ уже необратим?

- Думаю, да. Он будет, конечно, совершенствоваться. Но точка возврата пройдена.

- Создается президентская комиссия, которая оценит выпускную и вступительную кампании. Не боитесь получить неуд?

- Я жду от комиссии всестороннего объективного анализа ситуации и свежего взгляда на те процессы, которые происходили во время оценки качества подготовки ребят в школе и приема по итогам этой оценки в вуз. Комиссия будет составлена из очень квалифицированных людей из самых разных сфер, которые постараются непредвзято оценить, что произошло, что можно улучшить.

- Значит, чиновники Минобрнауки не будут проверять сами себя?

- Если президент решит, что кто-то должен быть от министерства, мы предложим кандидатуры наших сотрудников.

«ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО»

- Тогда будем считать, что оценку за сочинение «Как я провел лето» вам поставит президент, - подвел итог я. - Перейдем к повторению пройденного. В этом году есть вузы, которые не набрали студентов. В следующем году выпуск из школ будет еще меньше. Будут ли закрываться вузы?

- Думаю, речь должна идти не о более жесткой государственной политике, а о помощи вузам в реорганизации. У нас нет задачи закрыть те или иные вузы. Но если все-таки реорганизация происходит, все ребята, которые уже учатся, обязательно будут иметь возможность эту учебу продолжить. Кроме того, при любой реорганизации необходимо думать о трудоустройстве преподавателей.

Но при этом во главу угла нужно ставить развитие высшей школы. Давно пора отказаться от псевдообразования. А оно, к сожалению, пока имеет место, - вздохнул министр.

- Но для того чтобы избавиться от слабых вузов, придется идти на жесткие меры...

- Они и сегодня есть. Например, более строгие правила лицензирования и аккредитации вузов. В этом году ряд вузов не наберет студентов даже на бюджетные места. Ряд негосударственных вузов, ряд филиалов остались без студентов-платников. Это, с одной стороны, сигнал тем, кто будет заниматься их аккредитацией. А с другой стороны, основание для нас уменьшить финансирование этих вузов на то количество бюджетных студентов, которых они недобрали. Сэкономленные средства будут перераспределены в пользу тех, кто обеспечивает лучшее образование. В частности, мы предполагаем, для вузов - победителей конкурсов исследовательских университетов по специальностям, приоритетным для государства, - уменьшить соотношение количества студентов на одного преподавателя. То есть норма финансирования будет увеличена.

Мы также должны обеспечить все необходимые процедуры для реорганизации вузов. Может быть, для объединения их. И сделать это необходимо быстро.

- Вузы будут укрупнять, филиалы - закрывать. А учителей сокращать будут?

- Сокращение учителей кое-где уже происходит в рамках перехода на новую систему оплаты труда. Идет оптимизация структуры общеобразовательных учреждений. Но она не связана с уменьшением финансирования. Я хочу подчеркнуть это! - Фурсенко на мгновение задумался. - У нас под словом «оптимизация» обычно подразумевается сокращение. Финансирование, насколько я знаю позицию большинства регионов, сокращаться не будет. Но, думаю, где-то школы будут объединяться, где-то - реорганизовываться.

Речь идет об улучшении качества образования. Нельзя обеспечить хороший уровень знаний в школе, где учатся 5 - 7 человек. Если есть возможность этих ребят присоединить к более крупной школе с лучшим оборудованием, с лучшим педагогическим персоналом, это надо делать.

Бывают случаи, когда это невозможно. Тогда мы должны находить другие выходы. Но поверьте мне: в ряде случаев отказ от реорганизации связан не с нецелесообразностью этого объединения, а с эгоизмом людей, которые работают в этой школе. Они беспокоятся о себе. И их можно понять. Но все-таки главный человек в школе - это ученик. Надо в первую очередь думать о том, как сделать так, чтобы ученику было лучше.

- В школу молодежь идет с неохотой. Будет ли федеральная программа поддержки молодого учителя?

- У нас школа - это муниципальное учреждение. Мы на федеральном уровне можем обеспечить более активную работу с педагогическими вузами, развивать курсы повышения квалификации учителей.

Для поддержки молодого учителя мы рекомендуем использовать опыт ряда регионов. Это и подъемные, и предоставление жилья, и социальные преференции, и меры по повышению заработной платы в течение первых лет работы. Считаю, поддержка молодого учителя, помимо материальной, должна быть и моральной. Очень важно создание правильного имиджа учителя. Этим мы будем заниматься. 2010 год в стране объявлен Годом учителя.

«ЗАДАНИЕ НА ЗАВТРА»

- Переходим к домашнему заданию, - вхожу я в роль бывалого преподавателя. - Вы как-то сказали, что есть смысл сократить количество школьных учебников...

- Я сказал не совсем так. Я сказал, что мы должны более жестко относиться к качеству учебников. Волей-неволей это приводит к тому, что количество учебников сокращается. И этот процесс не надо рассматривать как негативный. Упорядочение количества учебников помогает учителю да, в общем, и ребятам. При переходе из школы в школу у них меньше проблем с продолжением учебы по знакомой программе.

Но не должно быть жесткого сокращения количества учебников. Хотя как раз учителя постоянно предлагают ввести по каждому предмету один учебник. Но это невозможно. Есть профильная школа. И в каждом профиле, конечно, учебник должен быть свой. Есть школы разных ступеней, и в них тоже разные учебники. Поэтому, даже если мы будем стремиться к унификации, все равно учебников по каждому предмету будет несколько.

- А что делать школам, которые забиты книжками, выбывшими из перечня рекомендованных?

- Сдавать в макулатуру. Если учебник по тем или иным причинам не рекомендован, то, как бы школа ни хотела использовать его, он нелегитимен. Он же не рекомендован не потому, что физически устарел, а потому, что были претензии к его содержанию.

- Учебники, которые попали в перечень этого года, будут жить 4 - 5 лет, как им и полагается?

- Пять лет действует гриф министерства «Одобрено» и «Допущено» к использованию в образовательном процессе.

- Можно ли ожидать, что правила выпускных испытаний в школах и правила приема в вузы в этом году будут известны в октябре, а не в конце декабря, как было в прошлом году?

- Правила появятся вовремя. Думаю, кардинально от документов, которые действовали в этом году, они отличаться не будут. Но некоторые нововведения будут. Это касается и организации ЕГЭ, и олимпиад, и содержания, и контрольно-измерительных материалов. А вот предложение о том, чтобы ограничить число учебных заведений, в которые можно подавать документы, я комментировать не буду. Не хотелось предварять решение, в какой части это будет учтено. Думаю, что окончательно это станет понятно после работы президентской комиссии.

Но хочу сказать, что в любом случае проблемы олимпиадников и льготников в этом году коснулись небольшого количества абитуриентов. Большинство ребят подавали документы в 5 - 7 вузов максимум. Многие были зачислены в первой волне. И большинство вузов укомплектовано в первую волну зачисления.

- Будут ли сокращены бюджетные места?

- Точно не будет уменьшаться соотношение этого года - 400 бюджетных мест на тысячу выпускников. Если и будет небольшое сокращение, то с учетом тех невостребованных бюджетных мест, которые были в этом году.

- Их около трех тысяч.

- Точных цифр пока нет. Только 21 августа произошло последнее зачисление. Более того, некоторым вузам было разрешено провести дополнительный прием. Поэтому пока трудно сейчас оценить, сколько вакансий не закрыто. Предполагаю, что их больше, чем три тысячи.

...В этот момент прозвенел звонок. Точнее, наш вертолет приземлился. Министр отправился на очередную встречу с учителями.

СКАЗАНО!

«Повторный ЕГЭ по профильному предмету позволит получить объективные оценки... Есть вузы, которые выступили с такой инициативой. Считаю, что это правильно... Если человек ранее набрал 100 баллов по ЕГЭ, а при повторной проверке - только 20, то его прежний результат вызывает сомнение. Если студент не подтверждает полученные на ЕГЭ оценки, то после первой сессии его могут отчислить, и это позволит выявить тех, кто заплатил за высокие результаты».

(Министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО - на совещании в Кировской области 29 августа.)