Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Здоровье29 сентября 2009 22:00

Не выбирайте сгоряча больницу, полис и врача

Как в кризис тратить меньше, а лечиться лучше? Отстоять свои права читателям «КП» помогает президент Лиги защитников пациентов, председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Александр Саверский

НЕ ДАЙТЕ СЕБЯ РАЗВЕСТИ НА ЛОЖНЫЙ ДИАГНОЗ

- После гинекологического обследования в платном медцентре моей маме сказали, что ей нужна операция, которая стоит больше 100 тысяч рублей. Врачи объяснили, что в обычной бесплатной больнице хороших технологий для такого лечения сейчас нет. Подскажите, пожалуйста, правда ли это? - попросила нас выяснить читательница Мария.

- Для начала я бы выяснил, действительно ли так уж необходима эта операция, - удивил нас Александр Саверский. - В своей практике мы не раз сталкивались с ситуациями, когда пациентов разводили на лечение путем постановки ложных диагнозов либо предлагали дорогостоящие хирургические методы без необходимости.

Да ведь и «Комсомолка» не раз писала, как часто находят несуществующие диагнозы, требующие «срочного лечения», - особенно активно такая диагностика процветает в области гинекологии и мужского здоровья (см. материалы наших корреспондентов на сайте kp.ru).

А ТРИ ГОЛОВЫ ЛУЧШЕ!

Лига защитников пациентов советует всем больным и их родственникам: обязательно перепроверяйте диагноз! Так вы, с одной стороны, избежите разводки на деньги, с другой - больше шансов уберечься от неверного лечения из-за неправильно определенной болезни.

- Оптимальный вариант - посетить трех врачей в разных лечебных учреждениях, - говорит Александр Саверский. - Одно из ваших посещений должно быть в платную поликлинику - там заинтересованы найти побольше недугов, второе - в бесплатную: там в лечении особо не заинтересованы и отсеют лишние диагнозы. И, наконец, третий визит к врачу с результатами предыдущих посещений станет контрольным.

Как показывает практика, именно такой метод, несмотря на дополнительные затраты времени и, возможно, средств на перепроверку диагнозов, позволяет в дальнейшем получить более качественное лечение и избежать бесполезной траты немалых денег.

ДОКТОР ОБЯЗАН ВАМ ВСЕ ОБЪЯСНЯТЬ

- Очень важно, чтобы врач был готов подробно и доступно объяснить вам ваше состояние, особенности предстоящего лечения и возможные последствия, - говорит Александр Саверский. - Если такого контакта нет, я сразу советую искать другого доктора.

Конечно, в системе платных медуслуг возможности по выбору врача и клиники широкие. Тут при поиске своего доктора можно ориентироваться на репутацию медцентра, рекомендации знакомых, отклики в Интернете и т. д. А что делать тем, у кого не хватает денег, особенно по нынешним временам, и приходится обращаться к услугам бесплатной медицины?

Как известно, по полису обязательного медстрахования (ОМС) гражданина прикрепляют к одной конкретной поликлинике и больнице по месту жительства. Какой уж тут выбор?

- Не забывайте, что закон гарантирует пациенту право выбора врача и лечебного учреждения именно в рамках бесплатной медицины, - напоминает Александр Саверский.

КАК ПРИКРЕПИТЬСЯ К ХОРОШЕЙ КЛИНИКЕ

Если вас не устраивает нынешний лечащий врач и(или) поликлиника (больница), к которой вы прикреплены по полису ОМС, то нужно действовать так:

1. Позвоните в страховую компанию, телефон которой указан в вашем полисе ОМС, и выясните, с какими лечебными учреждениями (поликлиниками, больницами) у них заключены договоры на прием и обслуживание пациентов.

2. Выберите лечебное учреждение, к которому вы хотели бы прикрепиться, из этого списка и попросите страховщиков посодействовать вам: помочь составить необходимое заявление и обратиться к главврачу соответствующей клиники.

НА ЗАМЕТКУ: если страховая компания не идет вам навстречу, пытается «замылить» дело и т. п., обращайтесь с жалобой в территориальный Фонд обязательного медстрахования в вашем регионе (координаты можно найти по справочной или на сайте http://www.ffoms.ru/).

3. Передайте заявление о прикреплении главврачу выбранной вами клиники.

Обратите внимание на следующие нюансы:

Если вы хотите лечиться в муниципальном или государственном медучреждении, с которым у вашей страховой компании договора нет, то нужно выяснить, какие страховщики работают с интересующей вас поликлиникой. Затем обращайтесь в соответствующую страховую компанию за оформлением нового полиса ОМС.

Чтобы воспользоваться правом на выбор нового лечащего врача, вам нужно обратиться к нему и получить его согласие лечить вас. Обратите внимание: закон предусматривает, что прикрепление новых больных допускается только с согласия лечащего врача. В принципе медики заинтересованы в увеличении количества пациентов (это отражается на их зарплате) и обычно отказывают тогда, когда нагрузка у них уже зашкаливает.

Получив одобрение лечащего врача, вы можете смело писать заявление о выборе этого доктора главврачу поликлиники (больницы).

ЕСЛИ ВЫМОГАЮТ ДЕНЬГИ

- Мою родственницу положили в областную больницу бесплатно, по полису. Сразу же сказали, что нужно платить за капельницу, самим покупать таблетки, белье свое принести или заплатить. Даже за обед деньги требуют! - позвонил нам с жалобой читатель Сергей.

Кажется, медиков можно понять: нехватка средств - традиционная беда нашего здравоохранения.

- Сейчас это миф! - утверждает Александр Саверский. - В этом году на здравоохранение у нас выделено около одного триллиона двухсот миллионов рублей. На каждого жителя страны (заметьте, как больного, так и здорового!) приходится 350 - 400 долларов. Это вполне ощутимые деньги. Я уже не говорю об акушерстве, где за каждой пациенткой 10 тысяч рублей идет по родовому сертификату, кроме других источников.

Поэтому, если с вас «по традиции» продолжают требовать деньги за медикаменты, анализы, процедуры и т. д., то сейчас вполне обоснованно и эффективно можно этому противостоять.

Сначала мы советуем самому пациенту или его родственникам поговорить с главврачом: почему при бесплатном по Конституции РФ (ст. 41) стационарном лечении и (или) за анализы, обследование просят заплатить? Главврач, видя вашу настойчивость и намерение разобраться, может сразу принять необходимые меры и своими силами урегулировать вопрос.

ДАЛИ СНОТВОРНОЕ, ЧТОБЫ НЕ ЖАЛОВАЛАСЬ!

Если же такой шаг не поможет, президент Лиги защитников пациентов советует, не теряя времени и не смущаясь, обратиться в прокуратуру: сообщите, что вам отказываются предоставлять гарантированную законом медпомощь бесплатно.

Разумеется, любой пациент тут же возразит: да после таких жалоб обозленные врачи залечат так, что мало не покажется!

- Практика уже развеяла и этот миф! - утверждает Александр Саверский. - На моей памяти (за последние 9 лет. - Прим. ред.) лишь однажды пациентке дали пятикратную дозу снотворного, чтобы она «поменьше разговаривала и жаловалась» (женщина выжила). В абсолютном же большинстве случаев обращение к главврачу и в правоохранительные органы перед началом лечения и в процессе его дисциплинирует медиков. Повторяю: это не голословное утверждение, а проверенный и доказанный практикой факт.

ВАЖНО!

За осложнения от прививок положены компенсации

Такие гарантии содержит Закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней». Если в результате прививки ребенок или взрослый получил осложнения, то ему полагаются:

единовременное пособие в размере 10 тысяч рублей при особо тяжелых осложнениях (их перечень утвержден специальным постановлением правительства, уточнить список можно в Фонде социального страхования РФ, за счет средств которого выплачиваются компенсации);

ежемесячная компенсация в размере 1 тысячи рублей, если осложнение привело к инвалидности.

Также Александр Саверский рекомендует предъявлять иск о компенсации всех материальных убытков и морального вреда к компании-производителю вакцины.

ЭТО ПРИГОДИТСЯ

Образцы заявлений, претензий, исков, а также подробные советы по защите прав пациентов и их родственников в самых разных жизненных ситуациях можно найти в новой книге Александра Саверского «Права пациента на бумаге и в жизни».