Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество27 ноября 2009 7:00

У меня учитель - робот

В школах Челябинской области конструирование роботов стало частью учебного процесса
Источник:kp.ru

НОВИЧКАМ ВЕЗЕТ

Для азиатских команд это было шоком: никому не известные парни из южноуральской глубинки одним махом ворвались в число лидеров, потеснив признанных фаворитов из Японии, Китая, Сингапура. «Серебро» на мировом первенстве в Иокогаме! И кто? Новички, без году неделя в лего-конструировании!

Да, год назад девятиклассники из села Степное Челябинской области Михаил Горбунов и Андрей Зарипов лишний раз подтвердили избитую истину, что новичкам везет. Собранный из лего-деталей и запрограммированный ими робот прошел заданную траекторию быстрее, точнее и стабильнее, чем у большинства конкурентов. На белом поле трассы, размеченном черными линиями, их машина уверенно проехала сквозь тоннель, проползла через «болото», преодолела горку, метко сбила расставленные цели.

Человек, который впервые видит «осмысленные» перемещения лего-роботов, с трудом понимает, как обычная с виду игрушка может превратиться в машину, снабженную «интеллектом». Залог победы в соревнованиях - в конструкции и заданной программе. И лишь немного - в везении. В этом году степнинские робо-конструкторы рассчитывали на «золотые» олимпийские медали. К поездке в Южную Корею готовились, как настоящие спортсмены, в насыщенном темпе.

- Ребята до десяти вечера в классе тренировались, им родители сюда даже ужин приносили, потому что домой дозваться не могли, - рассказывает их наставник, учитель информатики Сергей Мухин. - Утром и днем - уроки, а потом - несколько часов занятий.

Кстати, во время соревнований на сборку робота дается около двух часов. А на тренировках ребята затрачивали 40 минут. И только случайность не позволила им войти в число призеров. Тем не менее, несмотря на досадную поломку робота в первом заезде, прошлогодний призер соревнований Михаил Горбунов и новичок Владислав Дымков смогли во второй попытке наверстать упущенное и занять 7-е место в средней возрастной категории среди 250 команд из 24 стран. К сожалению, остальные 30 команд из России не смогли добиться аналогичных результатов.

И все же в лего-конструировании медали - не самое главное. Здесь как нельзя кстати подходит поговорка: главное - не победа, а участие. Увлечение роботами объединяет разные предметы - математику, физику, английский язык... и даже географию. «В нашей школе теперь даже первоклассники знают, где находятся Южная Корея и Япония и как называются их столицы», - делятся наблюдениями учителя.

- Владеют компьютерными навыками сейчас почти все, а вот когда дело доходит до информатики и программирования, многие начинают плавать и теряют интерес, - говорит Сергей Мухин. - Лего-роботы помогают понять темы, связанные с программированием, осознать абстрактные понятия, например, такие, как система команд исполнителя, алгоритм.

Лего-роботы - отличное пособие и для других предметов. Например, с их помощью можно не просто изучать механизмы, различные силы, физические явления, но и буквально самому приложить к ним руку. Подобная форма подачи материала нравится ученикам - им интересно повторить или поставить свой собственный эксперимент. Так что теперь во всех районах Челябинской области стали демонстрировать видеоуроки, в которых используются лего-роботы.

- Я более углубленно стал изучать математику, потому что в программах микропроцессорного блока роботов используются кубические и другие формулы, - рассказывает Михаил Горбунов. - Попросил учительницу дополнительно позаниматься со мной. Я не знаю, поможет ли это увлечение поступить в вуз - я еще не решил, куда буду поступать, но то, что оно уже повлияло на мою жизнь, это точно. Я стал ответственнее относиться ко всему. На соревнованиях надо по максимуму выкладываться, и я понял: чтобы чего-то добиться, вкалывать надо везде.

Ну а шансы стать студентом у Михаила довольно большие. Прошлым летом на раскопки в Пластовский район Челябинской области приезжали американские ученые. Работали, знакомились с жизнью российской глубинки. Само собой, в Степном им в первую очередь показали местную школу. Когда ученые мужи увидели серебряные медали мирового первенства, среагировали единодушно: «Да у нас это - пропуск в любой университет»!

Преподаватели челябинских вузов тоже присматриваются к смышленым ребятам, увлекающимся лего-конструированием. В процессе подготовки к соревнованиям рождаются идеи, которые вырастают в серьезные проекты.

- А это никакими ЕГЭ и тестами не измеришь, - уверен министр образования Челябинской области Владимир Садырин.

РОБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Сам министр признается: он до сих пор еще не собрал ни одного лего-робота - времени нет. Но именно с его подачи губернатор Челябинской области Петр Сумин ввел робовладельческий строй в систему образования: сегодня у всех 667 средних школ региона есть как минимум один набор для конструирования, а на областные соревнования заявляются 600 команд!

Пару лет назад Владимир Садырин посетил в Лондоне самую крупную международную выставку образовательных технологий - BET. В составе российской делегации ездил по разным британским школам - муниципальным, сельским, частным. И не увидел ни одного урока. Где бы ни появлялись гости из России, им везде показывали соревнования по лего-конструированию.

- Я очень удивился, потому что это было не совсем привычно. Но когда учителя объяснили, зачем это делается, я понял, что лего-роботы и у нас можно использовать в учебном процессе.

Можно привести немало примеров, когда в России покупали «железо», а потом любовались им, не зная, с какой стороны подступиться. В Челябинской области плацдарм для внедрения новой идеи уже был создан. Еще в 2005 году она вошла в проект информатизации системы образования. На переоборудование материальной базы областной системы образования было направлено 1,5 миллиарда рублей. И сейчас министр Садырин не без гордости говорит о том, что технологиями образования пользуются другие отрасли: коммунальщики, культура, здравоохранение, органы управления. Например, в октябре в регионе были проведены 24 видеоконференции - никого не пришлось вызывать в центр, срывать с места. Да и технически это зачастую сложно сделать: только в областной педагогической коллегии принимают участие 3 тысячи учителей со всех районов. С помощью новых технологий они общаются друг с другом, делятся опытом, не выезжая в областной центр.

Купив технику, в области начали учить педагогов работать на ней. Поначалу приходилось стимулировать не только пряником, но и кнутом. Например, директор одной из школ запретила своим подчиненным писать заявления на отгул и отпуск от руки - принимала только набранные на компьютере и распечатанные на принтере заявления. На первый взгляд - самоуправство. Зато теперь учителя этой школы сами делают анимационные обучающие фильмы и со смехом вспоминают свои первые шаги в мире новых технологий.

- «Комсомолка» не раз писала о том, что ламеры не могут учить юзеров, - говорит Владимир Садырин. - А так как сегодня дети уже в раннем возрасте знают компьютер лучше многих взрослых, мы решили проблему противостояния, объединив педагогов и учеников в команды и объявив конкурс школьных сайтов.

В результате стали появляться ресурсы, которыми заинтересовались даже ученые университетов. Например, такие, как сайт гимназии № 26 из Миасса, посвященный реликтам и эндемикам Южного Урала. Популярны сайты и у школы из Снежинска. Учителям настолько пришлось по душе цифровое пространство, что они просят Министерство образования разрешить им вести электронный журнал успеваемости и отказаться от бумажного аналога.

В конкурсе школьных сайтов было 10 номинаций. Выигрывает школа - получает 100 тысяч рублей. Куда тратить - ее дело. Но, что интересно, никто не потратил выигрыш на премии - средства вложили в новую технику, локальную сеть, оборудование для школы.

Понятно, что участвовали в проектах самые энергичные педагоги, но, по словам Владимира Садырина, их оказалось достаточно для того, чтобы заразить остальных. И непродвинутые учителя уже беспокоятся: а что это я мелом до сих пор пишу, если можно электронную доску в классе повесить?

Благодаря моральной подготовке и материальной поддержке южноуральские учителя смогли объединиться в общественное движение в области лего-конструирования. Формируют команды для соревнований, используют роботов на уроках, учатся сами.

- Одно из достижений нацпроекта «Образование» - создание одинаковых условий для городских и сельских школ. Если человек талантлив, то независимо от того, где он живет, мы должны помочь проявиться его таланту, - говорит Владимир Садырин. - Главное, надо быстрее осмысливать новые технологии, которые мы получили в свое распоряжение. Пока многие начинания держатся на энтузиастах. Но в том, что у нас масса талантливых людей, благодаря которым мы можем перейти на новый уровень, у меня нет сомнений.