Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+13°
Boom metrics
Звезды31 января 2010 22:21

Роттердам-2010: «вмазаться» и забыться

Грузинские фильмы сейчас можно посмотреть, кажется, только на фестивале в Голландии

Грузинское кино знаменито своими чудиками, неприкаянными «певчими дроздами», порхавшими по жизни без видимой цели отнюдь не только в знаменитой картине Отара Иоселиани.

В фильме «Дни на улице» (Street Days), показанной в конкурсе Роттердама, они порхают с далеко идущей целью. Купить, достать, добыть наркотики. Взрослые, пожилые, юные, усатые, седые, лысые, тощие, пузатые, потасканные и пока еще не тронутые жизнью дрозды. Они собираются под окнами школы, в которой учились. У теперешних школьников, очень напоминающих персонажей Гай Германики, с ними много общего, ведь они тоже мечтают «вмазаться» и забыться.

Главный герой фильма, растворенный в куче-мале неглавных, — законченный лузер. Такой, если бы и дома сидел, обязательно навлек бы на себя 33 несчастья. А тут — бесцельная беготня в попытках достать «дурь». Беготня по злым тбилисским улицам, где неизвестно кто страшнее — друзья или враги, торговцы наркотиками или пасущие их менты… Закончиться хорошо это не может по определению.

Картина Левана Когуашвили отлично сделана, снята, сыграна. Глядя ее, вспоминаешь подзабытую, но от этого не ставшую хуже грузинскую школу кино, убеждаешься, что за эти годы традиция не прерывалась.

По внешним признакам «Дни на улице» — «чернуха». По внутреннему же содержанию — абсолютно классическое христианско-философское, даже моралистическое кино, сделанное на материале сегодняшней разрухи в головах и на улицах и лишенное метафор и прочей образности, которую простаки принимают за искусство. Его автор отлично знает, как надо и как не надо жить, и желает поделиться этим знанием со зрителями.

Такое, осененное внутренним светом, глубоко трагическое по звучанию, кино всегда было в Грузии, достаточно вспомнить «Покаяние», да и многие другие картины. Герой этого несравненно более скромного фильма, мучимый остатками совести, тоже стоит перед проблемой, извините за выражение, морального выбора. Он решит ее, принеся в жертву свою никчемную жизнь. Никто особо убиваться не будет.