Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+19°
Boom metrics
Звезды28 мая 2010 13:00

Роман Козак: «Наше время — это время дилетантизма и попыток приукрасить пустоту»

[Последнее интервью] режиссера "Комсомолке"

Месяца два назад Роман Козак побывал в гостях на радио «КП». Тогда он только что вернулся из Германии, где его лечили немецкие врачи. Нашу встречу пришлось на неделю перенести. Немцы попросили Козака дождаться результатов анализов и до тех пор не отпускали в Москву.

Результаты вроде бы были хорошие. И Роман Ефимович с бодрым настроением пришел в «Комсомолку». Шли полным ходом репетиции спектакля «Бешеные деньги», премьера которого в театре им.Пушкина состоялась 8 мая. Сегодня мы печатаем фрагмент того разговора.

Про спектакль «Бешеные деньги»

- Островским я никогда раньше не занимался, даже в школе-студии со студентами отрывочка не сделал, - признался Козак.- Но, видать, время подоспело. Реплика, написанная Островским: «из бюджета я не выйду», звучит сегодня очень актуально.Вообще, слово «бюджет» - это ключевое слово в пьесе. Некоторые зрители могут подумать, что это Козак вставил слово. Но это написано Островским. И текст современный, и история – взята прямо таки из сегодняшних газет.

- В спектакле «Бешеные деньги» заняты замечательные актеры – Вера Алентова, Виктор Вержбицки… А еще - Иван Ургант, Николай Фоменко. Они хоть и актеры по образованию, но зрители их воспринимают, как телезвезд. Как вам удалось уговорить Урганта - он очень занятой человек?

- Я ничего особенного не говорил. Я позвонил Ване – давайте встретимся, у меня есть предложение. Хотя, думаю, у него таких предложений – сыграть в спектакле - пруд пруди. Скорее это вопрос к Ивану, что его побудило ответить «да». Ваня, как умный человек, понимал, что есть возможность в хорошей компании – а компания действительно прекрасная (тьфу-тьфу-тьфу, стучу по деревянному столу) - сделать что-то интересное в драматическом театре, к которому он относится неравнодушно. Кстати, и Фоменко и Ургант – выпускники школы Александринского театра. Учителя у них были гениальные.

… «Я вспыльчивый»

- Сейчас больной вопрос –склоки в московских театрах. На слуху конфликт в театре Станиславского и в театре им. Ва хтангова. А вы почти за 10 лет работы в театре Пушкина как-то умудряетесь жить мирно.

- Меня нельзя назвать неконфликтным человеком, я вспыльчивый. Но я пришел в этот театр работать и хотел сделать его центральным московским театром, хотя бы в соответствии с его географическим расположением. Он же находится на Тверском бульваре. Он должен отвечать своему названию. Когда я пришел, была довольно плачевная ситуация: несколько командировочных в зале, несколько зашедших с Тверского бульвара с бутылкой пива…

Меня пугали, что в актерском цехе и в администрации клацают зубами акулы, что там тебя съедят. Но я не боялся. Во-первых, я несъедобный. Во-вторых, нет времени склоками заниматься. Поэтому и конфликтов не было, началась работа. А люди оказались в театре им.Пушкина очень интеллигентными.

- Роман Ефимович, ваша супруга - хореограф Алла Сигалова, очень яркая личность. Как удается двум творческим индивидуальностям уживаться под одной крышей?

- В смысле, как мы до сих пор не поцапались, что ли… Ну, слушайте, семьи есть семьи – это совершенно другие вещи. У нас есть дети. Нам некогда цапаться, времени нет.

- У Аллы Михайловны, по-моему, кроме работы ни на что другое времени не хватает. Как ей ни позвоню, она все время репетирую.

- При этом, домом занимается она. Я только мусор выношу.

В современном театре много халтуры.

- Наши читатели возмущаются, что очень часто сегодняшний театр напоминает балаган, который предлагает зрителю откровенную халтуру. В чем дело?»

- Очень часто меня охватывает те же чувства, что и ваших читателей. Просто в отличие от обычных зрителей сбежать не могу, потому что сразу донесут, что Козак ушел со спектакля. А уйти очень часто хочется. Что делать, если время наше такое?.. Время дилетантизма и попыток приукрасить пустоту. Я согласен на сто процентов с тем, что вы говорите. Сегодня и в кино, и в театре сделать постановку может любой. Любой! Вот вы достанете завтра у Магомеда тысяч 40 и можете ставить спектакль. А если достанете несколько миллионов, то и на кино хватит.

- К сожалению, халтуру делают не только дилетанты, но и так называемые профессионалы…

- Я вам так скажу: плохого всегда больше, чем хорошего. Потому оно и хорошее, что рождается в муках путем большого количества проб, ошибок и неудач…