Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+20°
Boom metrics
Общество13 августа 2010 14:28

В Москве будут транслировать мусульманские молитвы через громкоговорители?

Москвичей взбудоражило постановление мэра, согласно которому в мечетях установят громкоговорители [обсуждение]

В Интернете поднялся шум. Общественность бурно обсуждает новое постановление мэра Москвы Юрия Лужкова о проведении в столице массовых мусульманских праздников. При этом мэрия дает разрешение на установку около мечетей в 3 округах Москвы автомобилей с громкоговорителями для трансляции молитв. Москвичи отреагировали весьма резко. «А я не хочу слушать намазы, - пишет один из блоггеров. - О мусульманах Лужков подумал, а о других жителях города?» Неужели мусульманские богослужения теперь будут раздаваться в Москве с минарета каждый день, как на Востоке? Мы решили разобраться, в чем дело. - Странно, почему именно сейчас разгорелись такие дебаты, - говорит зам. главы Комитета по связям с религиозными организациями Москвы Константин Блаженов. - Мусульмане лет семь назад впервые обратились в мэрию с просьбой разрешить установку звукоусилителей. Ведь во время праздников в Соборную мечеть на проспекте Мира приходят до 30 тысяч человек. Большинство располагаются на подступах к мечети. И без усилителей не слышат молитву. - А зачем сейчас понадобилось постановление? - спрашиваю. - Мы просто регламентируем эту процедуру уже второй год, - объясняет Константин Блаженов. - Ведь до сих пор мусульманская община сама заключала договор на установку усилителей с «Московской городской радиотрансляционной сетью». Чтобы избежать ненужной бумажной волокиты, теперь все оформлено официально. Но мы не ожидали такой реакции москвичей. Вот, оказывается, в чем закавыка. Наверное, за столько лет москвичи могли бы привыкнуть к трансляциям. Но не привыкли... А ведь на полную мощь усилители мечетей включают только по мусульманским праздникам (до конца 2010 года их ожидается еще три). И лишь на два часа - с 10.00 до 12.00. К мечетям пригоняют две-три машины, и тогда голос муллы слышен на километр. К слову, по пятницам каждую неделю из стационарного громкоговорителя Соборной мечети на проспекте Мира на весь район разносится молитва.

Мусульмане хотят, чтобы их проповеди услышало как можно больше верующих.

Мусульмане хотят, чтобы их проповеди услышало как можно больше верующих.

В ТЕМУ

Рамзан Кадыров: Не знаю, кто пулял красками в девушек без платков, но найду - объявлю благодарность Корреспондент: - В городе (Грозном. - Прим. ред.) имели место инциденты, когда в девушек без платков стреляли красками. Были слухи, что это делается с твоего разрешения... Р. Кадыров: - Если бы даже и с моего разрешения, то я бы все равно не стеснялся. Я занимался этим вопросом. Кого расстреляли красками? Голую женщину, глотавшую какие-то лекарства. На деле оказывается, что тех окрашенных девушек несколько раз до этого предупреждали. Эта девушка... должна стыдиться рассказывать об этом дома. Как она посмотрит в глаза своему брату? «Я была полуголая, живот виден был, юбка длиной на пальцы, просвечивающая футболка...» Но тех, в кого стреляли этой краской, я не видел. Говорят, что стреляли. - С твоего разрешения? - Как это я разрешу пулять красками в людей? - И не знаешь, кто это делает? - Не знаю, но когда найду их - объявлю им благодарность! Из интервью Рамзана Кадырова телеканалу «Грозный» 3 июля 2010 года (перевод с чеченского - ПЦ «Мемориал»). У СОСЕДЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ Тут в главной соборной мечети одновременно могут молиться до 7 тысяч человек. Молитвы транслируют через громкоговорители. Но динамики установлены только внутри мечети, и их слышат только молящиеся. ОРЕНБУРГ Практически во всех мечетях здесь есть громкоговорители, по которым читают намаз. Слышно за многие кварталы. Местные жители стали возмущаться, что намазы мешают им спать. В результате после 23 часов мечетям запретили использовать усилители звука. УФА Во всех пяти мечетях Уфы после перестройки установили усилители звука. Молитва читается и транслируется на всю округу пять раз в день в течение всего года. САРАТОВ Трансляция намазов проводится в единственной мечети. В администрации города уже скопилось немало обращений жильцов соседних домов и вузов с просьбой «сделать молитвы потише». Они мешают не только ночью спать, но и днем учиться. САМАРА В местной мечети усилители звука включают 2 раза в год на крупные мусульманские праздники. И поскольку усилители используют редко, горожан они не беспокоят. ЗВОНОК В СОВЕТ МУФТИЕВ РОССИИ - В прошлые годы мы также ставили у мечетей автомобили с усилителями, но по умолчанию, без постановления мэра, - сообщили нам в приемной Совета муфтиев России. - Соответствующие распоряжения Юрия Лужкова о проведении наших праздников также были, но в них не было пункта, в котором глава города просит выделить установки звукоусиления на базе автомобилей. В этом году эта просьба появилась!.. Все это делается из-за того, что количество мусульман в Москве все время увеличивается и не все желающие могут попасть внутрь. Они стоят неподалеку и тоже хотят услышать проповедь. ОЧЕВИДЕЦ В Брэдфорде уже будят муэдзины Я училась в университете города Брэдфорда. Там вторая по размеру после Бирмингема мусульманская община Великобритании. Эмигранты (в основном из Пакистана) едут сюда нескончаемым потоком. Во многом этому способствует знаменитая английская политкорректность, доведенная уже до абсурда. Живут эмигранты за счет щедрых государственных британских пособий. Ассимилироваться в общество своей новой «родины» мусульмане явно не собираются. Требуют от Англии строительства новых и новых «исламских культурных центров» (причем некоторые из них в Брэдфорде открылись в зданиях, бывших еще недавно церквями) и добиваются разрешения преподавания в местных школах на их родном языке. Власти во многом идут на поводу: не дай бог оказаться обвиненными в нетерпимости и разжигании национальной ненависти. Каждый день рядом с университетом раздавались уже очень знакомые голоса муэдзинов. Пели громко и от души. Слышно было на всю округу. А что же коренное население - англичане? Среди них растет скрытая нетерпимость, часто уже перерастающая в ненависть. Появляются и радикальные организации. Рядом с мечетями в Брэдфорде из «белых» теперь живут только студенты. Жилье им сдают те же пакистанцы - большая часть центра города уже принадлежит им. А «коренные» перебираются подальше, на окраину. Конечно, среди представителей пакистанской диаспоры я встречала очень добрых, светлых и хороших людей. Да и песни муэдзинов - это, может, не самое неприятное, что можно услышать. Но хотелось бы, чтобы это оставалось для нас экзотикой. А не просыпаться под гортанные звуки с восходом в московской квартире. И почему-то там, в Брэдфорде, все приятнее было выезжать в другие города и видеть настоящую, любимую мной Англию. Ведь неизвестно, как долго еще она такой останется... КСТАТИ В Париже громкоговорители на мечетях отсутствуют. Но властям ежедневно приходится перекрывать целые кварталы, чтобы дать возможность совершать намаз. В Италии специфической регламентации такого рода не существует: шум от ночного клуба и призывы с минарета законом никак не разделены. В Риме находится самая большая в Евросоюзе мечеть. Там вещают с минаретов через динамики, но мечеть расположена на окраине, в окружении парков и пустырей, поэтому «почти не слышна» в городе. Татьяна БЕЗРУКОВА МНЕНИЯ ЗА Колокольный звон тоже усиливают. И что? Мне думается, что большинство возмущающихся по поводу решения Лужкова мусульманские молитвы только по телевизору и слышали. А может, вообще не слышали. Но слышать не хотят! Мой знакомый бьет себя в грудь (на которой даже крестика православного нет): «Пусть эти мусульмане у себя дома празднуют. Там глотку рвут. Но не под моим московским окном». А с чего это мы взяли, что они не у себя дома, «эти мусульмане»? Ау, москвичи и те, кто вдруг посчитал себя москвичом! Не забывайте, что вы жители не просто богатого и большого города. Это еще и столица страны, в которой (так, для справки) больше 150 народов. И здесь, в белокаменной, их не меньше. Почему в центре Казани - столицы традиционно исламского региона - вслед за призывом на намаз из мечети Кул Шариф весь Казанский кремль заливает колокольный звон из Благовещенского православного собора? Потому что там всего лишь уважают традиции и религию каждого жителя города. В российской столице вроде бы тоже уважают. Но как-то избирательно. На Пасху, например, колокольный звон из храма Христа Спасителя прогоняют через мощные колонки. Чтобы слышал любой москвич. А в остальные дни колокола бьют в церквях и храмах во всех уголках города - никто не против. Но на москвичей-мусульман, которые в священный для себя месяц попросили возможности услышать молитвы, вдруг ополчились?! Ринат НИЗАМОВ ПРОТИВ Исламские децибелы Есть в столичном районе Отрадное, где я живу со своей семьей, этакий «уголок толерантности». За одним забором рядом соседствуют православный храм, синагога и мечеть. Помню, как лет пять назад на праздничную молитву по случаю окончания Рамадана здесь собралось рекордное количество мусульман. Мест для машин вдоль всей улицы Хачатуряна не хватало, и дежурившие у мечети гаишники нехотя разрешили верующим парковать свои авто на разделительной линии. С тех пор каждая пятница сопровождается пробками на въезде в Отрадное - приехавшие на соборную молитву верующие паркуют свои машины прямо на проезжей части в четыре ряда. Ну да бог с ними, махнули рукой местные жители, через Декабристов объехать можно. Тогда же мусульмане прямо напротив православного храма прирезали пару барашков. Народ местный погудел для проформы да успокоился. С тех пор к нам в район на мусульманские праздники баранов привозят длиннющими фурами, и жители Отрадного знают, как выглядит и «звучит» скотобойня. Теперь нам предлагают новое «развлечение» - исламские децибелы. Мне почему-то кажется, что на праздничном многоваттном азане правоверные не остановятся. По примеру братьев по вере с Северного Кавказа установят громкоговорители на минаретах, и будем мы по голосу муэдзина сверять по часам восход солнца. Нет, я не против того, чтобы столичные мусульмане справляли свои обряды. Мне не нравятся элементы показухи, превращающие мой район в Объединенные Отрадные Эмираты. Кстати, дважды мне приходилось присутствовать на пасхальной службе в центре Грозного. Там православные священнослужители обходятся без матюгальников. И вообще стараются не шибко привлекать к себе внимание. Александр КОЦ МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ Отец Владимир ВИГИЛЯНСКИЙ, руководитель пресс-службы Московского патриархата: «Это допустимо, но не по всему городу» - Думаю, это вполне допустимо. Ведь если запрещать трансляцию молитв, это будет ущемление религиозных прав. Многие мероприятия, в том числе и светские, тоже так проводятся: динамики, экран... Другое дело, нельзя допустить, чтобы звук из мечетей раздавался по всей Москве, всем ее улицам, как в восточных странах. И в то же время не надо перебарщивать с нашими возмущениями. Хотя их причины можно понять. Народ болезненно ко всему этому относится потому, что у нас часто замалчиваются причины многих кровавых конфликтов, терактов... А ведь там практически всегда религиозная подоплека, и народ это видит. Роман СИЛАНТЬЕВ, исламовед, директор правозащитного центра Всемирного русского народного собора: «Исламофобия в столице выше, чем по стране» - Есть целый ряд факторов, из-за которых народ так болезненно отнесся к инициативе московских властей. И важнейший из них - исламофобия. Это связано с тем, что подавляющее большинство террористических организаций создано людьми, заявляющими, что воюют за дело ислама. Поэтому уровень исламофобии в Москве даже выше, чем в целом по стране, - люди просто не верят, что религиозные обряды будут направлены на удовлетворение религиозных потребностей мусульман, а не на агрессивную пропаганду.

Пятница, 13 августа, 16.30. Московская соборная мечеть. Москва и мусульмане.

Пятница, 13 августа, 16.30. Московская соборная мечеть. Москва и мусульмане.

ВОПРОС ДНЯ А как вы относитесь к тому, что над столицей будут разноситься проповеди муэдзинов? Захар ПРИЛЕПИН, писатель, участник боевых действий в Чечне: - Не понимаю, зачем это делать через громкоговорители, но на этой почве я бы не стал вступать в конфронтацию с исламским миром. Мы же тоже звоним в колокола и крестные ходы проводим. Юлий ГУСМАН, режиссер: - Вера - это дело интимное, дело души. Для того чтобы совершать богослужения, есть молельные дома, церкви, мечети... А трансляция молитвы - это кощунство. Тем более что у нас светское государство. Не надо, чтобы шум улицы, гул машин и крики «покупайте пиво!» звучали вместе со священными текстами. Тагир РАХИМОВ, актер театра «Мастерская Петра Фоменко»: - Неужели у нас в Москве это случится?! Вообще-то я не против, если это будет способствовать миру между народами нашего города. Гейдар ДЖЕМАЛЬ, председатель Исламского комитета России: - Хорошая инициатива. Думаю, молитва будет благотворна в том числе и для немусульман. Хотя это, конечно, обострит конфликт. Но я считаю, что чем эта культурно-политическая игра острее, тем лучше. Надо все противоречия и конфликты обнажать, а не загонять вглубь, чтобы они там гнили и отравляли все вокруг. Отец МАКАРИЙ, настоятель Воскресенского храма, Ярославская область: - Надо знать меру в веротерпимости. Попробуйте хоть в одной мусульманской стране на улице просто пройти с крестиком на шее - убить могут! А Россия на 90% православная страна! Светлана КОРОБКОВА, учитель, Саратов: - Я 20 лет прожила в Калмыкии, буддийской республике, и там народные богослужения - дело привычное. Причем поют монахи так громко, что не слышно телевизора. Раз мы светское государство, то должны уважать людей разных конфессий, не забывая при этом и о свободе тех, кто не придерживается какой-то определенной веры. РУХАН, сотрудник Петербургской соборной мечети: - Это плохая идея. Если человек молится, то он не должен привлекать к себе внимание. Московский муфтий Равиль Гайнутдин по образованию артист, шоумен. Видимо, он таким образом выставляет себя напоказ. А вообще-то исламский мир отрицательно относится к тому, чтобы из религии делали шоу. Светлана, читательница сайта KP.RU, Москва: - Я уважительно отношусь ко всем религиозным конфессиям и именно поэтому считаю, что трансляция через громкоговорители недопустима. Россия - это светское государство.