Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Политика20 августа 2010 22:00

Вице-премьер хотел работать в авиации, а министр труда изучала физику

«Комсомолка» выяснила, кем хотели стать белорусские министры и о какой карьере мечтали в школе.

Каждый чиновник мечтает стать министром, как солдат - генералом. Но с чего начинается путь к заветному креслу?

Оказалось, у одних он начинался еще в вузе или даже в училище, а другие выбирали одну профессию, а карьеру сделали совершенно другую.

ПРЯМАЯ ДОРОГА К МИНИСТЕРСКОМУ КРЕСЛУ

В 1979 году Александр Селезнев закончил инженерно-строительный факультет Новополоцкого политехнического института(сейчас - Полоцкий госуниверситет) по специальности «инженер-строитель». Затем почти 20 лет работа будущего министра была связана со стройками: старший прораб, главный инженер стройуправления… В кресло министра архитектуры и строительства Александр Ильич пересел из кресла руководителя аппарата Совмина Беларуси только в 2006 году.

В 1975 году Василий Жарко, будущий глава Минздрава, закончил медучилище по специальности фельдшер, а после армии поступил в Минский медуниверситет. За 20 лет, до назначения министром, Василий Иванович отработал врачом-терапевтом, районным педиатром, возглавлял санаторий, а затем - Белорусский Красный крест.

Будущий глава МИД Сергей Мартынов закончил престижнейший в то время (1975 год.- Ред.) Московскийгосударственныйинститут международных отношений (МГИМО), факультет международный отношений. И в тот же год поступил на службу в белорусский МИД.

Александр Радьков в 1973 году, после Могилевского педуниверситета, стал учителем физики и математики. А затем прошел путь от ассистента кафедры до ректора родного вуза.

По специальности работает и министр по налогам и сборам. Владимир Полуян в 1988 году окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства по специальности «бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности».

МИНИСТР СПОРТА НЕ СТАЛ АГРОНОМОМ, А ГЛАВА ЖКХ - МЕХАНИКОМ

В 1981 году молодой инженер-механик вышел из Моковского авиационного института имени Серго Орджоникидзе и отправился на завод. Но понял, что оргработа и планирование работы предприятия для него гораздо интереснее. Так и начался взлет карьеры будущего вице-премьера Андрея Кобякова. Кстати, у Андрея Владимировича три высших образования. В1991 году он окончил Белорусский государственный институт народного хозяйства и Институт политологии и социального управления компартии Беларуси, получил специальности экономиста, политолога, преподавателя социально-политических дисциплин.

Три высших образования и у министра торговли Валентина Чеканова. Белорусский государственный институт народного хозяйства, затем Институт политологии и социального управления Компартии. А в 2002 году Валентин Сергеевич получил третью «корочку», в Академии управления при президенте Беларуси.

В 19 лет Олег Качан с отличием окончил Смиловичский совхоз-техникум Госагропрома БССР по специальности «агрономия». Но уже там будущий министр спорта и туризма Олег Качан занимался легкой атлетикой, играл в баскетбол за техникум. Позже он поступил в Брестский пединститут, стал квалифицированным тренером. Кстати, из этого вуза Олег Леонидович тоже вышел скрасным дипломом. В министры Олега Качана пригласили из кресла начальника управления физической культуры, спорта и туризма Миноблисполкома.

Петр Прокопович, глава Нацбанка, в 1966 году окончил Днепропетровский инженерно-строительный институт. 24-летний парень начал в России карьеру инженера-строителя. И лишь через 30 лет он оставил строительную отрасль, занял должность замглавы Администрации президента Беларуси, затем - первого вице-премьера и, наконец, главы Нацбанка.

В 1991 году Белорусскую сельхозакадемию закончил 22-летний Николай Снопков. Затем работал с финансами, был экономистом, бухгалтером, начальником финуправления… В 2009 году он возглавил министерство экономики, уйдя с должности замглавы Администрации президента Беларуси.

Марианна Щеткина родилась на острове Кильдин Мурманской области России. Сразу после школы поступила и в 1982 году окончила Ленинградский государственный университет по специальности «физика». Этот предмет она и преподавала в Минске. Затем Марианна Акиндиновна перешла на работу в Мингорисполком, оттуда - в Министерство труда и соцзащиты.

Владимир Белохвостов в1972 году получилспециальность«инженер-механик» в Могилевском машиностроительном институте (сейчас Белорусско-Российский университет). С 1983 годаработал на различных должностях в Компартии Беларуси, а с1993 года как зампредседатель Мингорисполкома курировал вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Через десять лет с этой должности стал министром ЖКХ.

ВТОРОЕ ВЫСШЕЕ МИНИСТРЫ ПОЛУЧАЛИ ЧЕРЕЗ 20 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВОГО

Исключение - министр культуры Павел Латушко, самый молодой министр Беларуси. Он в 1995 году с отличием окончил юрфак БГУ по специальности «правоведение», со специализацией «международное право». И тут же, в октябре 1995 года, Павел Павлович поступил на специальный факультет иностранных языков по переподготовке руководящих работников и специалистов при инязе и через год получил новую специальность - «английский язык». Этот год Павел Латушко уже работал в договорно-правовом отделе МИД, а в 1996 году был направлен в генконсультсво Беларуси в Белостоке (Польша). К 2002 году, когда его назначили послом, дипломат уже отлично говорил на польском языке.

Самый популярный второй вуз у чиновников - Академия управления при президенте, ее закончили восемь министров. Вторая специальность у большинства - «государственное управление». Многие из тех министров, кто постарше, успели закончить еще Минскую высшую партшколу, а министр энергетики Александр Озерец отучился в 1988 - 1993 годах в Академии управления при Совмине БССР. Вице-премьер Владимир Потупчик закончил в 2002 году Академию госсужбы при президенте России. Кстати, отучился там через 22 года после окончания Белорусского политеха.

Больше всего времени после первого и второго вуза прошло у Марианны Щеткиной. Академию управления при президенте Беларуси она окончила в 2007 году, через 25 лет после того, как получила диплом ленинградского вуза.

ПОДРОБНОСТИ

- Три высших образования мы насчитали у двух высоких чиновников. Тринадцать человек закончили два вуза, остальные имеют по одному диплому.

- Большинство министров-"однокашников" закончили нархоз (так раньше назывался Белорусский государственный экономический университет). Возглавили министерства также по два выпускника БГУ, Белорусской сельхозакадемии и Минского радиотехнического института.

- Специальности у министров редко совпадают. Но заметно, что среди них мало гуманитариев, в основном специальности технические, такие, как инженер, или экономические. Впрочем, есть три преподавателя, два юриста.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Светлана Коростелева, консалтинговая компания «Квадрат»:

«Хорошие управленцы получаются из «технарей» со знанием иностранного языка»

- Чаще всего успешные управленцы получаются из людей, которые получил техническое, экономическое образование. Закончили физфак БГУ, например, или математический факультет… Они умеют или быстрее учатся считать, анализировать, прогнозировать, составлять бизнес-планы. Меньше руководителей с гуманитарным образованием, например, философский факультет, или лингвистическим, и даже юридическим.

- Современный управленец, есть ли у него специальное образование?

- Лучше всего получить степень MBA, мастера делового администрирования. Этот курс можно закончить и у нас, но лучшее образование в этом направлении - западное. Гарвард, Оксфорд, Кембридж, Сорбонна... Это не так сложно, как кажется. Сейчас молодой человек может найти и программы с невысокой оплатой и гранты, даже со стипендией. После многолетних наблюдений еще скажу, что очень нужно знание иностранного языка. Не знаю, в чем тут дело, возможно, изучение языка действует как зарядка для ума, но управленцы со знанием иностранного более успешны.

- Нужен ли большой опыт работы в той сфере, где человек будет занимать высокую позицию?

- Считается, что управленческие качества - особенные и применимы практически в любой сфере. Но, на мой взгляд, это не до конца правильно. На первое место, действительно, опыт успешной управленческой работы. На втором важен именно опыт в той отрасли, где человек собирается работать. Тогда это идеальный руководитель.

А вам ваше образование в жизни пригодилось?

А вам ваше образование в жизни пригодилось?

ВОПРОС ДНЯ

А ВАМ ВАШЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЖИЗНИ ПРИГОДИЛОСЬ?

Сергей КОВАЛЕВ, врач Республиканского научно-практического центра «Мать и дитя»:

- Конечно, пригодилось. Я работаю по специальности, а для души уже много лет пишу песни и музыку и выпускаю альбомы. Одно другому никак не мешает, а только помогает. Даже если человек работает не по той специальности, по которой учился, все равно высшее образование закладывает в нем твердый фундамент, который так необходим человеку в жизни.

Людмила ПЕТРОВИЧ, директор туристической компании:

- Очень пригодилось! Я закончила журфак, ушла в издательскую деятельность. 20 лет проработала в издательстве, из них лет семь - в редакции туризма, мы издавали краеведческую литературу, потом три года в газете, посвященной туризму… И в результате в 1994 году применила накопленные знания и опыт на практике, создала собственную туристическую фирму.

Vенера, певица:

- На данный момент я учусь в Институте культуры, получаю второе высшее образование. Уверена, что в дальнейшим оно мне поможет стать министром культуры. Такие предметы, как сценическая речь, например, мне постоянно помогает как в профессии, так и в повседневной жизни.

Дмитрий СУРСКИЙ, председатель союза дизайнеров:

- Я окончил Театрально-художественый институт. Считаю, что ни один предмет не был лишним, даже такой как история КПСС, потому что постоянно хотелось спорить с преподавателем, доказывать свою точку зрения.

Сергей ИВАШКЕВИЧ, психолог:

- Иногда, наоборот, мешало! Я вижу, когда девушки врут. Даже по их движениям могу понять, что пытаются скрыть правду, хотя и говорят о том, как рады встрече. А так хорошо бы было всему верить и искренне считать, что ты для нее самый-самый.

Катерина МУРЗИНА, домохозяйка:

- Я окончила физфак БГУ. По специальности работала два года, по распределению в школе. А сейчас я занимаюсь детьми. Когда пойдут в школу, думаю, мое образование пригодиться. Буду задачки им решать и с учебой помогать. А еще как-то подтягивала соседского ребенка по физике. В благодарность получила духи, о которых давно мечтала, но все никак не могла собраться купить.

МАКС, читатель сайта KP.BY:

- Мое историческое образование сделало меня всесторонне развитой личностью! А вот моей теще педобразование явно мешает. Объясняя, где взять сахар, она повышает голос, уточняет: «Понятно?», а потом добавляет: «Лучше законспектируй. А то все забудешь!»