Президент России Дмитрий Медведев сообщил, что в России будет создан самостоятельный Следственный комитет на базе существующего Следственного комитета при Прокуратуре России. Предполагается, что Следственный комитет РФ будет находиться в прямом подчинении президента страны. Мы связались с председателем комитета Госдумы по законодательству Павлом Крашенинниковым и попросили прокомментировать новый проект в прямом эфире радио «Комсомольская правда» (92,7 FM).
— Поддерживаете ли вы это нововведение?
— Кстати, Ассоциация юристов неоднократно выступала с тем, что если реформировать правоохранительную систему, то нужно это делать действительно системно. И не только заниматься полицией, но и создавать и следственный комитет, создавать закон о социальных гарантиях полиции, службы следственных органов. Конечно, это все надо делать. И, конечно, следствие у нас должно быть независимым. И не должно быть, конечно, стыковки с такими функциями, как оперативная, безопасность на дорогах, общественная безопасность, и так далее. Это должна быть такая независимая функция.
— Как именно будет реформирован орган? Что собственно изменилось?
— Что произошло? Произошло то, что будет создан специальный орган, называется следственный комитет. У нас силовые структуры создаются Президентом Российской Федерации. И, в общем-то, они подчиняются непосредственно президенту. Поэтапно будет формироваться этот самый следственный комитет. В настоящее время он будет осуществлять те функции, которые сегодня следственный комитет при прокуратуре осуществляет. И дальше поэтапно будет передаваться и из других органов — это и МВД, самый крупный, конечно, следственный орган, из МВД, из ФСБ, из Наркоконтроля и так далее. Поэтому это все будет делаться поэтапно. Здесь, безусловно, гнаться не нужно. Поэтапность с тем, чтобы обеспечить независимость. В итоге-то, конечно, это должно играть на защиту прав граждан, чтобы все-таки профессионалы этим занимались, не отрывались на какие-то дополнительные функции. Чтобы не было, как я уже сказал, конфликта интересов с другими службами — ФСБ либо МВД, Наркоконтроль.
— Что касается прокуратуры, она не обидится, что ее как бы отодвинули от следствия?
— Думаю, что все-таки нужно будет более крепкую связь осуществлять прокуратуры со следствием. Почему? Потому что, когда следователь заканчивает работу свою, он передает дело в прокуратуру, в обвинение с тем, чтобы уже государственный обвинитель в суде это самое обвинение поддерживал. Поэтому, конечно, здесь должен быть более крепкий надзор за действиями следователя. Во-первых, для того, чтобы законность была осуществлена. Во-вторых, чтобы все-таки обвинитель был более причастен к тому, что делает следователь.
— Как будет называться новый орган?
— Это будет специальная служба. Как она будет называться? Я думаю, что «следственный комитет» — вполне приличное название. Будет какое-то другое, ради бога. Дело не в названии, а в существе. Конечно, нужно будет вносить поправки в Законодательство. Сегодня (23 сентября. — Ред.) президент об этом говорил. Но в первую очередь это касается Уголовно-процессуального кодекса. Потому что компетенция по расследованию именно содержится в Уголовно-процессуальном кодексе.
— Что конкретно изменится в работе рядовых следователей и при работе с гражданами?
— Изменится что? По-существу, следователи, находясь в разных органах, занимаются функциями расследования конкретных преступлений. Они работают по новому процессуальному кодексу, по уголовному кодексу. Еще по некоторым законам. По одним и тем же. Прекратится конкуренция, которая, к сожалению, между ними существует, как профессиональная, так и, извините, заработные платы у них разные. И эта утечка постоянно переходит туда-сюда. Это, конечно, все прекратится. И прекратится, самое главное, вмешательство в следствие, так сказать, руководителей органов внутренних дел, которое не всегда делается разумно и правильно. Следовательно, для граждан это означает, что будет более объективное расследование, без примеси каких-то других вопросов, связанных со статистикой или с тем, что коллегам-оперативникам надо помогать или органам дознания. Такие случаи, к сожалению, бывают.
— Почему СК подчиняется именно президенту?
— Первый вопрос достаточно понятен, потому что у нас существует в Конституции положение и Федеральный конституционный Закон о правительстве. Там четко говорится, что все силовые структуры подчиняются непосредственно президенту. Это прямо там указано. И такие ведомства, как ФСБ, МВД, Минюст, Федеральная служба исполнения наказания — все силовые — все непосредственно подчиняются президенту. Положение утверждается Указом, а не Постановлением правительства. И соответствующие назначения, и контроль соответствующий.
— Вы лично участвовали в принятии этого решения?
— Вы знаете, пока закона нет, это компетенция президента. И он может своим указом это все сделать, это все будет находиться в правовом поле в соответствии с нашим основным законом, с Конституцией. Поэтому в данном случае, что тут говорить? Автор понятен — это Президент Российской Федерации. Мы как участвовали? Мы неделю назад провели Президиум ассоциации юристов России, рассматривали закон о полиции. И высказали свои замечания. Концептуально мы этот закон поддержали, но также говорили о том, что нужно дальше развивать реформу правоохранительных органов, и создавать следственный комитет и так далее.