Премия Рунета-2020
Москва
+8°
Boom metrics
Москва23 марта 2011 22:00

Можно ли выгнать рекламу из подъездов?

За год москвичей заваливают тысячами тонн коммерческих листовок [обсуждение]

Если во время телерекламы можно выключить звук, а на электронной почте поставить программу-фильтр от спама, то от листовок в наших подъездах никуда не спрятаться. Этой макулатурой обычно усыпан весь пол около поч­товых ящиков. Грязно, неприятно... Можно ли от этого избавиться? «НЕ ДОМ, А КАТАЛОГ!» «Бургер! Большой и натуральный!», «Суши! Всегда есть!» - целая пачка листовок втиснута в щель между доской объявлений и стеной 22?го дома в Старом Петровско-Разумовском проезде. Иду по Савеловскому району - изучаю местный рекламный колорит. Доски объявлений у подъездов похожи на лоскутные одеяла, но только из листовок, бумажек, объявлений. «Сниму», «куплю», «продам»... Бумажек так много, что на доске для объявлений нет места реально полезным справкам. Объявления с горячими телефонами ОВД, напоминания от ДЕЗ о коммунальных тарифах и правила пожарной безопасности прилеплены прямо на двери подъезда. - А у моей двери в доме на улице Маршала Савицкого повесили целых пять рекламных стендов! - жалуется жительница района Южное Бутово Юлия Петлякова. - Всего в доме четыре подъезда, выходит - целых 20 стендов на дом. И так по всему району! Вдобавок к этому рекламные щиты висят в самих подъездах и даже на двери к мусоропроводу. Не дом, а рекламный каталог! Но и это не все беды. Внутри подъездов листовки скотчем приклеивают на этажах и в лифтах, вешают на дверные ручки... КТО В ОТВЕТЕ А ведь справиться с этим наверняка можно. Ведь подъезд - не дикое поле, а частная собственность. И принадлежит она нам с вами - жильцам дома, собственникам квартир (если дом не муниципальный). Кто же отвечает за рекламу на нашей собственности? - За листовки, которые клеят на стендах снаружи подъездов, отвечают управляющие компании дома, - объясняет сотрудник пресс-службы столичного Департамента ЖКХ Эльмира Яковлева. - То есть в каждом случае нужно звонить в разные компании либо в управы районов. Звоню в управу того самого Южного Бутова, где подъезды увешаны коммерческими щитами. - Обычно в каждом доме с рекламой работают по стандартной схеме, - рассказывает зам. главы управы района Южное Бутово по вопросам ЖКХ и благоустройства Борис Сагинадзе. - Рекламная компания заключает договор с управляющей компанией дома либо с ДЕЗ на установку своего щита у подъезда. А потом рекламщики сдают в аренду эту площадь разным компаниям и следят за состоянием стендов. Такие листовки законны. Плюс к этому, как правило, часть стенда они отдают самой ДЕЗ под разные объявления. - А есть ли какая-то норма по числу таких стендов? - Вообще-то нет... Хотя, как правило, ДЕЗ заключает всего один договор. - Но юридически пять стендов - это законно? Значит, в теории их может быть хоть десять?! - Надо разбираться. Бывает, что щиты развешивают незаконно, без ведома управляющей компании. Однако, как оказалось, придомовой рекламный «бизнес» - сплошь вне закона. При этом в столице море фирм, которые спокойно штампуют цветные проспекты и забрасывают ими почтовые ящики в жилых домах. Набираю номер одной из таких фирм. У меня легенда: хочу, мол, пропиарить свой ресторанчик с доставкой пиццы на дом. - Где, кроме стендов, вы можете разместить мою рекламу? - спрашиваю менеджера Викторию. - Вариантов масса! - отвечает та. - Можем сделать рекламный стенд внутри подъезда, рядом с лифтом или почтовыми ящиками, повесить листовки внутри лифта, на кабине, дверных звонках и ручках. - А это законно? - волнуюсь. - Вообще-то нет, - спокойно отвечает Виктория. - Но ведь тогда меня могут оштрафовать! Например, из управы позвонят или из Мосжилинспекции. - Успокойтесь. Максимум, кто вам может позвонить, - местная бабуся, которой нечего делать. А из управы беспокоить не будут, у них и других забот хватает. Правда, дворники обязаны обрывать эту рекламу. Но у нас есть несколько секретов. Хитрость номер один. Мы клеим листовки на правила противопожарной безопасности и правила пользования лифтом. Прием рассчитан на психологию. Раз стенд официальный, то по идее вся информация на нем тоже официальная - даже если это телефон доставки пиццы. Такие листовки дворники, как правило, не трогают. Еще один секрет - клеить листовки на дверь лифта изнутри. Дворники на лифтах не ездят, а просто заглядывают внутрь. Посмотрели - все чисто, пошли дальше. А житель, когда в лифте поедет, увидит наш плакатик. ПОЕЗД МАКУЛАТУРЫ Прикинем масштабы бедствия. Достаю листовки из своего почтового ящика, аптечные весы и калькулятор. Улов лишь за один день: визитка с телефоном такси, новая акция от соседней стоматологии, приглашения в группу похудеть, заняться йогой и итальянским, а после такого плотного распорядка заесть стресс яблочным пирогом из ближайшей кофейни. Кладу весь этот хлам на весы. Предложения тянут на 15 граммов. Примерно на столько же толстеет мой почтовый ящик каждый день. Это еще без учета глянцевых рекламных журналов и районных газет... В среднем выходит 240 граммов в месяц. Вычитаю субботу и воскресенье, умножаю на 12 месяцев и получаю 2,8 килограмма спама в год! Умножаю их на 10 миллионов москвичей и получаю жуткую цифру - приблизительно 30 тысяч тонн рекламы получают горожане ежегодно. Этим спамом можно забить товарняк из 450 вагонов длиной 6 километров! Неужели нет выхода? - Нужно устанавливать как можно больше стеклянных рекламных щитов, - говорит директор по маркетингу рек­ламной компании «Белая кошка» Юлия Киреева. - И сейчас, кстати, в Москве на многих домах начали заменять ими прежние доски объявлений. Беда в том, что аренда места на таких щитах очень дорогая. От трех до шести рублей в день за листовку. А коммерсанту, например, их нужно как минимум 200 и на несколько дней. Проще заплатить 500 рублей гастарбайтеру, который забросает листовками почтовые ящики. - Но откуда такие цены? - Вопрос к управляющим компаниям, которые просто дерут деньги за аренду. Они хотят заработать. Но сами же в итоге оказываются в проигрыше. Ведь рекламодатель не идет на нормальный стенд за такие деньги и кидает свои листовки в подъезде. А чистота подъезда - забота самих управляющих компаний. КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА «Наказать нереально» - У нас в стране свобода распространения информации, - говорит почетный адвокат России Леонид Ольшанский. - А разделить рекламу и информацию невозможно. То есть, по сути, приклеивая скотчем рекламу пиццы в вашем подъезде, рекламщик ничего не нарушает. Его даже не привлечешь к ответственности по статье «порча имущества». Ведь он не вскрывает вашу дверь отмычкой, не взрывает домофон... Увы, привлечь рекламщика к ответственности, даже административной, почти нереально.