Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество14 июня 2011 15:00

Про пирожки и ханжей

Быть можно дельным человеком, в музее привечать детей [видео]

На прошлой неделе я поругалась с читателями.

Описала в своей колонке несимпатичный музей с унылой экспозицией, несъедобным буфетом и, главное, полным отсутствием «фишек» - несерьезных экспонатов, которые добавили бы академической серости элемент игры... Да, важное пояснение: большинству посетителей этого «чудо»-заведения – от двух до десяти лет.

Я была уверена: двух мнений быть не может, - и вдруг наткнулась на стену неприятия.

«Это филиал Академии наук, а за развлечениями идите в «Диснейленд»!», - гневались одни читатели.

«Мещанка Скойбеда пришла в музей есть пирожки!» – издевались другие...

Это была даже не стена непонимания, это был град из помета и банановой кожуры. Давненько я не попадала настолько вразрез с общественным мнением...

Отдельной строкой шли ледяные комментарии самих музейных работников, и вот здесь подробнее.

Чопорные дамы в очках писали, что:

А) музей – это подразделение НИИ, занимается научно-исследовательской работой, а экспозиция дело десятое (к примеру, посетителям показывают самые неинтересные экспонаты);

Б) никакими пирожками, сувенирами и прочими «развлечениями» музей заниматься не обязан: это дело ООО, с которым заключают договор (по логике комментаторов, следить за тем, как ООО выполняет этот договор, музей опять-таки не должен);

В) «Вы, мамаша (это писали лично мне. – Авт.) с вашим ребенком – посторонние музею люди, скажите спасибо, что вас вообще пустили в Храм науки...».

Вот тут у меня буквально пропал дар речи.

На двадцатом году капитализма в России обнаружилась сфера, работники которой искренне считают, что люди, которые платят им деньги за вход – посторонние!

Таких оставшихся в прошлом веке музейщиков переубедить, конечно, невозможно.

Но обычные-то читатели почему защищают совковую косность? Не ели ничего слаще морковки? Не были в нормальных музеях?

Что ж, я приглашаю вас в один такой: «Экспериментаниум» на Савеловской.

С первого шага, с вывески и личного шкафчика в раздевалке это – для целевой аудитории: для детей.

И весь этаж старого заводского здания носится, орет, качает маятники, пересыпает металлические шарики, строит мосты из магнитных опилок, поднимает друг друга на качелях, похожих на средневековое орудие пытки...

Привет Политехническому музею: профиль «Экпериментаниума» - оптика, механика, электричество, астрономия и так далее. Но при этом, если в Политехе мухи дохнут от скуки, то здесь все можно трогать, дергать и использовать, и один восторг.

Вот смерч – живой, настоящий: возникает от взаимодействия парогенератора, вентилятора и занавески. Пугливый: исчезает, как только очередное дитя бросится животом на стихию.

Вот темная комната: заходишь за занавеску, заворачиваешь за угол и... Можно только передвигаться наощупь, и визжать от восторга.

Вот шар, летающий прямо в воздухе (левитация возможна!). Велосипедная цепь, свивающаяся, как змея, жесткими кольцами (экспонат по механике), маятник Леонардо да Винчи, электрический шар Николы Теслы...

Взрослым здесь так же интересно, как и детям: если малыши в восторге перевозят с берега на берег деревянных волка, козу и капусту, то родители с увлечением читают аннотации, отвечают на вопросы викторин и пытаются понять, как же работает молот Польхема (крутишь всего одну ручку, а гигантские деревянные ладони ходят и вправо, и влево).

Ну а самый любимый экспонат всех без исключения возрастных групп – гигантский стол со стульями. Сев за него, словно попадаешь в сказку «Маша и медведи», или становишься годовалым ребенком...

Здесь поровну науки и удовольствия, правильная, нужная пропорция. И если на втором этаже в лектории подробный, трудный для праздного восприятия фильм по астрономии, то внизу, на выходе – спиральная горка и американский грузовик, в кабину которого можно влезть (сами догадайтесь, где в музее наибольшая концентрация мальчиков на квадратный метр).

И найти эту правильную пропорцию – главная задача любого современного музея. Ведь цель такого заведения не наука в чистом виде (чопорные дамы не правы в принципе), а как раз популяризация науки или искусства. Посетитель должен полюбить изучаемый предмет, а не плеваться на выходе...

Из взрослых музеев Москвы свою гармонию нашел музей современного искусства Церетели. Там все экспонаты – авторские работы скульпторов и художников, но при этом все можно трогать руками, и – ах, какое там кафе...

И никто не говорит, что это – сопутствующий бизнес, дело стороннего ООО.

Кстати, выход из моего любимого «Экспериментаниума» - только через магазин игрушек.

Чопорные дамы, учитесь.

Если вы работаете в музее, то в первую очередь должны заниматься не наукой (искусством), а посетителями. Не любите людей или не хотите делать бизнес – сидите в закрытых НИИ.

А в музее противопоставлять науку и бизнес, уникальные экспонаты и пирожки – ханжество. Все равно что считать, что ученый с мировым именем должен выглядеть, как Перельман, и не может носить приличную одежду или хотя бы мыться.

Быть МОЖНО дельным человеком и думать о красе ногтей, - это еще когда было сказано...

И кем.