Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+12°
Boom metrics
Политика6 июля 2011 22:00

Губернатор Кировской области Никита Белых: «Общество сидит, щелкает семечки и смотрит, как власть корячится»

«Я, находясь в оппозиции, очень не любил власть. Сейчас я продолжаю власть не любить, но, честно говоря, начинаю не любить и общество» [видео]

- Никита Юрьевич, как-то странно от вас из Кирова, с поста вице-губернатора, ушла Мария Гайдар. Я попытался у нее выяснить - утверждает, что хочет учиться в Гарварде.

- Здесь, как в известном выражении, не надо искать черную кошку в темной комнате. Мы договаривались с Марией - работаем вместе два года, после чего, возможно, меняем формат работы. Я ей рекомендацию в Гарвард подписал еще в ноябре прошлого года.

- Но уезжать перед самыми выборами странно. Мария все-таки политик...

- Если губернатор не политик, то уж зам губернатора тем более.

- Но Мария уже не зам, она уже вырвалась на свободу.

- Насколько я знаю, у нее не было никаких планов принимать участие ни в выборах в Госдуму, ни в выборах президента.

- Интересно, что другой ваш знаменитый экс-советник - Навальный никуда не уезжает, а, наоборот, успешно перед выборами раздувает один коррупционный скандал за другим...

- Его антикоррупционный проект - штука правильная. В любом случае общественный контроль нужен. Но Алексей при всех его многочисленных достоинствах не в состоянии заменить гражданское общество. А вот оно должно со временем заменить Навального. Очевидно, что общество скептически относится к власти. Власть, мягко говоря, недолюбливает общество. Я пытаюсь этот кризис доверия преодолеть информационной открытостью, вовлечением гражданского общества в управленческие решения. У Алексея другой подход. Он старается кризис усугубить, чтобы ярко показать - эта власть должна быть изменена. Мы с ним дружим с 2005 года. Но вот нашла коса на камень! Я говорил: Леша, я работаю на то, чтобы сказать, что люди во власти не полубоги или бандиты. Это обычные люди. Поэтому я у себя в Твиттере постоянно пишу о таких мелочах - как, например, я сходил в кино. Мне говорят: вам что, заняться нечем? Мне есть чем заняться! Просто я хочу сказать, что тоже смотрю кино, а не только, как вы думаете, «пилю деньги» и размышляю, как бы еще обокрасть народ.

- То есть вы не согласны с утверждением Навального, что «Единая Россия» - партия воров и жуликов?

- Конечно, не согласен. Это утверждение из серии все бабы дуры и все мужики сволочи. Так можно договориться до того, что все чиновники тоже жулики, мерзавцы, все полицейские - коррупционеры, все прокуроры - негодяи.

- Так большинство и думает.

- Но это же неправда! В любой части общества есть как приличные люди, так и подонки. Когда журнал «Форбс» опубликовал список 200 самых богатых бизнесменов в России, я поразился - с какой ненавистью это обсуждалось в Интернете. Убежден: большинство комментаторов в лучшем случае знают 10 - 15 фамилий из этого списка и на этом основании делают вывод - все негодяи, все заработали капиталы незаконным путем! Я написал статью «Список ненависти», где поинтересовался: а как мы собираемся развивать нашу страну в режиме рыночных отношений и популяризации предпринимательства, если априори считать любого успешного предпринимателя мерзавцем?! Так мы получим отдельно взятое «Сколково», где предпринимателям создаются все условия для работы, но это «Сколково» придется охранять с автоматами, потому что за его границами будет царить всеобщая ненависть. То же самое, кстати, происходит и с чиновничеством...

- Мне, кстати, запомнилась ваша цитата: «Я, находясь в оппозиции, очень не любил власть. Сейчас я продолжаю власть не любить, но, честно говоря, начинаю не любить и общество. Более деструктивного, несговорчивого, неадекватного и тупого института, чем общество, не существует. Оно не готово к реформам, привыкнув либо сидеть на кухне, либо бесцельно шляться по улицам».

- Да, я это сказал в 2009 году на Пермском экономическом форуме. Во время дискуссии получился такой эмоциональный перехлест. Как мне кажется, многие политики (да и не только политики) не до конца понимают одну вещь. Да, власть неэффективна, коррупционна, неповоротлива. Но делать вывод о том, что простая смена персоналий во власти приведет к концептуальным изменениям в социально-экономическом развитии страны, неверно.

Сейчас люди абсолютно уверены, что все за них должно решить государство. Но решение проблем - это дорога с двусторонним движением. Например, у нас есть целый институт властный, называется местное самоуправление. Он по Конституции создан для самостоятельного решения гражданами местных вопросов. Но общество настолько аморфно, что просто не хочет решать собственные проблемы. Оно ждет, что они все будут решены властью. И когда власть по каким-то причинам этого не делает, общество решает - те, кто на капитанском мостике, гады.

- Поработав губернатором, вы увидели «реального избирателя». И вы все еще хотите заниматься политикой?

- Я считаю, что любому политику не вредно это все посмотреть.

- Это не разочаровывает?

- Нет. Это дает новые знания. Я о лесных пожарах сейчас знаю столько, сколько не мог себе представить. Или о надоях молока, о состоянии жилищно-коммунального хозяйства, об особенностях дорожного строительства. Да, многое удивляет. Ты, например, представлял себе общество как активный институт, который борется за возможность влиять на власть. А выясняется, что эта возможность ему на фиг не нужна. Общество сидит, щелкает семечки и смотрит, как власть корячится. Для меня это самое большое удивление.

Никита Белых привык рассчитывать не на доброго дядю со стороны, а на себя и свою команду в любом деле. Он готов работать и с пришлыми, и с местными. Но современных пассионариев в области - по пальцам перечесть.

Никита Белых привык рассчитывать не на доброго дядю со стороны, а на себя и свою команду в любом деле. Он готов работать и с пришлыми, и с местными. Но современных пассионариев в области - по пальцам перечесть.

«РЕФОРМАТОРАМИ МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ЛЮДИ-КАМИКАДЗЕ»

- По социологическим опросам, четверть населения не против эмигрировать из страны. Ваш сын, кстати, учится в Англии. И когда некоторые депутаты Госдумы заинтересовались, почему вы отправили сына за границу, вы заявили: «Идите вы в ж...».

- Все-таки не совсем так. Когда я отправлял сына на учебу в Англию, я подробно объяснил, почему принял это решение. Хотя в общем-то не обязан был это делать. Это мой сын, и я отправляю его учиться за свой счет. Это мое дело. И вообще странно, что кто-то стал давать этому какие-то публичные оценки. Даже не удосужившись узнать мою аргументацию, просто клеймят какими-то лозунгами о патриотизме и непатриотизме. И да, я послал их!

Слушательница радио «КП» Екатерина:

- Не кажется ли вам, что наш народ не принимает ту политику, которая проводится последние 20 лет? Власти не удалось решить ни одной социальной проблемы. И страна, которая была второй в мире, катится все ниже и ниже.

- Есть такая шутка - у нас страна с непредсказуемым прошлым и необъясненным настоящим. Люди не до конца понимают, и власть не объясняет им, куда идет страна.

Радиослушательница Ольга Николаевна:

- Все эти реформы выходят боком простому народу. За что вы ни возьметесь, все клином.

- «Вы» - это кто?

Ольга Николаевна:

- Демократы, правительство. 75 тысяч заводов и фабрик закрыли. Где народу работать-то?

- Я не совсем понимаю, о каких реформах идет речь... Но абстрагируясь от каких-то персоналий и вопроса, кто демократ, а кто нет, замечу, что у реформ несколько правил. Первое - они никогда не происходят от хорошей жизни. Второе - реформы всегда болезненны. Поэтому в мировой политической истории не найдете реформаторов, которые были бы популярны при жизни.

Ворсобин:

- Думаю, слушатели назовут «безболезненные» страны - Китай, Белоруссия.

- С Белоруссией, я надеюсь, уже сейчас все понятно - ее уже трясет. Про Китай, я думаю, такие представления просто от того, что наше общество мало о нем знает. Вы знаете, как там живет сельское население? Там нет пенсионной системы, нет бесплатной медицины и так далее.

Кстати, если вы вспомните Маргарет Тэтчер - она как раз поплатилась своим рейтингом за те крайне необходимые реформы, которые сейчас оцениваются позитивно. Возьмите наших соседей, ту же Польшу, Лешека Бальцеровича, и массу других примеров... Именно поэтому реформаторами могут быть только люди с сознанием камикадзе. Они понимают, что их возненавидят, но они идут на это.

- Но неужели демократия - непременное условие хорошей жизни? Есть же примеры успешных стран, где обходятся без нее…

- Демократия нужна. Как громоотвод, как клапан для выпуска пара. Еще год назад скажи кому-то в Египте, Тунисе, Йемене, Ливии, что народ взбунтуется, - посмеялись бы. Лидерами были харизматичные вожди, в странах цвела стабильность, экономика неплохо развивалась. Разве Египет за эти 20 лет не преобразился? Преобразился. Но есть еще и усталость, которая у людей накапливается по отношению к власти. Людям нужны понятные легитимные механизмы для ее контроля, причем легитимные не в плане решений Конституционного суда, а чтобы гражданин для себя считал по понятиям, «по чесноку» - да, все справедливо. И какой бы хороший человек ни был бы долго у власти, это обыкновенно все выливается в бунт. Помните ситуацию с Чаушеску в Румынии? Расстреляли без суда и следствия. Особенность любых авторитарных режимов - процессы не видны... А чем хороша демократия - при ней все видно. Демократия - это, условно говоря, томограф для организма. Это не означает, что у тебя, например, нет и не будет опухоли, но ты имеешь возможность заметить болезнь и начать лечение.

Зато крестные ходы тут - одни из самых массовых в России. Не в кого верить кроме как в Бога и царя. Дефицит моральных авторитетов.

Зато крестные ходы тут - одни из самых массовых в России. Не в кого верить кроме как в Бога и царя. Дефицит моральных авторитетов.

ЛЮДИ ПРОТЕСТУЮТ ПРОТИВ СИСТЕМЫ В ЦЕЛОМ

- А чего России стоит опасаться?

- Меня настораживает то, что в обществе нарастает не протест по отношению к власти, а к системе в целом. Например, в выборах участвует директор крупного предприятия, не член «Единой России». Округ им облизан так, что в каждой школе, в каждом детском садике все на уровне. Но он проигрывает какому-то кандидату, который впервые появился в этом округе. Или другой пример - директор маргаринового завода занимает последнее место, а замдиректора Кирово-Чепецкого химкомбината проигрывает автоперевозчику.

- Но, может, люди голосуют за таксистов, потому что директор хам, оскорбляет сотрудников и весь город об этом знает?..

- Допускаю, что такое может быть. Единичный какой-нибудь случай. Но я видел, как была построена у этих директоров кампания. Там не было серьезных косяков! А результат удивительный!

Тут надо что-то менять с подходом. Либо придется просто в черную покупать голоса, тупо за деньги. Например, правительство заявило: повысим зарплату для некоторой части бюджетников. Но коврижек на всех не хватит! Те, кому ты поднял зарплату, воспринимают это как само собой разумеющееся, и это не увеличивает их любовь по отношению к тебе. Но зато те, кому ты это не сделал, тебя просто ненавидят.

- В «Комсомолку» недавно приходил Явлинский, который признал, что вообще-то российский народ никогда не жил так хорошо, как сейчас...

- Я наблюдаю странную вещь. Например, в Кировской области самый высокий уровень удовлетворенности в наиболее бедных районах, а самый высокий уровень неудовлетворенности как раз в более-менее благополучных. У нас в области, например, лидер по неудовлетворенности - Кирово-Чепецкий район. С экономической точки зрения город достаточно благополучный, но его жители сравнивают свой уровень жизни с Кировом и Кирово-Чепецком - и соответственно остаются недовольными. Тот, кто получает 100 тысяч рублей у вас в Москве, будет более недоволен жизнью, чем тот, кто получает 10 тысяч у нас в регионе. Потому что ожидания и запросы выше. И несоответствие запросов и реальности гнобит человека очень сильно.

- Прохоров возглавил «Правое дело» и обещает возродить либеральную оппозицию. Вы с ним недавно встречались - он действительно это всерьез?

- Его план, возможно, и правильный, но времени до выборов уж слишком мало, его, можно сказать, вообще нет. Но запрос со стороны общества на сильную либеральную партию есть - и это то, что внушает оптимизм.

В этом контексте еще я думаю, тут очень важно сохранить преемственность с теми, кто с точки зрения общества является носителями либеральной идеи. Они не дадут бешеных процентов, но они должны как минимум не критиковать «Правое дело», а еще лучше - высказываться в поддержку. У меня большой круг знакомых предпринимателей разного уровня. Я с ними общаюсь и понимаю: даже те, кто высоко оценивает предпринимательские способности олигархов, просто так не выберут их своими лидерами и представителями интересов. Нужен еще моральный авторитет - такой, какой был, например, у Сахарова...

- Много говорилось о сокращении количества чиновников. Их правда становится меньше?

- Больше. Причем чиновники плодятся не просто так, а с появлением каких-то новых функций, задач и полномочий. Например, информационное общество, электронное правительство... Вот приходит ко мне руководитель антимонопольной службы: у нас такие-то задачи, выделяется такое-то количество ставок, будем расширяться. Приходят налоговики: будем расширяться. На моих глазах расширяются все, кроме полиции. Им дали команду: сократить количество личного состава. А потом начинаются новые вводные. ОМОН не сокращается, потому что это резерв министра. Теракт в «Домодедово»: надо усилить антитеррористическую часть - места пребывания людей, вокзалы, аэропорты и т. д. В итоге сокращают, например, школьных инспекторов (на 70%), сотрудников ДПС. В результате вверх поползла аварийность... Придется и их как-то увеличивать.

О КИРОВСКИХ ПАССИОНАРИЯХ

- За 2,5 года либерал-губернаторства у вас возникла какая-то социальная опора из предпринимателей?

- Пока нет. Надеюсь, что к концу срока появится. Когда я приехал в Киров, мне в основном встречались, с одной стороны, активные и понимающие люди, но жулики. Или честные люди, которым абсолютно ничего в этой жизни было не надо. А таких, чтобы и активные, и честные, - единицы. К сожалению, нельзя научить человека быть предприимчивым! Используя модный термин Гумилева - или он пассионарий, или нет. Есть некая тусовка пассионариев, а новые не появляются. Поэтому я говорю пермским, московским, красноярским бизнесменам: приходите в Киров. Местные обижаются, а я им говорю: ребята, если вы готовы работать - работайте. Но для появления новой генерации бизнесменов нужно не два-три года. Менталитет должен измениться.

- Когда вы вернетесь в политику?

- Свои обязательства по губернаторскому сроку все равно планирую выполнить. А дальнейшее будет сильно зависеть от того, что будет происходить в конце этого года и в марте 2012-го. При каких-то раскладах я, условно говоря, готов будут продолжить свою деятельность на государственной службе, а при каких-то - нет.

- Давайте угадаю. Если будет Путин, то вы на госслужбе останетесь, если Медведев - пойдете в политику?

- Или наоборот... (Улыбается.) Вариантов может быть много...

Из досье «КП»

Никита Юрьевич БЕЛЫХ родился 13 июня 1975 года в Перми. В 1991-м с золотой медалью окончил физико-математическую школу № 9 и поступил сразу на два факультета Пермского госуниверситета - экономический и юридический. На четвертом курсе решил оставить юриспруденцию и в 1996 году с красным дипломом окончил экономический факультет. Поступил в аспирантуру и прошел стажировку в Оксфорде. С 1992 года работал журналистом на пермском телевидении, через год его пригласили в пермскую инвестиционную компанию «Сигма-2».

В 1993 году Белых стал учредителем инвестиционной компании «Фин-Ист», а пять лет спустя занял пост вице-президента Пермской финансово-производственной группы, крупнейшей в Прикамье.

В 2001-м Белых возглавил областную организацию «Союза правых сил» (СПС) и стал депутатом Законодательного собрания Пермской области, где руководил работой Комитета по экономической политике и налогам. В 2004 году назначен вице-губернатором Пермской области.

После избрания председателем СПС в 2005 году Белых подал в отставку с этого поста.

В сентябре 2008 года Белых объявил об уходе с поста председателя СПС и выходе из партии, а в декабре того же года Президент РФ Дмитрий Медведев выдвинул его кандидатуру на пост губернатора Кировской области. 15 января 2009 г. был наделен полномочиями губернатора.

Женат, воспитывает троих сыновей (Юрий, Степан и Александр). Старший сын Юрий учится в Англии. Увлекается плаванием и большим теннисом.