Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+3°
Boom metrics
Звезды8 декабря 2011 22:00

Анатолий Иксанов: «Это очень некрасивая атака на Большой. Целятся в одного - а страдает целый театр»

Генеральный директор Большого театра рассказал «Комсомолке» о том, как живется театру после реконструкции, о новых премьерах, артистах и своем отношении к театральным интригам и скандалам [аудио]

Шесть лет ждали открытия исторической сцены зрители и артисты. И вот наконец... Ведущий артист балета Николай Цис-каридзе в пух и прах раскритиковал проведенную реконструкцию, дескать, строители вместо паркета положили скользкий кафель, вместо старого декора приклеили на клей ПВА пластмассовые формы и вообще до реставрации было лучше. Строители и реставраторы приводили свои аргументы и доводы. Но... камень был брошен, по воде пошли круги. Тем более следом, будто специально, неприятности пошли одна за другой. Во время торжественного гала-концерта рабочего за кулисами прижало к стене декорацией. На премьере оперы «Руслан и Людмила» сломала руку исполнительница роли Наины - Елена Заремба. Выяснилось, что билеты в Большой не достать. Потом сбежали в Михайловский театр солисты балета Наталья Осипова и Иван Васильев... Просто злой рок какой-то. Или чьи-то интриги? Мы попытались разобраться в этом - и обратились к гендиректору Анатолию Иксанову, который все это время ни скандалы, ни сплетни никак не комментировал.

- Просто нет времени на это, - подтвердил он. - Мы взяли слишком быстрый старт. Сейчас переносим спектакли с Новой сцены на историческую. Возобновили оперу «Борис Годунов». 11 декабря вернется балет «Щелкунчик». Дали две премьеры - «Руслан и Людмила» и «Спящая красавица». Готовим программу «Вечер памяти Ролана Пети» и юбилей Юрия Николаевича Григоровича. Одновременно и круглосуточно идет наладка нового оборудования. Но грех жаловаться: сами поставили себя в такие условия. Хотя могли бы после гала-концерта закрыться на полгода, чтобы строители спокойно доделали свою работу, как принято в европейских театрах. У нас же все одномоментно: строители ликвидируют «блохи», артисты мужественно репетируют и играют спектакли - все очень соскучились по сцене.

«МОЕ ОТНОШЕНИЕ К КОЛЕ ЦИСКАРИДЗЕ - ДВОЙСТВЕННОЕ»

- Анатолий Геннадиевич, и все же - лично вы результатами реставрации довольны?

- В первую очередь я доволен качеством работ. Во-вторых, театр после реконструкции стал в два раза больше. Я рад, что у нас теперь современные технологии, не одна, а две сцены - историческая и еще арьер-сцена, где раньше были склады декораций. Уникальное освещение и дивная акустика зала. Возможности колоссальные, но их надо осваивать, испытать и опробовать в спектаклях. Невозможно увидеть все огрехи, пока не начнется эксплуатация театра, пока артисты не выйдут на сцену.

- Например, кафельный пол в закулисной части, о котором говорил Николай Цискаридзе?

- Кафельный пол - это современные требования пожарной безопасности. Пожарные запретили нам деревянный пол, но мы будем закупать негорючие ковровые дорожки. Таких мелочей очень много, их нужно исправлять с учетом удобства артистов. Для этого в каждой гримерке мы положили тетрадку для записи пожеланий и замечаний.

- Критика, которая обрушилась на Большой театр, весьма подмочила его репутацию...

- Что делать, плохому люди охотнее верят, чем хорошему.

- Некоторые уверяют, что все эти волны разоблачений - в конечном счете из-за понятных человеческих амбиций. Скажем, место худрука балета мог бы (и хотел) занять главный критик реставрации Николай Цискаридзе. Но заветное место досталось не ему - и после публичных разоблачений оно ему точно не светит. Правда, из театра его тоже не уволили - звезда все же. Николай танцует в премьерном спектакле «Спящая красавица», хотя и не в первом составе...

- Состав исполнителей утверждает режиссер-постановщик Юрий Григорович. Что же касается моего отношения к Николаю, то оно двойственное. С одной стороны, я знаю, что Коля наговорил много гадостей о родном доме, с другой - вижу, как публика принимает его овациями. Свои личные обиды стараюсь не принимать в расчет, когда речь идет об интересах театра. А убедиться в том, что даже такие известные люди, как Цискаридзе, иногда говорят неправду, очень легко. Мы начали проводить групповые экскурсии в театре, и каждый желающий теперь может оценить результаты реставрации.

- Групповые экскурсии в театр - это хорошо. А вот история с билетами в Большой, которые теперь продаются только по паспорту, вызвала много вопросов. Такой практики в Москве, по-моему, не было.

- Но согласитесь, что и интереса такого, когда очереди за билетами выстраиваются даже ночью, тоже давно не было. Сейчас ажиотаж прошел. Мы смогли меньше чем за два месяца на двух сценах дать 80 спектаклей. Продавали по 2500 билетов (!) в день. Можно прислать заявку на сайт театра заблаговременно и забронировать билет месяца за три.

- Покупать билет заранее тоже надо по паспорту? И еще не забыть с собой документы на спектакль?

- По паспорту продаются билеты льготникам. Стоит такой билет сто рублей. Мы ежедневно продаем 400 льготных билетов на историческую сцену и 136 билетов по 50 рублей - на Новую. Для того и ввели персональную систему продажи, чтобы бабушки-пенсионерки сразу же, выйдя из кассы, не перепродали свои сторублевые билеты спекулянтам. После льготников и тех, кто прислал заявки заранее, билеты поступают в свободную продажу. Там уже паспорт не нужен. А за час до спектакля мы продаем билеты по 100 и по 50 рублей по студенческим билетам дневной формы обучения. Если у человека изменились планы и он не может воспользоваться персональным билетом, эта проблема решается в окошке администратора - там можно перерегистрировать билет на другое лицо.

Николай Цискаридзе мечтал занять место худрука балета, но оно досталось не ему.

Николай Цискаридзе мечтал занять место худрука балета, но оно досталось не ему.

Фото: Марина ВОЛОСЕВИЧ

«ВСЕ ИНСПИРИРУЮТ ТЕ, КТО ХОЧЕТ ЗАНЯТЬ МЕСТО ДИРЕКТОРА ТЕАТРА»

- Многие жалуются, что исчезли привычные правый и левый буфет в нижнем фойе. Появился целый ресторанный дворик - но... на 7-м этаже, куда не каждый поднимется пешком. Что будет с лифтом, если к нему ринется весь зрительный зал? Кстати, на премьере «Руслана и Людмилы» как раз застрял лифт со зрителями.

- Мы открываем на минус 3-м этаже еще два больших буфета, поставим мобильные стойки в фойе, где будут продаваться шампанское и конфеты. Увы, левый и правый буфеты на первом этаже исчезли безвозвратно. На их месте теперь эскалаторы, которые спускают в подземную часть театра - в новый Бетховенский зал. Как артистам, так и зрителям стараемся сделать жизнь комфортнее, постепенно устраняем недостатки. Кстати, в театре появилось огромное количество дамских и мужских комнат, даже есть специальные курительные залы с вентиляцией.

«Спящая красавица» стала первой балетной премьерой на отреставрированной сцене Большого.

«Спящая красавица» стала первой балетной премьерой на отреставрированной сцене Большого.

- Еще многие сокрушаются, что исчезли люки на исторической сцене. Когда Мышиный Король в балете «Щелкунчик» проваливался и вылетал из подземелья - было ощущение сказки...

- Не волнуйтесь, Мышиный Король провалится под землю, как в лучшие времена. На основной сцене люков теперь даже больше - их тридцать шесть!

- Может, скандалы вокруг театра кто-то раздувает специально... Кто их инспирирует?

- Те, кто хочет занять место генерального директора театра, у кого есть на это большие деньги и связи.

- Вы намекаете на Владимира Кехмана, бизнесмена и гендиректора Михайловского театра?

- Я не хочу называть имена. Это очень некрасивая атака на Большой театр, черный пиар, когда целятся в конкретного человека, даже не называя моего имени, но получается, что страдает репутация всего театра. Больше всего обидно за реставраторов, которые, на мой взгляд, - настоящие герои. Такого проекта, как реконструкция Большого театра, в истории современной России не было.

Наши западные партнеры в восторге от Большого театра после ремонта. Пласидо Доминго исполнил арию из «Пиковой дамы» и оценил великолепную акустику зала. Даниэль Баренбойм, главный дирижер театра «Ла Скала», был ошеломлен масштабом реконструкции. На гала-концерте были все руководители крупнейших европейских театров. Они недоумевали, почему дома нас долбают. Я им рассказал про специфику российского менталитета, про то, что нет пророка в своем Отечестве. Но в глубине души это огорчает.

- Неужели после шести лет такой реконструкции вас что-то может огорчить? Ведь самое страшное уже позади…

- Было два особенно страшных момента. Первый - когда переносили здание театра на новый фундамент и оно могло сложиться на наших глазах, как карточный домик. Второе событие, которое отняло несколько лет жизни, - это недавний гала-концерт. Открытие исторической сцены показывали в 800 кинотеатрах мира, шла прямая трансляция на каналах «Россия 1», АРТЕ, в Интернете. Если бы что-то вдруг не сработало, это был бы позор на весь мир! Меньше двух часов длился концерт, но мне показался он бесконечным.

- На гала-концерте рабочего придавило декорацией.

- Больше раздули из этой истории, чем было на самом деле. Когда шла перемена декораций, случайно зацепило парня. Мы вывели его в коридор, вызвали врача. Этот рабочий не должен был участвовать в перемене декорации, но, как он сказал, «хотел помочь ребятам». На сцене в этот момент находилось 600 человек - и артистов, и технических сотрудников. Слава богу, все обошлось и на следующий день он уже был на работе.

- А как себя чувствует Елена Заремба, которая сломала руку на «Руслане и Людмиле»?

- Заремба уже сыграла семь спектаклей с лангетой на руке. Такое в театре случается. Один раз нынешний худрук балета, премьер Большого театра Сергей Филин дотанцовывал «Лебединое озеро» со сломанными пальцами.

Наталья Осипова и Иван Васильев заключили договор с агентом, который находит им выгодные контракты.

Наталья Осипова и Иван Васильев заключили договор с агентом, который находит им выгодные контракты.

Фото: ТАСС

«АГЕНТ ОСИПОВОЙ И ВАСИЛЬЕВА ИЩЕТ ИМ ВЫГОДНЫЕ КОНТРАКТЫ»

- Расскажите, как Владимир Кехман увел у вас двух солистов - Наталью Осипову и Ивана Васильева?

- Проблема не во Владимире Абрамовиче, а в российском законодательстве. Например, я заключил контракт с неким артистом на пять лет. Это значит, что в течение пяти лет я не могу уволить этого артиста. Но сам артист может в любой момент подать заявление об уходе и через две недели согласно КЗОТу уволиться. Я думаю, что Кехман напрасно полагает, что он зафрахтовал Васильева и Осипову на пять лет. Когда им предложат что-нибудь другое, они напишут заявление и уйдут из Михайловского театра. Дело в том, что у Осиповой и Васильева есть агент, который ищет им выгодные контракты и живет на проценты от их гонораров. Он - гражданин России, но его контора зарегистрирована в США. Не вложив ни копейки, получив артистов готовыми звездами, он зарабатывает на них. На его предложение: «Хотите, чтобы Иван и Наташа танцевали в Большом театре, заключите со мной контракт», - я отвечаю отказом. Если Ваня и Наташа захотят продолжить танцевать в Большом - да, но только по прямому контракту с театром. Перечислять огромные гонорары в США - нет.

- К вам в труппу недавно пришел Дэвид Холберг, звезда американского балета. Вы предложили Дэвиду такой контракт, от которого он не смог отказаться?

- У него зарплата, как у других солистов нашего театра. С нового года мы будем увеличивать поспектакльную оплату всем артистам и музыкантам, в том числе и Дэвиду. Хотя дома, в Американском театре балета (АВТ), ему платят, думаю, гораздо больше. Но когда Сергей Филин предложил Дэвиду поработать в Большом, он ни минуты не сомневался - отпросился у своего директора на несколько сезонов, тем более что в АВТ артисты работают всего два месяца в году. Его директор сказал, что это большая честь для американского артиста работать в русском балете и вообще это беспрецедентный случай, потому что русский балет - самодостаточная история. Теперь Дэвид - национальный герой в Америке, особенно после того как все центральные каналы показали его московскую премьеру «Спящей красавицы».

- А вот наши ценители балета сказали, что Дэвид, хоть и очаровательный, техничный танцовщик, но нет в нем души, как в русских артистах.

- Эмоциональность - это особенность русской балетной школы. Но к Дэвиду никаких упреков быть не может. Он очень хорош в «Спящей красавице». Лично у меня он вызывает уважение тем, что за свои деньги приехал учиться в Гранд-опера, потому что парижская школа классического танца наряду с русской считается лучшей в мире. Но для работы все-таки выбрал Большой театр...

Кстати, теперь, с учетом новых технических возможностей, мы сможем принять любой театр. Скоро у нас будет балет «Ла Скала», потом они привезут свою оперу. В сентябре 2013-го приедет парижская Гранд-опера. Следом - Венская опера с тремя постановками Моцарта. В 2014 году запланированы гастроли Ковент-Гарден. Большой театр станет меккой для классического искусства. И наши зрители смогут увидеть лучшие спектакли мира. Вот почему я, несмотря на интриги и сплетни, считаю, что главное в жизни я уже сделал.