Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Звезды17 декабря 2011 17:58

От нас ушла «босоногая дива» Сезария Эвора

Певице было всего 70 лет

Сезарии Эворе было не так много - всего 70 лет. Смерть пришла к ней в Кабо-Верде - там же, где она и появилась на свет 27 августа 1941-го года. Осенью певица сообщила об завершении своей концертной деятельности в связи с проблемами со здроовьем. Сезарии неоднократно делали операции, в том числе на открытом сердце. Пару лет назад с Сезарией Эворой случился удар прямо на гастролях. Врачи в приказном порядке запретили ей много гастролировать и посадили на жесткую диету. Но никто не мог подумать, что несчастье случится так рано.

Эвора была примечательной фигурой на мировой сцене. С одной стороны - всегда особняком и босиком - дань бедным людям, своим соотечественником с Островов Зеленого мыса. С другой - ее песни звучали очень пронзительно и, благодаря доверительной манере исполнения затрагивали души не только тех, кому не на что купить ботинки, но тех, кому обувь по тысяче долларов ставить некуда.

Хотя путь к успеху был тернист - сначала пение в барах Минделу, затем, когда в Португалии случился политический переворот - вынужденный уход со сцены на 10 лет. В 1986-м году - выход первого сольного альбома.

В 1988-м году Сезария встретила Жозе да Сильву, своего соотечественника, переехавшего во Францию. Мужчина фактически берет на себя обязанности продюсера и начинает продвигать Эвору в массы. Это вышло у него более, чем успешно - сначала певицу слушали лишь эмигранты, но после выхода двух альбомов в 1991-м и 1992-м году она стала пользоваться успехом в Европе и у широкой аудитории.

В конце 90-х ее выдвинули на "Грэмми", и про Сезарию узнали и в Штатах. Ее коладерас (легко запоминающиеся танцевальные песни) и морны (блюзовые напевы в типичных ритмах Кабо-Верде) стали популярны во всем мире.

В конце девяностых Сезария вошла в моду в нашей стране. Проходили закрытые концерты, где собирался самый настоящий бомонд. В то время было в моде все этническое, наверное, стоит сказать Эмиру Кустурице и Горану Бреговичу. Сезария сильно отличалась от бодрых балканцев. Пожилая, крупная темнокожая женщина, смахивающая на Женуарию из "Рабыни Изауры", ходила по сцене босиком, пила виски и курила сигары или трубку. Для нас это было "вау", для нее - нормой. Потом она начала частенько наведываться в нашу страну. Самыми любимыми песнями для нас стали "Sangue de beirona" и Bessame Mucho, которую кто только не пел. Но у Сезарии получалось совсем иначе. Последний раз артистка была у нас в престижном Крокус Сити Холле, в этом апреле.

Стоит отметить, что ее доходы являлись едва ли не основным источником существования Островов Зеленого Мыса – например, она полностью содержала всю систему образования в своей стране.

Мировая звезда, в поклонницах у которой сама Мадонна, несколько раз посетила Россию и дала «Комсомолке» абсолютно эксклюзивное интервью

Сезария Эвора согласилась на интервью. Везет так не многим. Так, на прямой эфир одной радиостанции Сезария не доехала. Испугавшись московских пробок, она попыталась выйти в одном жакете и летних шлепанцах под снег. Машину развернули, широко анонсированный прямой эфир с певицей пришлось отменить. Но на Сезарию никто не обижается. Все, что она делала - так естественно...

- Мэр вашего родного города Миндело как-то сказал о вас: "Гораздо больше людей знают о ней, чем о существовании Кабо-Верде"...

- Я рада прославить страну, которую очень люблю. Людям нравится музыка Кабо-Верде, я счастлива этим.

На вопросы Сезария отвечает, как прилежная школьница: неторопливо, подробно, без эмоций на лице. Пока переводчик доносит до меня смысл ответа, Сезарии рядом уже нет. Взгляд ее устремляется вдаль, она выстукивает по колену мелодию...

- Вы скучаете по временам, когда пели в Кабо-Верде, жили спокойно и размеренно?

- Моя жизнь никогда не была спокойной. Я пела, чтобы зарабатывать на жизнь. Когда мое пение перестало приносить деньги, я перестала петь. Это были самые тяжелые годы. Я рада, что они позади и я снова могу петь.

- Говорят, что тогда вы не начинали петь без бутылочки коньяка...

- Это правда. Я ведь пела с 16 лет в барах Миндело. Музыка там была аккомпанементом задушевной беседе под стаканчик грога. Меня все угощали, и я втянулась. Когда перестала петь, алкоголь спасал от черных мыслей. Но теперь я снова пою, и мне не нужен коньяк. Пью только воду.

А вот от курения она так и не смогла отказаться. Рассказывают, кто-то из сильных мира сего предложил ей новенький "Мерседес" только за то, что она откажется от сигарет. Может, Сезарии просто не нужен "Мерседес", но курит она по-прежнему.

- Мне нравится курить, почему я должна бросать это?

- Правда, что вы всегда самостоятельно гладите свои вещи, не доверяя персоналу. Возите с собой утюг?..

- Да, даже в моем контракте есть условие, что в комнате должны быть доска и утюг. Я сама глажу костюм перед концертом - это часть ритуала.

Об утюге Сезарии Эворы ходят легенды. Певица любит показывать руки в шрамах: процесс глажки так увлекает ее, что она обжигается.

- Почему вы никогда не гуляете по тем городам и странам, куда приезжаете на гастроли?

- У меня больные ноги, и мне трудно ходить. Поэтому я стараюсь посмотреть город из окна автомобиля.

- После двух приездов в Россию, что вы знаете о ней?

- Что здесь меня любят, что русские не боятся холода, очень гостеприимные и сердечные (далее).

"Этим голосом с нами мог бы разговаривать Бог."

Интернет скорбит об ушедшей от нас певице. Люди в Твиттере, Facebook и Живом Журнале искренне переживают потерю. Мы приводим некоторые отклики.

Елена Хряпова: Cпасибо, что была и оставила шарм своего творчества! А ... я так ни разу и не попала на ее концерт в Москве... Владимир Мамонтов: Просто горе: столько с ней связано, и этот португальский - так похожий на русский, мафля туфля, ведь вроде недавно вошла, а комок, словно родную тетку потерял, жалко очень. Lagezza: Сегодня на Кабо-Верде умерла "босоногая дива" - Сезария Эвора. Безумно жаль. Хочу сказать, что если у вас есть возможность сходить на концерт - обязательно идите. Откладывать это дело нельзя, потому что можно просто никогда не успеть... Fedyache: Теперь и лето не лето и солнце не солнце, кругом одно дерьмо. Stalkn: Спасибо ей за всё, что она успела спеть. Ещё спасибо Бреговичу и Кустурице за то, что познакомили меня с её творчеством. И спасибо Саше Мамуту за то, что привёз её в Москву. Покойся с миром, добрая бабушка Сезария. Я тебя никогда не забуду. kapitosh-ka: Сезария Эвора умерла, жаль. Эх, надо было не вестись на поводу у старой жабы и купить билет на ее концерт, который был весной. Подумала, что в следующий раз обязательно схожу. А как оказалось никакого следущего раза уже не будет... kpbim-art: Невозможно поверить в то, что Сезария Эвора смогла умереть - вопит одна половина Чего-то. А вторая половина уже предательски в это верит. Koscha: 3 года назад я писал в ЖЖ: "Я хотел бы умереть под голос Сезарии Эвора. Этим голосом с нами мог бы разговаривать бог. Когда солнце кровавым шлейфом накрывает кромку горизонта в штиль, и его погибающие лучи начинают тонуть в волнах океана, я спускаюсь по узкой улочке к портовым верфям Минделу. Здесь, в прибрежных ресторанчиках и барах, я выбираю именно тот, где поет сегодня вечером старая, грузная босая чернокожая Сиз, так называют ее живущие поблизости моряки, докеры, рабочие порта и их прожжённые ветрами подруги.

Я сажусь в дальний угол за небольшой деревянный стол, смотрю на обветренные лица веселящихся, и жду. Кабо-Верде небольшой остров в гряде Зеленого мыса и здесь все друг друга знают, и здесь все с пеленок слушали морны, с морнами они росли, с ними когда-нибудь умрут. Морна – гарусный портовый романс на плохом португальском, рассказывающий о чернокожих богинях Зандинии и Ориундине со взглядами от которых можно умереть. Но богини эти живут с вечным ожиданием своих возлюбленных, которые надолго покидают родные берега и разлука с ними делает сердца похожими на кожу старого негритянского моряка.

Такое сердце от горя и выпитого рома и у Сиз. Нет, сама Сиз и есть такое сердце. Одно сплошное сердце с голосом, который выворачивает наизнанку, и полощет внутренности на атлантическом бризе до рассвета, голос, смешанный с дымом дешевых сигар и крепкого портового рома, голос, заставляющий сжиматься до размеров плевка на булыжной мостовой, по которой проходит босая Сиз. Такое сердце у многих женщин Кабо-Верде, потому что живут они с чувством острой ностальгической печали на половину со слезами радости по временам безумной любви и молодости, когда возлюбленные не покидали их надолго.

Здесь, на улочках города это чувство называют – содад. Это слово нельзя перевести ни на один язык мира, его можно только понять, пережив то, что переживают местные женщины. Народ за столиками затихает и на сцене появляется она. Неподвижная, с крупными чертами лица и косоглазием, но она не просто притягивает взгляд, она приковывает тысячами наручников к себе и своему голосу на все время, пока находится с нами. Если вы будете в наших краях, зайдите, послушайте Сиз и если я соврал, хотя бы одним словом, пусть все ветра Атлантики будут против меня". И по-прежнему я возвращаюсь и буду возвращаться к этому голосу...

Alexjourba: Всего 70 лет ей было. Я вот вспомнил, в моей жизни такой трудный период, когда я слушал только Эвору, все подряд. Дослушался до того, что ну вот очень захотел поехать на Новый Год - Рождество на Острова Зеленого Мыса. Но - цена поездки порядка 3000€ меня срубила... Nikaarm: Сегодня в Сан-Виценте скончалась великая представительница португальской музыки, певица Сезария Эвора. Очень грустно стало. Потому что, я последние три с половиной года время от времени ставил ее диск и слушал ее долго долго, делал вычисления и слушал Сезарию Эвору, ее прекрасный стиль пения, ее волшебный голос. Ей было всего 70 лет. Пусть земля будет ей пухом:(