+26°
Boom metrics
Политика24 февраля 2012 22:00

Влад Плахотнюк: «Одномандатный округ сделает депутата ответственным!»

Первый зампредседателя парламента дал «КП» в Молдове эксклюзивное интервью, в котором рассказывает о нынешней политической ситуации, о выборах президента и впервые объявляет о своей инициативе по изменению системы уже парламентских выборов.
Источник:kp.media

- Г-н Плахотнюк, вопрос о референдуме кажется уже не актуальным. Альянс «За евроинтеграцию» пошел на попятную под напором общественного мнения. Но почему тогда повторная попытка выбрать президента дается так же тяжело, как и предыдущие?

- Вы знаете, раз уже упомянули идею референдума, скажу что, да, мы прислушались к общественному мнению. И считаю, что консультации с представителями гражданского общества были конструктивными и необходимыми. Это доказывает, что нынешнее правление страны способно учитывать другие точки зрения, если они рациональны.

Задача по изменению основных норм избрания президента, равно как и цель по модернизации всей Конституции, остается в силе, но её реализация перенесена на среднесрочную перспективу. Для этого нужна стабильная обстановка, в которой к процессу можно привлечь все общество, весь политический класс. На данном этапе, чтобы добиться таких условий, нам нужно выбрать главу государства, выполняя процедуры, предписанные действующим законодательством.

С этой точки зрения, нет никаких реальных мотивов для лозунгов, которые выкрикивают по выходным затейники красно-оранжевых протестов. И мы не намерены давать таких поводов. Конечно, будем и дальше слушать друг друга, и тогда, когда доводы будут аргументированы, мы сможем принимать правильные решения. Сам процесс возвращения к выборам президента и согласования реального кандидата не обещал быть простым. Ведь здесь политические ставки высоки, а некоторые из участников дискуссий имеют противоположные взгляды и цели.

Тут я не могу обойти вниманием роль Мариана Лупу и Демократической партии, потому что мы дали этой новой попытке право на жизнь, и хоть какие-то шансы на позитивный результат. Конечно, этот продолжительный кризис на совести тех, кто препятствовал избранию Мариана Лупу, но сегодня все должны признать, что он на самом деле сделал честный и самоотверженный жест, отказался баллотироваться и открыл путь альтернативному кандидату. А когда мы увидели, что никто не решается предлагать новые имена, и в то же время все отказываются голосовать за дату выборов без кандидата, Демпартия первой положила на стол список с непартийными, достойными кандидатами, чтобы расшевелить остальных. Это возымело эффект, поступили и другие предложения и сегодня круг обсуждаемых кандидатур сузился, а значит, на этот раз есть шанс преодолеть затянувшийся политический кризис.

- А не допускаете ли вы, что и эти возобновленные попытки постигнет та же неудача, что и предыдущие? И как быть дальше в этом случае, ведь на площади протесты, а по всей республике возникают ячейки гражданского неповиновения?

- Ну, во-первых, они не возникают, а прямо-таки создаются представителями оппозиции, затягивая тех, кто поддается, в очень опасные игры против конституционного строя. Если бы это движение было спонтанным, или если бы речь шла о самоорганизации групп граждан без политических целей, как то: свергнуть и взять власть, то была бы совсем другой и оценка, и последствия такого проявления общественного несогласия.

Конечно, мы понимаем, что в обществе много недовольства условиями жизни, давлением и произволом бюрократии, качеством государственных услуг, налогами, коррупцией, да и управлением страной в целом. И именно это должно являться основой для определения задач власти, кто бы ее ни исполнял, но не поводом для политических спекуляций, разделения общества на враждующие лагеря и подрыва дееспособности государства. Я вижу, что большая часть граждан, активных людей, намного разборчивее в этих нюансах, чем организаторы протестов, и ждут другого поведения от всего политического класса, более ответственного и продуктивного, а не деструктивного.

И думаю, что приоритетным сейчас является возврат к диалогу. С группой Додона - чтобы избрать президента. Но и с оппозицией – чтобы найти правильный механизм ее взаимодействия с властью и постараться вместе реализовать и интересы той части электората, которая представлена в парламенте коммунистами, ведь это тоже граждане Молдовы. Для этого мы все должны оставаться здравомыслящими, полностью сосредоточившись на поиске решений, а не на сочинении лозунгов, которые бы разжигали пламя гражданского конфликта.

И не в последнюю очередь, чтобы ответить на ваш вопрос, скажу, что в политике, также как и в любом другом деле, существуют риски, которые необходимо правильно оценивать. Они есть и в этой новой попытке избрать президента. Поэтому для меня, как для члена Демократической партии, важно знать, что наши действия были полностью подчинены делу преодоления политического кризиса, порой, даже ценой отказа от собственных политических интересов. Важно, потому что если кто-то «прокатит» и эту попытку, то на досрочных выборах каждая из партий должна будет отчитываться за свои конкретные действия. В любом случае, нет другого пути и надо идти по тому, который предписан молдавским законодательством и европейскими нормами. Анархии не допустим!

- Когда-то альянс обещал гражданам, что им вернут возможность выбирать президента прямым голосованием. Сейчас вы отказываетесь от этого обещания?

- Напротив. Законность президента неоспорима только тогда, когда он избран народом. Но шанс был упущен на референдуме в 2010 году. Сейчас не имеет смысла искать причины этого. Однако очевидно, что необходимо найти момент для того, чтобы вернуться к этому вопросу, возможно одновременно с поправками в Конституции. Сегодня мы обязаны выбирать президента в рамках действующих конституционных норм.

Но хочу отметить, что даже прямые выборы президента не смогут обеспечить необходимое политическое равновесие в стране. На мой взгляд, необходимы и другие фундаментальные изменения в политической и избирательной системах. Многие об этом говорят, но вижу, что только этим и ограничиваются. Поэтому я решил перейти к практической реализации этих планов и намерен настаивать на введении в нашей стране одномандатного голосования для избрания депутатов в парламент. Предлагаю избирать в парламент людей, а не списки!

- Станет ли возможным одномандатное голосование к следующим парламентским выборам?

- Думаю, что у нас должно быть одномандатное голосование к следующим парламентским выборам, будут ли они очередными или досрочными, и я буду добиваться этого. Я осознаю, что успех моей инициативы зависит от воли действующего политического класса. И, со своей стороны, постараюсь заручиться поддержкой коллег из альянса, тем более, что были и другие партии и политики, которые предлагали введение системы одномандатного голосования, в той или иной форме.

В своем проекте закона я выступаю за полностью одномандатное голосование, не частичное и не смешанное, как встречалось в некоторых обсуждениях.

Я считаю, что абсолютно каждый депутат должен заботиться о конкретной местности и об избирателях, которые там проживают. Граждане должны понимать, за кого голосуют, важно, чтобы они знали кандидата в депутаты, и как результат – депутат уже не сможет прятаться в партийном списке. Кроме того, убежден, что было бы справедливым дать возможность людям отказывать в доверии лично тем из нас, кто забывает о своих обязательствах перед ними. Я готов к личной ответственности перед избирателями. Мой призыв к коллегам из парламента состоит в том, что пришло время взять на себя личную ответственность за свой депутатский мандат, а для этого нужно отказаться от комфортной анонимности, которую дает нам номер, присвоенный каждому депутату в партийном списке. Убежден, что и нынешний политический кризис, и бойкотирование президентских выборов, и хулиганское поведение некоторых депутатов обусловлено тем, что они только формально являются «избранниками народа» и не несут персональной ответственности за свои действия перед конкретными избирателями.

- То, что вы хотите, звучит очень хорошо. А что подтолкнуло вас именно сейчас выйти с данной инициативой?

- Это должно было произойти раньше, и я все ожидал, что определенные политические заявления о введении одномандатного голосования перейдут в конкретные действия, однако этого не случилось. Отсрочка после очередной отсрочки привела нас в тупик. К сожалению, есть такая проблема в политике: делается много более или менее громких заявлений, однако тогда, когда необходимо перейти к действиям, все тормозится, останавливаясь на уровне пиар-акций.

Я привык сначала действовать, а потом объявлять о результатах. Так, проект закона, который предусматривает избрание депутатов посредством одномандатного голосования, уже представлен как законодательная инициатива на рассмотрение в парламент, и таким образом, его осуждение уже не может быть исключено. И я хотел бы обсудить его с коллегами и экспертами.

С этой точки зрения для меня очень важна и консультация с гражданами. Почему? Решение об изменении избирательной системы имеет важное значение для нашей демократии, и то, как люди относятся к этому, имеет огромное значение. Я говорю о реальном консультировании с гражданами. Для этого недостаточно общения между политиками и гражданами, которое происходит в период предвыборных кампаний. В такие моменты это не всегда искренний диалог, потому что мотивы, которые приводят политика к такому диалогу, зависят от конъюнктуры, а не происходят от реального желания узнать проблемы, с которыми сталкиваются граждане.

- Возвращаясь к вопросу об одномандатном голосовании, вы не опасаетесь, что ваша инициатива будет признана популистской?

- Если дать право гражданам самим принимать решение о том, кого избрать в парламент – это популизм, то обязуюсь с завтрашнего дня заниматься только им. Сейчас, в самом серьезном смысле, я не очень озабочен тем, что скажут об этом те, для кого введение одномандатного голосования означает угрозу потери рабочего места.

Парламент – не санаторий, куда некоторые приходят отдохнуть и расслабиться. Я не хочу, чтобы в парламент Республики Молдова попадали люди, которые не нашли работу в другом месте, потому что речь идет о жизненно важном органе государственного управления. В нем не должно быть людей без соответствующего профессионального опыта. Сюда должны приходить люди ответственные, понимающие нужды общества. Не те, которые ищут «тепленькое» местечко, с хорошей заработной платой и льготами.

Хотелось бы, чтобы обсуждение моего законодательного проекта проходило конструктивно, а не с позиции защиты определенных личностей, которые желают остаться парламентариями пожизненно. Я лично буду поддерживать и продвигать введение одномандатного голосования. Уверен, что вместе с коллегами по партии и с коллегами из Альянса мы сможем предоставить людям право решать, кто будет представлять их в парламенте.

- Ваша инициатива может быть рассмот­рена и через призму ваших финансовых возможностей. В случае одномандатного голосования эти возможности могут быть использованы вами, чтобы контролировать как можно большее число будущих парламентариев.

- Признаться, я упускаю логику такого сценария… То, что я предлагаю, заключается в предоставлении права гражданам самим решать, кого избирать в парламент, без партийных лидеров и иных персонажей. Доверяем ли мы нашим гражданам вопрос избрания тех, кто достоин быть в парламенте? По-моему, это не согласуется с вашим сценарием. Но возможно, что именно его будут использовать те, которые станут блокировать данную инициативу. Надеюсь все же, что им хватит чувства ответственности, чтобы не прикрываться такими несерьезными аргументами.

- С другой стороны, есть достаточно высокий риск того, что вы больше не будете избраны в парламент…

- Гарантирую, что люди будут оценивать меня по тому, что я сделаю для них, а не по тому, что слышали обо мне. Инициатива с одномандатным голосованием только начало моей реальной деятельности на политическом поприще. Дальше будет так, как решат граждане! Я верю им и их мнению.

Вы видите, что я предложил законодательную инициативу, которая выгодна не лично мне, а всем гражданам и всем настоящим политикам. К тому же, в настоящий момент одномандатное голосование может быть неблагоприятным для меня, но я готов заплатить ценой моего неизбрания в парламент, если это необходимо для того, чтобы граждане получили свободу решать, кто достоин и кто не достоин стать депутатом. Я не нахожусь в зависимости от своей парламентской должности. Но если мы будем и дальше продолжать действовать через призму личных и партийных интересов, то только увеличим разрыв между политическим классом и гражданами.

- Являетесь ли вы «кукловодом», как вас называют ваши политические оппоненты?

- Люди всегда опасаются вещей, которых не понимают или о которых не знают. Я реже появлялся на телевидении, чем другие политики, что позволило моим оппонентам представить меня так, как им было выгодно, создав мне определенный образ и штамп. И потом, вам знакома ситуация, когда некоторые политики не в состоянии объяснить, почему в стране процессы не происходят так, как должны, почему доходы людей не растут, в то время как преступность, напротив, растет, почему увеличивается уклонение от налогов, они придумывают персонаж, на которого можно свалить вину за все происходящее.

Долгое время именно мое имя использовали в этих целях. В течение двух лет во всех проблемах этой страны был виноват Плахотнюк. И когда случилось наводнение, именно я не остановил дождь.

У меня нет времени для обид и я прекрасно понимаю эту политическую игру, даже если порой она является доказательством слабости тех, кто ее ведет. Я с полной уверенностью могу вам сказать, что никогда не соглашусь стать ширмой, за которой скрываются некомпетентные политики.

- Не похоже, чтобы вы были довольны тем, что происходит в политической жизни… Почему же вы не уйдете из политики и не вернетесь в бизнес?

- А кто может быть доволен тем, что происходит сейчас в политической жизни?! Безусловно, я не доволен. Это и было моим мотивом прийти в политику. Хочу внести свой вклад в профессиональное формирование политического класса, попробовав применить новое отношение, когда: политики не говорят о том, что в их представлении хорошо для народа; не ставят популизм превыше работы; понимают, что государственная должность дает не только привилегии, а в первую очередь, налагает ответственность.

- Вы обсуждали инициативу одномандатного голосования с коллегами из Альянса?

- Коллеги из Альянса неоднократно положительно отзывались о принципах одномандатного голосования. Некоторые из них даже включили элементы этой избирательной системы в свою политическую программу, но по неизвестным причинам не реализуют их. Хочу, чтобы вы правильно меня поняли, данный проект может быть подготовлен только совместно с коллегами из Альянса и из парламента. Я не претендую на эксклюзивное право в этом вопросе. Я уже говорил вам, что для меня важнее результат, нежели инициатива. И еще, я не соревнуюсь ни с одним из политиков и веду конкурентную борьбу только с самим собой, со своими собственными проектами, стремлением их реализовать и внести что-то новое в политику.

- Почему вы так редко появляетесь на публике?

- В первую очередь, я очень ограничен во времени, чтобы целый день пропадать на телевидении. Вы сами могли убедиться в том, сколько потребовалось времени, чтобы это интервью состоялось. Во-вторых, я не привык к выходам с публичными выступлениями, как это обычно делают политики. Я выхожу тогда, когда у меня есть что сказать. К тому же, у Демократической партии достаточно тех, кто способен прекрасно представить нас в медийном пространстве.